Как отучить ребенка воровать без физических наказаний

Имя: 
Катя
Вопрос: 

Здравствуйте! Помогите советом. Мой ребенок ворует... Что мы только ни делали: к бабке ходили, к психологу школьному, к психиатру даже. Все говорят, это мое воспитание виновато, что я ему все позволяю. Но это не так — я строго отношусь к ребенку, могу и прикрикнуть, и шлепнуть по заднему месту (если очень не слушается). Что говорит ваша психология о такой проблеме?

Ответ: 

Очень часто родители, столкнувшись с фактом детского воровства, оказываются в полной растерянности. Что делать? Как реагировать на чужие вещи, появившиеся у ребенка? К каким специалистам обращаться для решения этой проблемы?

И главный вопрос: как не вырастить вора?

Ответ на этот вопрос скрывается глубоко в нашем подсознании, именно там лежат корни тяги к воровству. Там же, в подсознании, находится средство, позволяющее вырастить из потенциального вора законопослушного члена общества.

Для начала примите к сведению, что ворами вопреки распространенному мнению не становятся. Ворами — рождаются. И дело тут не в «дурной наследственности». Склонность к воровству обусловлена врожденными свойствами, характерными для ребенка с кожным вектором.

Только от воспитания зависит, вырастит ли такой ребенок вором или же сможет полноценно развиться и реализовать себя как законопослушный гражданин.

Немного предыстории

В первобытной стае каждый человек выполнял определенную видовую роль, от которой зависело существование всей стаи. За добычу и сохранение пищевых запасов отвечали люди с кожным вектором — живые, подвижные, «легкие на ногу». Они составляли костяк отряда, идущего на охоту за мамонтом, а возвращаясь в пещеру, создавали неприкосновенные запасы провианта «на черный день».

Однако охота далеко не всегда была удачной, и первобытный кожный человек, идя по пути наименьшего сопротивления, отправлялся на грабеж более удачливого племени — это требовалось для выживания всей стаи.

Однако то же самое сохранение стаи требовало, чтобы в своей пещере воровство было под запретом. И кожные люди, умеющие ограничивать и свои потребности, и потребности других, создали Закон. Первоначально ограничение касалось только покражи пищи и убийства внутри стаи — кожный закон запрещал грабить, убивать соплеменников и насиловать женщин в своей стае.

Вне стаи все это только приветствовалось, так как позволяло выжить.

Сегодняшние дни

Человечество развивалось, законы усложнялись, и мы постепенно пришли к тому, что воровство попало под полный запрет. Изменилась и роль человека с кожным вектором — его врожденное стремление к экономии и самоограничению в современном мире реализуется в желании сэкономить все доступные ресурсы: энергию, пространство и время. А умение кожного человека адекватно воспринимать запрет выливается в создание законов.

Сегодня люди, обладающие свойствами кожного вектора в развитом состоянии, реализуются как архитекторы, инженеры, менеджеры, бизнесмены или законотворцы.
Однако «заданные свойства» не значит «обеспеченные». Если у ребенка с кожным вектором нет возможности полноценно развить свои свойства, заложенные в нем природой, он остается в архетипе и выполняет ту роль, которую выполнял бы в первобытной стае — роль архетипичного вора.

Почему ребенок ворует

У детей с кожным вектором есть всего 12-14 лет для того, чтобы развиться из архетипичного вора в полноценного законопослушного гражданина общества. До наступления пубертата ребенок с кожным вектором должен научиться логически мыслить, соблюдать распорядок дня, подчиняться правилам и находить применение своим врожденным способностям.

Разумеется, сделать это ребенок может только с помощью родителей. Путь становления кожного ребенка не усыпан розами: испытывая стресс, такие дети ощущают непреодолимое желание сделать покражу. Чаще всего такие эпизоды носят единичный характер и сходят «на нет» еще в дошкольном возрасте, однако в некоторых случаях подобное поведение может закрепиться.

