Нехватка внимания или диагноз?

Имя: 
Светлана
Вопрос: 

Здравствуйте! Моей дочери 2 года 8 месяцев, стого момента как ребенок пошел в садик у нас начались проблемы не только со здоровьем но и социалной адаптацией и развитием ребенка. По подрядку...Начну стого что я вышла на работу когда ребенку исполнилось 3 месяца, основное время с ней сидела моя мама (бабушка) я старалась пиезжать ко второй половине дня. Как таковых проблем со здоровьем и развитием у ребенка не было, она с удовольствием ходила на площадку, болели ОРЗ в основном. Когда ребенку исполнилось 1 год и 10 месяцев мы отдали ее в садик.Наши переживания были от того что в группе были основная масса дети на полгода и год старше а ровесников ее мало и не с сентября а с ноября 2012г..Сидеть на горшке мы еще не умели, были на смеси (болше перед сном) и сосала соску (что до сих пор) Пошла она туда с удовольствием, через 2 недели подхватила лямблиоз и вся семья переболела, лечение как потом выяснилось было не доконца правильным и последсвия до сих пор ощущаем. С этого момента ребенок стал все болеть, до шло до того что ходим на 1 день и весь остальной месяц болеем.Все педиатры и остальные врачи мне хором говорят сами виоваты рано отдали в садик..Весной заболела я с кишечником (язва, хелико бактер и т.д.) процес лечения до сих пор (уже полгода), а в первое время ребенок часто наблюдал как я горстями пью таблетки и все время жалуюсь на живот.. и похоже она это хорошо запомнила, сейчас я стараюсь поменьше при ней принимать таблетки (когда она видит она все время говорит "мама живот?") и вообще говорю что живот не болит.Зато она теперь под любым поводом все смахивает на живот, если я правильно замечаю...все что она не хочет делать, когда хочет внимания чуть что...живот. Сначала я боялась что она от меня заразилась и у нее проблемы такие же как у меня, но врачи меня вроде как успокоили что не так...первые месяцы мы давали лекарста от живота...потом стали изучать и сейчас проходим обследование...анализы нормальные, узи хорошее...все вроде в порядке...но ребенок все время чуть что жалуется на живот....а с недавнего времени когда я стала подлавливать ее, она жалуется то на голову, руки, ноги, глаза болят....Я не знаю как это изменить.. Получается что она манипулиует этим, а как переубедить?

Ответ: 

Здравствуйте, Светлана!

Вам пришлось нелегко – впервые более серьезно, чем всегда, заболел ребенок, «досталось» и вам. Физические болезни подрывают иммунитет, ослабляется нервная система – как у детей, так и у взрослых. Но если последние довольно быстро приходят в норму, то с детьми такое случается далеко не сразу. Особенно если у маленького человечка уже есть какие-то свои психологические трудности, с которыми ему совсем непросто справиться.

Вы пишете, что рано вышли на работу после рождения дочери, а также довольно рано отдали ее в сад. Девочка пошла в детский сад с удовольствием, но довольно скоро заболела. 

К сожалению, вы ничего не пишете о периоде адаптации к детскому саду (хотя в начале письма отмечаете, что есть какие-то проблемы с социальной адаптацией): был ли он болезненный или девочка сразу же нашла общий язык с воспитателями и детьми? Почему она любит гулять на площадке: потому что ей нравится гулять по улице или потому что нравится общаться с другими детьми? Ничего неизвестно о характере вашей дочери, чтобы давать вам какие-то развернутые советы: медлительная ли у вас девочка или, наоборот, шустрая непоседа, как развита для своих лет, зависит ли она от вас и бабушки (раз та больше времени проводит с ребенком) или с легкостью отпускает вас обеих домой, оставаясь в детском саду?

То, что девочка почти до 3 лет сосет соску, может говорить о том, что у нее есть анальный вектор. А может и не говорить. То, что ребенок стал часто болеть, оказавшись в новом коллективе, также может свидетельствовать о том, что так проявляется неспособность девочки так быстро принять новую обстановку (тоже анальный вектор). С другой стороны, частые простудные болезни свойственны и зрительным детям, которые не способны ни «букашку» задавить, ни бактерию в собственном организме. 

Вы заметили, что ваша девочка упоминает о боли в животе и других частях тела, когда хочет от вас внимания. И считаете, что это манипуляция. Пытаетесь понять, как переубедить дочь манипулировать. 

Однако в этой ситуации нужно не переубеждать – никакие логические доводы, упрашивания или строгость здесь не помогут. Потому что манипуляции исчезнут, как только девочка получит то, чего ей так не хватает – вашего внимания. 

 Даже когда рядом находится другой близкий человек (например, бабушка), маленькому ребенку больше всего нужна мама. Мама – это символ заботы, спокойствия, уюта и защищенности для любого малыша. Но если у ребенка есть анальный и зрительный вектора, мама ему нужна даже больше, чем всем остальным. 

Так, ребенок с анальным вектором, который вынужден редко видеться с матерью, обычно растет сомневающимся в себе, безынициативным, медлительным. Отсутствие матери рядом для него означает отсутствие защиты и помощи, без которой ребенок не может развиваться и адаптироваться к окружающему миру.

Ребенок со зрительным вектором очень нуждается в выражении материнской любви. Для него это не только ласковые объятия и слова любви, но и совместные игры с мамой, ее внимание ко всему, чем занят такой малыш. Время, проведенное с бабушкой, игры с детьми на время удовлетворяют его тягу к вниманию, однако мама остается человеком, внимание которого важнее всего. 

Если у таких детей «отобрать» (пусть и на время) маму, они, не отдавая себе в этом отчета, будут требовать ее обратно. Каждый по-своему. Ребенок с анальным вектором будет цепляться за мамину юбку, хвататься за нее при первой же возможности, не желая отходить ни на шаг. И в следующий раз не захочет ее «отдавать» (а если его заставить, будет жестоко страдать). 

Ребенок со зрительным вектором для привлечения к себе внимания может начать манипулировать – так, как умеет: кто закатывать истерики, а кто выдумывать, что у него что-то болит, лишь бы мама успокоила, пожалела, уделила внимание.

Такое поведение будет продолжаться из раза в раз, пока у ребенка есть потребность в мамином внимании (с возрастом все это выливается в более серьезные проблемы). И ругать его за это, упрашивать его прекратить, пытаться отвлечь его внимание на что-то другое будет неверным шагом. Куда легче (и правильнее!) дать ему то, чего он так хочет. Даже если мама сильно устала и хочет побыть одна или заняться домашними делами, даже если нет времени и нужно работать, в такие минуты стоит поступиться своими интересами и провести время с ребенком, уделяя ему максимум внимания. Ведь ребенок любимый. И ему это пойдет на пользу.

Но, конечно, чтобы решить проблему полностью, надо разобраться во всех векторах ребенка. А также в своих собственных. Ведь нередко проблемы в поведении детей становятся всего лишь отражением неправильных действий взрослых. Эти действия чаще всего неосознанные, не специальные, как будто не подвластные контролю со стороны родителей. Однако это не так – отслеживать и контролировать их можно, но только после того, как получится разобраться с самим собой.

Как это сделать? Прослушать курс лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, не выходя из дома. А для более полной картины посетить бесплатный тренинг, на котором вам дадут исчерпывающую информацию об этом уникальном направлении в психологии и о том, что будет изучаться в ходе курса лекций.