Как мне, маме, относиться к поведению ребенка?

Имя: 
Наталия
Вопрос: 

Добрый вечер! Все больше последнее время убеждаюсь в том, что не могу спокойно относиться к гиперактивности и непослушанию сына. Сене 8,5 лет. Мальчишка очень добрый, любознательный, многознающий, но... Его поведение вводит меня в бешенство. Я понимаю, что он не такой, как все. Я это вижу... Мне очень тяжело это принять, хотя, наверное, пора уже. Очень расстраиваюсь из-за этого, не знаю, как изменить ситуацию.

Опишу все по порядку. Арсенька — долгожданный, очень желанный ребенок, всеми в семье любимый. С рождения проявлял характер — ни за что не хотел сосать грудь! Потом наслоились неврологические проблемы: повышенное внутричерепное давление, синдром двигательных нарушений. Чуть позже моторная алалия (в 3,5 года), в 4 года заговорил целыми предложениями, рассказами. Так радовался, что может говорить, все рассказывал, не умолкая. Словарный запас у него был (занимались с ним дома по рекомендации логопеда) и есть огромный. Через год — дизартрия, ОНР (общее недоразвитие речи) третьего уровня.

Арсений очень любит читать, энциклопедии особенно, с удовольствие разгадывает сканворды, играет в бакуганов, конструктор лего. Мечтает, когда вырастет, стать ветеринаром или палеонтологом (с его слов). Читать научился сам по детскому компьютеру в 6 лет (в логопедической группе не разрешали родителям учить детей чтению). Через месяц читал почти целыми словами. Читал все и везде, жить без чтения не мог! Потом пошли в сад в логопедическую подготовительную группу, и наш логопед ЗАПРЕТИЛ ребенку не то что читать, а даже носить книжки в детский сад. А книжки — это вся его жизнь!!! Начался ад: истерики, головные боли, страхи. Как следствие — заикание, тики. Потом присоединились жесткие приступы холецистита с капельницами и уколами в стационаре. Страхи увеличились, тики стали более обширные, как и заикание.

В 2012 году пошли в первый класс. Через две недели попали в областной стационар в лор-отделение с острым фронтитом, который долго и упорно не поддавался лечению... К концу второй четверти сынуля догнал одноклассников в учебе, научился писать, хотя это ему труднее всего давалось: сын левша, и моторика руки страдает. В школе учитель особых проблем с поведением не видит. Только что несамостоятельный, одевается медленно и неуклюже, с пуговицами и шнурками не дружит. Итоговые контрольные работы написал без ошибок. Это вкратце об успехах.

Меня беспокоит его моторная расторможенность, патологическая любознательность, упрямство. Если идем гулять вместе, то несется впереди планеты всей, размахивая руками, подпрыгивая и что-то высвистывая. Подруги мне говорят, что это мальчик — он и должен себя так вести, а не идти рядом с тобой за ручку. А я вся в сомнениях. Если ему что-то запрещаешь, раз пять нужно повторить, а бывает, что даже встать и за руку отвести. Всегда глаз да глаз, чтоб не влез куда-нибудь и чего-нибудь не натворил. Хотя не скажу, что пакостит, скорее экспериментирует. Когда что-то рассказывает, то на месте сидеть практически не может: ходит, размахивает руками. Вот вкратце о нашем поведении.

Повторюсь, что очень его люблю, и мое неприятие его таким, какой он есть, очень дисбалансирует меня. Я периодически срываюсь на сыне, что, прекрасно понимаю, недопустимо ни в какой ситуации, тем более в нашей. Я вся, как ком нервов, замыкаюсь — на сердце в прямом смысле тяжесть. Не вижу просвета в жизни — в общем, депрессирую. Но главное, страдает мой ребенок, он ведь это все чувствует. Подскажите, пожалуйста, как мне себя с ним вести в разных ситуациях? Посоветуйте, а то я чувствую, что совсем отчаиваюсь. Спасибо!

Ответ: 

Здравствуйте! Хочу начать с того, что у вас очень одаренный ребенок, ему многое дано от природы, он действительно может стать и врачом, и ученым, но вы должны ему в этом помочь. Все его врожденные качества важно понять и развить, чтобы в дальнейшем он смог себя реализовать и быть по-настоящему счастливым, а не мучиться сам с собой, не зная, как себя применить.

Сейчас его ситуация такова, что ему психологически очень трудно — на это указывают такие проявления, как упрямство, заикание, страхи, истерики, тики… Описанные вами сложности — это психологические реакции ребенка, который получает неправильное давление на свои свойства. Гиперактивность и непослушание — это признаки ребенка, у которого есть кожный вектор. Быть подвижным и экспериментировать, пробовать границы дозволенного — это его нормальное поведение, часть процесса развития.

Для него очень важны именно разумные ограничения: когда мы запрещаем, мы всегда должны объяснить, почему нельзя, и (внимание!) сказать, что МОЖНО. Пытаясь излишне подавить его активность, мы лишь лишаем нормального наполнения свойства кожного вектора — в результате его моторная активность принимает уже неуправляемый характер. Тики так же свидетельствуют о стрессе в кожном векторе.

Такого ребенка важно приучить к дисциплине, распорядку дня, определенным правилам (разумным, применимым к нему с учетом его свойств, с которыми вам поможет разобраться тренинг «Системно-векторная психология») и направить его неуемную энергию в креативное русло. Записать его в спортивную секцию, еще лучше — занять его мозг решением логических задач, изобретением (он мог бы ходить в соответствующий кружок). Он все равно будет подвижным (образно говоря, птица хочет летать и не хочет ползать), но он уже не будет дерганым и неусидчивым, и вы всегда сможете с ним договориться.

Истерики, страхи — это симптомы со стороны зрительного вектора. У такого ребенка очень яркая эмоциональность и в потенциале очень мощный интеллект. Любознательность — естественная часть познания мира. Важно и здесь понимать особенности вашего ребенка и правильно направить его развитие, чтобы страхи и истерики не закрепились у него как способ проживания своих эмоций.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан подробно рассказывает, каким образом строить общение с таким ребенком. Ключевое для него — эмоциональная связь с мамой, через правильно выстроенную связь вы способны научить его глубоко чувствовать людей, то есть любить и сопереживать; тогда свои эмоции он сможет выражать через позитивные чувства: любовь и чуткость к людям — в этом случае страхам просто не останется места.

Вы правильно заметили, что чтение — это его все! Через книги развивается его интеллект и чувственность — ни в коем случае нельзя лишать зрительного ребенка чтения. Потери в развитии для него будут гораздо серьезнее, чем возможные приобретения. Заикание так же всегда очень показательное нарушение, которое имеет, как правило, психогенную природу, но в данном случае недостаточно данных, чтобы утверждать о его причинах наверняка.

Упрямство — серьезный симптом у ребенка, связанный с большим стрессом в анальном векторе. Анальные дети несамостоятельны, медлительны, им как воздух необходима мамина поддержка — вот чтобы он всегда ощущал, что вы его тыл. Если это ощущение защищенности нарушается (когда вы срываетесь на ребенка, резко высказываете ему свое неодобрение), то он получает сильный удар по психике, на который реагирует обидой. Дети с анальным вектором от природы послушны, и если такой ребенок начинает именно упрямиться, то это говорит о том, что в ребенке уже есть обида на маму, которая возникает от отсутствия чувства защищенности.

Мама — самый важный в его жизни человек, он вас бесконечно любит, и если он не чувствует вашей поддержки, не видит в вас опоры его начинаниям и даже экспериментам (а как иначе ребенку учиться и развиваться?), то это становится его уязвимым местом, а обида может определить негативный сценарий уже его взрослой жизни. Через ваше отношение к нему он сделает проекцию на всех женщин и на мир в целом. Ваш контакт с ребенком и взаимопонимание играют ключевую роль.

Здесь я показала только некоторые маленькие детали. Вам важно увидеть картину целиком, по-настоящему понять своего ребенка. Чтобы его принять, его важно понять, разобраться системно, что движет вашим ребенком, какие желания, какие свойства заложены в него от природы. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вопросы, которые касаются вашего ребенка, разбираются подробно; вы сможете понять, как действовать, чтобы помочь себе и своему ребенку. Кроме того, вы сможете разобраться в причинах своих собственных переживаний.

Почему вам так тяжело принять его таким, какой он есть? Чем более наполнен родитель, чем лучше он понимает самого себя, свои желания и реакции, тем более адекватно он способен взаимодействовать с ребенком. Любые нехватки родителя тут же отражаются на отношениях с ребенком и выражаются в тех или иных сложностях, связанных с ним.
 

На вопрос отвечала Диана Кирсс, семейный врач
Корректор Веронника Бриггида

Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»