Тревога за детей: чего боятся мамы

Казалось бы, что может быть нормальнее и естественнее, чем материнская тревога за детей? Дети только учатся взаимодействовать с этим миром, они падают, набивают себе шишки, болеют, — по-детски, но страдают. И кому, как не родным мамам, тревожиться об их будущем? Однако бывает, что чувство тревоги как будто «зашкаливает», и мама не может думать ни о чем другом, кроме того, что с ее ребенком может случиться что-то страшное. 

Вообще, тревога за ребенка у некоторых мам появляется еще во время беременности. Врачи утверждают, что это гормоны, и рекомендуют прогулки на свежем воздухе и медитации. Ученые считают, что это задумка природы — повышенная тревожность за свое чадо: хорошая мать должна все предвидеть, все предусмотреть, уберечь ребенка от любой опасности.
Но что делать, если материнская тревога переходит все мыслимые и немыслимые границы, и, вместо того чтобы предостерегать ребенка от опасности, мать начинает видеть угрозу его жизни даже там, где ее вовсе нет?

Материнская тревога: где заканчивается норма?

Старшее поколение успокаивает новоиспеченных мам: «Ничего, первые год-два будет тревожно, а потом пройдет». Но материнская тревога проходит не всегда. У некоторых она с взрослением ребенка как будто только усиливается. 

Пошел ребенок в сад — мама волнуется: а вдруг его там другой ребенок обидит и он постесняется сказать воспитательнице? А вдруг его сама воспитательница ни за что наругает, в угол поставит и он, бедненький, плакать будет? А вдруг им там еду невкусную дают и он голодным останется, живот заболит? А вдруг то? А вдруг это?..

Пойдет ребенок в школу — тревога за него только усилится, ведь там и сверстники-задиры, и вымещающие на учениках свою злобу учителя, и педофилы стаями вокруг школ вьются, и террористы под окном!
И хотя современная жизнь — это уже источник беспокойств (эпидемии неизвестных болезней, огромное количество транспорта, терроризм, наркомания, педофилия — всем этим мы расплачиваемся за прогресс), постоянная тревога за ребенка на грани невроза не является нормой. 

Согласно знаниям тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана самыми тревожными мамами являются женщины с анально-зрительной связкой векторов. Это самые заботливые, терпеливые, любящие мамы, целиком и полностью готовые посвятить свою жизнь воспитанию детей. Однако они же могут быть и очень тревожными — настолько, что эта тревога будет сводить с ума не только самих мам, но и «душить» их детей. Чувство тревоги «зашкаливает» при определенных состояниях анального и зрительного векторов.

Недостаточно реализованные в социуме, анально-зрительные мамы окружают детей сверхзаботой, лишая их возможности адекватно развиваться. Ограждают от малейшей трудности, с которой ребенок может и должен справляться самостоятельно, обучаясь жизни в обществе. 

Зрительный вектор, который находится в страхе, превращает эту сверхзаботу в сверхтревогу: мама переживает за ребенка всегда и везде, даже если его жизни совершенно ничего не угрожает. 

Подобная материнская тревога — очень тяжелое состояние. Оно эмоционально выматывает, отбирает все силы, ведь воображение рисует страшные картины, на которые тут же отзываются эмоции: становится страшно, затем начинается приступ паники, который проходит только тогда, когда мама убеждается в том, что с ребенком все в порядке. 

Почему анально-зрительная мама так сильно боится, что с ее ребенком что-то случится? И без того напуганная всеми «ужасами», которые происходят в мире, такая мама как будто коллекционирует в уме все несчастные случаи, которые происходят или происходили с разными детьми. Причем страхи мам с анально-зрительной связкой векторов обладают особенно сильным на них воздействием, так как они любят прокручивать их в голове раз за разом, не в силах избавиться от черных мыслей. Отчего так? Оттого, что анальный тип мышления (который направлен в прошлое, «настроен» на постоянное обдумывание одного и того же) не позволяет им с легкостью очистить свой ум от вязких, липких страхов за жизнь своего ребенка.

