Как растормошить задумчивого ребенка?

Имя: 
Кристина
Вопрос: 

Меня волнует такая проблема. Когда я играю со своей дочкой в игрушки, дочки-матери, кукольный театр, ей все нравится. Но все чаще она хочет посидеть одна, уходит в себя и играется с какими-то вымышленными друзьями. Эти ее друзья не похожи ни на те игрушки, что у нее есть, ни на героев из мультиков, которые мы ей показываем.

Я читала, что такая замкнутость характерна для детей, обделенных родительским вниманием. Но я постоянно с ней! Играю с ней, занимаюсь, разговариваю… А еще я читала, что это может быть признаком аутизма. Очень переживаю! Помогите советом, как мне растормошить ребенка!

Ответ: 

Нам, родителям, порой очень не хватает уверенности в том, правильно ли мы воспитываем своих любимых малышей. Часто сравниваем их поведение и развитие с усредненными нормами, и если наблюдается какое-то отклонение, сильно переживаем и расстраиваемся. При этом где-то в глубине души понимаем, что все дети не могут быть одинаковыми. А значит, и нормы, по которым мы проверяем своих детей, не стоит брать в расчет.

И все же опираться на что-то надо. Только на что?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана каждому родителю дает возможность узнать индивидуальные нормы развития для своего собственного ребенка. Вас настораживает замкнутость вашей девочки? Ее тяга к общению с вымышленными друзьями? Если речь идет о звуковом векторе, вам совершенно нечего опасаться.

Именно дети со звуковым вектором любят играть в одиночестве – и для них это норма. Та самая, на которую можно опираться. Для маленьких «звуковиков» нормально быть немного рассеянными, нормально не сразу отвечать на вопросы взрослых (чаще всего их ответы начинаются с: «А?..»), нормально закрывать уши при громких звуках и прятаться в тихое место, чтобы подумать. Их замкнутость нормальна, если она не граничит с патологией. С тем самым аутизмом, которого вы опасаетесь.

Аутизм – это болезнь исключительно звукового вектора. И следствие неправильного воспитания. Если в доме, где живет ребенок, нет тишины и спокойствия, если на ребенка постоянно повышают голос, пытаются его насильно сделать «нормальным» (подталкивают к общению с другими детьми, водят на шумные представления, загружают различными развивающими занятиями, которые ему не подходят, и лечат его замкнутость), – ребенок может уйти в себя и стать аутистом. 

Если у вас ребенок со звуковым вектором, это вовсе не значит, что ему нужно все время сидеть в чуланчике и размышлять о вечном. Как и любому другому, ему нужно общение, мамино внимание, любовь близких. Такой ребенок запросто пойдет на интересное представление (главное, чтобы там не было шумно), но когда вернется домой, уже вряд ли будет играть на улице с друзьями. Ему понадобятся уединение и тишина, а также ваше понимание. 

Дети со звуковым вектором и правда могут придумать себе вымышленного друга и даже частично жить в своем несуществующем для окружающих мире. Важно только следить за тем, чтобы ваш немного замкнутый ребенок не погрузился в него с головой, а продолжал общаться с миром внешним. Что будет несложно сделать, если обеспечить малышу комфортные условия, о которых было сказано выше.

Самой главной проблемой в воспитании детей нередко становятся родительские ожидания. Чтобы этого не случилось с вами, с раннего возраста своего замкнутого ребенка признайте за ним его право быть другим. Не таким, как вы, как сын вашей подруги или даже как все дети в его детсадовской группе. Если у вас нет звукового вектора, вам может казаться, что ваш ребенок чересчур медлителен, ленив, нелюбознателен. И большой ошибкой будет пытаться его растормошить, изменить, переделать. И даже если вы не будете пытаться изменить свое чадо, но при этом по-прежнему будете ожидать от него другого поведения, ребенок это почувствует. Почувствует ваше разочарование, которое лишь разовьет в нем комплекс неполноценности. 

Так что же делать? Оставить ребенка наедине с самим собой? Не тормошить и не веселить? Нет. Ребенка нужно продолжать развивать, учитывая его врожденные склонности и особенности характера. Без должного внимания он не станет гармонично развитой личностью, а вот при грамотном подходе вырастет счастливым и реализованным человеком.

На вопрос отвечала Кудрявцева Анна