Почему ребенок врет? Тайные монстры детского подсознания

Почему ребенок врет? Несмотря на то, что проблема детской лжи психологами изучается уже давно, недифференцированный подход не дает возможности найти ответ на этот вопрос.

Одним из заблуждений современных психологов является следующее утверждение: «Вымыслы, уловки и ложь ребенка — это лишь проявление более зрелых и логичных форм воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления (истерики, слезы, выпрашивание и т. д.)»

Другими словами, психологи считают, что ребенок врет для того, чтобы манипулировать окружающими.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет взглянуть на эту проблему гораздо шире и глубже.

Почему ребенок врет: польза-выгода

— Сынок, тебе сегодня домашнее задание задали?
— Нет, мам, мы все успели в классе сделать, поэтому ничего не задали.
— А если я сейчас позвоню учительнице и спрошу у нее?
— Ой, я вспомнил! По русскому языку нужно упражнение выполнить…

Знакомая ситуация? Ребенок врет, пытаясь увильнуть от выполнения домашнего задания. Казалось бы, это присуще всем детям. На самом деле это не так — хитрить, ловчить и изворачиваться будут лишь те дети, в наборе векторов которых присутствует кожный вектор, а это не более 24 % детей.

Психика этих детей очень гибкая, они быстро адаптируются в новых условиях. Это касается и убеждений кожного человека — сегодня он утверждает одно, а завтра совершенно другое, в зависимости от того, что сулит большую выгоду.

Одно из психических свойств этих детей — экономия. Экономия времени, сил, ресурсов — всего, что можно ограничить. Кожный ребенок будет врать, пытаясь уйти от выполнения своих обязанностей, чтобы «сэкономить» время и силы для более выгодных, с его точки зрения, занятий.

Другим свойством психического кожного ребенка является нацеленность на «пользу-выгоду». Именно этим может объясняться то, что ребенок врет: с помощью лжи он может попытаться получить какую-либо пользу (например, избежать наказания или уклониться от выполнения неприятных обязанностей). Соврать кожный ребенок может и в том случае, если это сулит получение какого-либо поощрения.

При воспитании кожных детей на первом месте должна быть дисциплина — именно эти дети полноценно развиваются в условиях достаточно жесткого распорядка дня. Родителям стоит знать, что если их кожный ребенок врет, то физическое наказание недопустимо: тонкая нежная кожа такого ребенка очень чувствительна к боли. Поэтому, чтобы избежать неприятных ощущений, ребенок будет еще больше врать и изворачиваться. В качестве наказания за проступки лучше использовать ограничения в пространстве и во времени.

Почему ребенок врет: откройте ваши уши!

— Сынок, помолчи хоть десять минут — у мамы голова болит.
Малыш на минутку притих, потом его глазки хитро блеснули.
— Мама, ты знаешь, я, когда выходил гулять, видел, как дядя Ваня ударил по голове тетю Машу. Приехала скорая и милиция, тетю Машу в больницу повезли, а дядю Ваню милиционеры побили и тоже увезли, — брызгая слюнями, сообщил сынок прикрывшей глаза маме. Мама мгновенно оживилась.
— Как ударил? Когда?..

Спустя полчаса мама будет беседовать с той самой тетей Машей и узнает, что сын ей соврал — вся его история об избиении, скорой и милиции окажется чистой воды выдумкой.

Почему ребенок врет в этом случае? Ответ прост — мы имеем дело с ребенком, имеющим оральный вектор. Заинтересованный слушатель для такого ребенка жизненно необходим: проговаривая слова, он инициирует свою эрогенную (особо чувствительную) зону, которой является слизистая рта, и получает удовольствие.

Ложь в этом случае является средством привлечения внимания, — ужаснувшись трагедии, разыгравшейся в семье соседей, мама забыла о головной боли и внимает сыну. Понимая это, ребенок с оральным вектором готов говорить о чем угодно и наслаждаться вниманием слушателя.