Обладающая повышенной эмоциональностью (зрительный вектор), она не может сдержать себя в деструктивной фантазии. И вместо того чтобы направить свою эмоциональность в созидательное русло (на сопереживание другим и всеобъемлющую любовь), она истощает саму себя своими безудержными переживаниями.

Со стороны такое поведение выглядит абсурдно: изнемогая от своих страхов и тревоги за ребенка, мать, не сумев дозвониться до него после уроков, представляет себе самые страшные картины и в истерике звонит в полицию, морг и скорую, уверенная в том, что с ребенком что-то случилось. 

Такая тревожная мама запросто может отвести ребенка к врачу, подозревая у него какую-то скрытую тяжелую болезнь, хотя и внешне, и по анализам ребенок абсолютно здоров. При этом далеко не каждый врач, взглянув на анализы, сможет убедить запуганную мать оставить ребенка в покое — она скорее сделает выводы о некомпетентности доктора, чем бросит свою затею.

Кроме всего прочего, мама с повышенной тревожностью слишком занята своими переживаниями, она чаще всего уделяет внимание малышу лишь формально. От вечных тревог и напряжения у нее ухудшается самочувствие, болит голова, развивается бессонница, появляются странные сны. Склонная к суевериям (еще одно проявление неразвитого зрительного вектора), она слишком много значения придает таким снам и становится еще более тревожной.

Стараясь оградить ребенка от всех опасностей, такая мама очень многого его лишает: радости первых открытий, общения со сверстниками (нередко тревожные мамы категорически против детских садов — там же опасно!), исследования окружающего мира, полноценного развития — у ребенка нет возможности принимать собственные решения.

Материнская тревога: что делать?

Что же делать, если гипертрофированная материнская тревога не дает спокойно жить ни вам, ни вашему ребенку? Женщины, лишенные подобных страхов, обычно шутят: надо просто завести много детей. Вы будете слишком заняты, чтобы «распыляться» на всякую ерунду в виде выдумывания страхов. 

Однако такой метод вряд ли сможет устранить саму причину тревоги у мамы с анально-зрительной связкой векторов. Разве что заглушить ее на время. Дети вырастут, заботы утихнут — и тревога вновь займет свое место. 

Бороться с причиной таких разрушительных состояний вы сможете после того, как пройдете тренинг «Системно-векторная психология» и поймете причину своих состояний. Вам предстоит распутать длинную цепочку событий из самого детства, но разорвать ее можно в любом возрасте — если осознавать и действовать. 

А как действовать? Что осознавать? Приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана и узнайте ответы на очень многие свои вопросы. В том числе о том, как избавиться от повышенной тревожности за детей. 

Автор Анна Кудрявцева

Корректор Анна Сорокина

Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

 

Рейтинг: 
Average: 4.4 (7 votes)






Комментарии
Аватар пользователя Ива У

Ребенок нуждается в маме,  в обущении безопасности рядом с ней, защищенности, он зависим от нее полностью. А когда мама постоянно встревожена, только дай повод, нервничает, допридумывает то, чего нет, делает из любой мухи слона, паникует постоянно ожидает что что-то может случиться, что чувствует ребенок рядом с ней? Не думаю что он чувствует безопасность и что это никак на нем не сказывается в дальнейшем.
Аватар пользователя Елена Смирнова

Ужасное состояние - ни себе покоя, ни ребенку...Тут действительно мама больше сосредоточена на своих переживаниях, нежели на ребенке. От этого, конечно, надо избавляться.
Аватар пользователя Юлия Эргин

Я часто тревожилась за детей,пока не начала работать над собой. Поняла, что мир безопасен, и в большенстве своем  страхи иллюзорны.Матернинская тревоа приносит больше неприятностей, чем  пользы и детяи и самой маме.