Такая угроза возникает в том случае, если родители считают допустимым применение физических наказаний. Подобная ситуация чаще всего возникает, если кожного ребенка воспитывает родитель с анальным вектором. В этом случае возникает недопонимание, так как у родителя и ребенка не совпадают приоритеты.

Конечно, физическое наказание применяется из лучших побуждений. «Меня так воспитывали — я достойным человеком вырос. Значит, и своего ребенка так же буду воспитывать!» — примерно так размышляет родитель с анальным вектором, наказывая ремнем провинившегося отпрыска.

Беда в том, что у ребенка с кожным вектором очень нежная и чувствительная кожа, которая крайне болезненно реагирует на побои. Испытывая непереносимую боль, ребенок с кожным вектором теряет ощущение защищенности, которое родители обязаны ему обеспечить, и проваливается в сверхстресс.

Как следствие, кожный ребенок перестает развиваться, все его существо сосредотачивается на одной цели — выжить во что бы то ни стало. В результате ребенок застревает в архетипе и испытывает навязчивое желание украсть.

В подавляющем большинстве случаев такой ребенок не способен внятно объяснить, зачем он взял ту или иную вещь, ведь он берет ее не для того, чтобы получить удовольствие, а для того, чтобы уменьшить накопившееся внутри страдание.

Это сравнимо с зубной болью — когда она ненадолго исчезает, человеку становится хорошо просто потому, что страдание отступает.

Как отучить ребенка воровать

Чужие вещи, появляющиеся у вашего ребенка, — это первые звоночки, сигнализирующие о том, что он испытывает дискомфорт и чувство незащищенности. Пересмотрите режим дня, дети с кожным вектором нуждаются в соблюдении строгого распорядка дня.

Запрещая что-либо такому ребенку, не забывайте аргументировать свое решение. Вариант «нельзя, потому что я так сказал» кожному ребенку не понятен. А вот объяснение «нельзя, потому что это грозит тебе такими-то последствиями» будет воспринят с большим энтузиазмом. Помните, что для кожного вектора характерно логическое мышление, используйте это при воспитании ребенка.

В качестве поощрения ребенку с кожным вектором можно предоставлять свободное время, которым он сможет распоряжаться по своему усмотрению. Не исключайте и поощрение в виде подарков: кожные дети прекрасно понимают ценность материального вознаграждения.

Полностью исключите из воспитательного процесса физические наказания, в противном случае вы запрограммируете своего ребенка на сценарий неудачника, мазохиста и вора. Не менее опасен для формирующейся личности кожного ребенка вербальный садизм. Дело в том, что дети с кожным вектором — это прирожденные лидеры, и попытки морально подавить их погружают ребенка в стресс, что, в свою очередь, вызывает желание совершить кражу.

В качестве наказания для ребенка с кожным вектором должен выступать не «кнут», а «лишение пряника». В качестве адекватной меры наказания может выступать ограничение во времени и пространстве. Подобный подход не только не навредит психике ребенка, но и будет способствовать развитию его свойств.

Предоставьте ребенку возможность правильно развиваться: запишите его на танцы, гимнастику, легкую атлетику. Эти виды дополнительного образования способствуют развитию свойств кожного вектора.
Инициируйте эрогенную (особо чувствительную) зону вашего ребенка — побалуйте его нежными поглаживаниями или массажем. Это не просто доставит малышу удовольствие, но и подарит ему ощущение безопасности.

Каждый родитель обязан создать для ребенка условия, оптимальные для развития его свойств. Но не стоит забывать о том, что полноценно сделать это можно, лишь правильно распознав свойства, заложенные в ребенке с рождения. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана — это уникальный инструмент, позволяющий подходить к вопросам воспитания и становления личности ребенка дифференцированно, с учетом особенностей, характерных только для него. 

 

Автор Татьяна Клищенко, медработник
Корректор Анна Катаргина

Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана