Как научить ребенка дружить?

Имя: 
Алина
Вопрос: 

Помогите советом. Моему ребенку почти два года, но он очень агрессивно ведет себя с другими детьми. Как только кто-то появляется в поле его зрения, он подбегает к ребенку и пытается схватить его за руку, подергать за волосы и одежду. Я все время рассказываю ему, как нужно вести себя с детьми, объясняю, что это такие же дети, как он сам, что с ними нужно дружить, а не бить их.

Причем с детьми, которых он уже давно знает, он спокоен. И с домашними… Не понимаю, как его научить дружить? Мы уже и на площадки из-за этого ходить перестали: мне стыдно перед другими мамами

Ответ: 

Общение детей – это своеобразная наука, которой стоит поучиться. И не только детям, но и их родителям. Им просто необходимо понять, что у каждого малыша свои особенности и своя природа. Так, один ребенок от рождения послушен и спокоен, другой – эмоционален и вспыльчив, третий – властен и активен.

Что такое детская дружба? У детей с разными векторами она может быть очень разной. Так, дети с анальным вектором тяготеют к спокойным занятиям с одними и теми же «товарищами», а с кожным – к подвижным играм и в толпе. Дети с уретральным вектором не дружат, а руководят группой детей. «Мышечники» могут ходить за компанию с любым, кто придумает какое-то занятие.

Трактовок очень много, но их объединяет одно – тяга к общению, человеческая потребность жить в коллективе. И этой потребности лишать своего малыша нельзя (например, так случится, если не отвести его в 3-4 года в детский сад).

Желание общаться у детей появляется уже в 7-8 месяцев. Дети начинают тянуться к себе подобным, наблюдать за их действиями, протягивать ручки, чтобы потрогать. За компанию плакать или смеяться. В год или полтора дети уже запоминают своих приятелей и выражают радость, видя друзей издалека. И как раз к двум годам начинают пытаться общаться и взаимодействовать.

Вот здесь и начинается все самое сложное и важное. И чтобы этот период у ребенка прошел гладко, чтобы он научился дружить и общаться, чтобы его научились воспринимать и принимать другие дети (а это не менее важно), родителям нужно понять: дети не рождаются со знанием о том, как вести светские беседы. Их общение в этом возрасте сводится к тому, что один малыш взял без спросу понравившуюся машинку и моментально получил за это совком по лбу. А другой построил кулич и засыпал глаза песком тому, кто посмел нечаянно его раздавить. Вот и вся детская дружба. Нормальная и здоровая для своего возраста.

Родителям малышей в этой «горячей точке» приходится несладко: нужно по тысяче раз извиняться перед мамами других карапузов, отбирать у собственного ребенка чужие игрушки, вытряхивать из его рта и глаз горсти песка и вытирать слезы, если кто-то его толкнул или дернул за волосы. Однако отступать нельзя – убегая в панике с детской площадки, вы отодвигаете для своего ребенка то время, когда он научится «нормально» общаться с другими детьми. И чем позже это будет, тем сложнее окажется адаптация.

Чтобы вам было легче понять важность этого периода, сравните ребятишек на детской площадке с первобытной стаей. Вот в углу копошатся неторопливые мальчуганы с анальным вектором: они как первобытные защитники пещер и своих семей, основательные и вдумчивые, пытаются дружить и делать что-то вместе. А вот по площадке носятся «кожные» командиры, пытаясь завести остальную толпу. Если же в детской толпе есть ребенок с уретральным вектором, это заметят все: он, еще не умея толком разговаривать, сумеет собрать всех детей вокруг себя как истинный первобытный вождь.

В итоге дети взаимодействуют как единая группа, как единый сплоченный коллектив, в котором каждый находится на своем месте. Но чтобы понять это свое место на бессознательном уровне, малышам нужно пройти тот самый этап ранжирования – с драками, криками и первыми выяснениями отношений.

Чем вы рискуете, ограждая малыша от «опасного» общения со сверстниками? Тем, что в дальнейшем ему будет намного сложнее освоиться в новом коллективе (а это неизбежно в виде той же школы), стать в нем «своим» и найти друзей. Поэтому не бойтесь, наберитесь терпения и смелости – и вперед на детскую площадку.

На вопрос отвечала Кудрявцева Анна, учитель-филолог