Следует учитывать, что оральный ребенок врет очень правдоподобно — из его уст звучат умопомрачительные подробности, которые, по мнению других людей, выдумать просто невозможно. Именно эта особенность заставляет верить во все, что ребенок рассказывает.

Хочу сразу предупредить — воспитывая такого ребенка, ни в коем случае нельзя бить его по губам, даже если вы поняли, что ребенок врет. Физическое болезненное воздействие на эрогенную зону ребенка с большой долей вероятности может привести к заиканию, — иногда достаточно одного подобного эпизода для того, чтобы ребенок стал постоянным пациентом логопеда.

Почему ребенок врет: фантазии зрительного вектора

— Мама, ты знаешь, я вчера легла спать, глазки приоткрыла — а в комнату Баба Яга зашла.
— Не может быть,
— улыбнулась мама.
— Да! Она зашла, взяла моего Мишку и хотела его унести с собой. А Бобик не позволил — он как залает! Баба Яга испугалась и убежала. Мам… А давай я сегодня с тобой буду спать? Вдруг Баба Яга сегодня придет и меня захочет унести?
— Доченька, ты уже взрослая девочка, а все какие-то глупости придумываешь. Бабы Яги не бывает. Да и Бобик твой гавкать не умеет — вон он сидит, глазками-пуговками на нас смотрит.
— Я знаю, —
тяжело вздохнула малышка. — Просто я боюсь, что ко мне опять Баба Яга придет и будет за бочок щипать.

Рассказ о коварной Бабе Яге и оживающих плюшевых питомцах враньем в полном смысле слова назвать нельзя — тут больше речь идет о фантазиях. В этом случае речь идет о детях со зрительным вектором — эмоциональных, легковозбудимых, наделенных безграничной фантазией. Эти дети живут в мире, населенном сказочными персонажами, — для них плюшевый Винни-Пух такой же живой, как и мама с папой.

Впрочем, Баба Яга для такого малыша тоже реальна — ребенок не врет, рассказывая о ней. Это обязательно нужно учитывать, воспитывая ребенка со зрительным вектором. Не отмахивайтесь от фантазий своего малыша — в них он проговаривает свои нехватки и страхи, от которых ему нужно помочь избавиться.

Более подробно о фантазиях зрительного ребенка и об его воспитании можно почитать тут: Осторожно! Зрительный ребенок и любовь к тараканам

Сегодня многие родители жалуются на то, что просто не понимают своих детей, не понимают, что движет ими. Тренинг «Системно-векторная психология» — это уникальный инструмент, помогающий понять ребенка.

Понимая первопричины поступков своих детей, вы не только будете точно знать, когда ваш ребенок врет, а когда говорит правду, но и сможете создать такие условия для его развития, когда необходимость во лжи исчезнет сама собой.

Автор Клищенко Татьяна, медработник

Корректор Евгения Лицкая

Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

 

Рейтинг: 
Average: 5 (3 votes)






Комментарии
Аватар пользователя Елена Шахова

Да, мы сейчас всем классом ( родители) проходим враньё. Врут все напропалую дети ... Учителя в шоке, родители в ауте. 
Аватар пользователя Лариса

Моему кожному соседу-однокласснику не повезло. Он каждый вечер говорил, что забыл записать домашнее задание. Но в этом же подъезде жила отличница)) Не помню, с какого класса, но каждый вечер сначала за домашним заданием заходил одноклассник, а через 20-30 минут - его мать по дороге из института (она училась на вечернем отделении). Какой же был у меня шок, когда во время моей болезни Андрей зашел не просто попроведать и узнать, как скоро я пойду в школу, но и принес домашнее задание. Это было классе в шестом или седьмом. Но до окончания восьмилетки он каждый вечер заходил за домашним заданием. 
Аватар пользователя Natalie Kambur

вот я тоже замечала за собой способность приукрасить все. прям на автомате получалось. вроде и не вру, но и правду не говорю. теперь понимаю, что это похоже зрительные фантазии))