Автор: webmaster_deti
«У меня брат, ему 5 лет. Он боится всего быстрого и высокого (машин, каруселей). Это все мы считали нормальным (мало ли что бывает). Но с недавних пор начало происходить что-то очень странное: он боится есть, пить. То есть, он проверяет все (!), что ест, даже если это дают родители и сами это едят. Он не ест сладкое (услышал, что это вредно). Он панически боится пить воду из под крана (ему дедушка когда-то сказал, что это вредно, хотя у нас там фильтр стоит). И чтобы он выпил или что-нибудь съел, нужно обязательно это попробовать на его глазах с его тарелки/кружки. Если этого не происходит, то он не пьет, не ест и плачет. Говорит, что боится, но чего - не знает. Его начинает даже трясти, если я заставляю его выпить обычную воду, но сама отказываюсь это попробовать.
К психиатру мама не хочет вести, т.к. где-то прочитала, что с детства этот поход к врачу будет записан в его книжке, и из-за этой записи в будущем возникнут проблемы (например, его не возьмут в армию, т. к. сочтут ненормальным). Мама боится еще, что будут пичкать таблетками.
Пожалуйста, помогите. Забыла еще: он начал постоянно плеваться. Сначала плевался на пол, теперь мы уговорили делать это на салфетку. Произносит звуки «пф-пф-пф» как паровоз. Плачет все время, говорит о смерти. Прошу вас, помогите, ведь ему только 5 лет!..»
Причина практически любых страхов связана с врожденными особенностями ребенка, которые задает ему зрительный вектор. Ребенок со зрительным вектором от природы сверхэмоционален и склонен пугаться. Он очень восприимчив к настроению окружающих, наблюдателен и замечает все, что происходит вокруг.
Когда вы сами тщательным образом стараетесь очищать продукты и воду, он моментально “считывает” ваши страхи о возможности заразиться и погибнуть от микробов. В результате боится пить и есть. Вероятно, что и корни его состояний лежат именно в страхе смерти, связанном с мнимым потреблением микробов. То есть бессознательно он испытывает страх, и сознательно, пытаясь от него освободиться, отказывается от «опасной» пищу, выплевывает еду, воду или просто слюну.
Примите к сведению такую информацию, что ребенок дошкольного возраста, особенно малыш со зрительным вектором, воспринимает не столько информацию от взрослых, сколько те эмоции, которые они передают ему с этой информацией. Вы пишете о дедушке, напугавшем его водой из-под крана. Мы, родители, естественным образом пытаемся оградить детей от опасности. Но наше взрослое понимание ситуации недоступно маленькому человеку. Он безоговорочно верит своим родителям. И когда кто-то из семьи с самыми благими намерениями рассказывает “страшные” для него истории, связанные с тем, что может произойти вследствие заражения микробами, он как должное воспринимает эту информацию вместе с теми страхами, которыми вы пытаетесь оградить его от возможных неприятностей.
У меня самой маленький сын, и я точно могу сказать, что самое непонятное для ребенка со зрительным вектором – то, что он не может увидеть. Расказывая про микробы, мы не показываем их. Мы говорим о последствиях заражения ими организма. Но сами микробы мы не можем ребенку предъявить. Очень важно понимать, что малыши со зрительным вектором имеют образное мышление. Им просто необходима картинка в голове, которая демонстрирует понятие, и эмоция, её сопровождающая. В вашем случае, получается, что картинки нет вообще, а эмоции отрицательные, в результате его воображение рисует ужасных монстров, которых он потом так боится.
Что могло бы помочь мальчику? Во-первых, необходимо снизить до минимума упоминания о возможности заражения. Если есть необходимость проговорить такие вещи, нужно делать это в спокойной обстановке, держа ребенка за руку и говорить не о возможном заболевании, а о необходимых действиях. То есть примерно так: “Малыш, нужно помыть яблоко перед едой.” Не стоит самим эмоционировать и передавать ему свои отрицательные эмоции. Если последует вопрос “ Зачем?” достаточно ответить “Так всегда делают взрослые. У нас такие правила.” Можно повторять это несколько раз, не бойтесь односложности ответа, ребенок в этом возрасте как раз очень внимателен к словам взрослых, он ищет внимания к себе и пытается адаптироваться в окружающем его мире.
Важно отметить еще одну особенность детей со зрительным вектором - их желание привлечь, сконцентрировать на себе ваше внимание. То есть, если ребенок по каким либо причинам недополучает эмоциональной близости с родителями, бессознательно он начинает провоцировать их на внимание к своей маленькой персоне посредством негативных действий (от плача до истерики). Это может стать второй бессознательной причиной описанного в вопросе поведения.
Поэтому второй совет родителям следующий. Попробуйте выбрать момент, когда и вы, и ребенок будете находиться в спокойном состоянии, в домашней обстановке. Подойдите к нему, неторопливо и нежно, возьмите за руку и скажите ему, как вы его любите. Просто и спокойно. Скажите ему о своей к нему привязанности, о том, что вы всегда рядом и готовы ему помочь. Что он – самый лучший. Позвольте ему побыть в этом состоянии душевной близости какое-то время, он возьмет столько, сколько ему нужно. Не бойтесь повторять такие подходы. Вы со временем сами почувствуете, когда это нужно вашему малышу и вам тоже. Эти удивительные минуты взаимной душевной близости помогут ему ощутить ваше тепло и естественное желание заботиться о нем и любить его, а не негативные эмоции, заставляющие его беспокоиться.
В-третьих, что касается разговоров о смерти. Если вы хотите, чтобы ваш мальчик эффективно развивался, необходимо полностью исключить моменты, вызывающие у ребёнка страх. Это страшные сказки, картинки со злобными зверями, книжки, в которых герой оказывается съеденным или убитым, игры-пугалки, особенно в темноте. Все вышеупомянутые пагубные для зрительного малыша виды деятельностина могут зафиксировать его на страхе и приостановить нормальное развитие. Помните, что попытки напугать мальчика с целью обезопасить его, приводят к разрастанию страшных фантазий, ущемляющих его развитие.
В-четвертых, родители, порой неосознанно, передают детям собственные страхи и тревоги. Очень желательно отрегулировать свой собственный эмоциональный фон. Общаться спокойно, снизить уровень натяжения в отношениях, улаживать конфликты мирным путем. Все обстоятельства семьи непосредственно касаются всех её участников, вовлечены в отношения все, и детки тоже. Они как лакмусовые бумажки являются индикаторами всех событий, участниками которых им приходится быть.
Написано с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана