Общаясь со сверстниками, ребёнок теряет голову

Имя: 
Алёна
Вопрос: 

У нас такая ситуация: Наша дочка 3-х лет, когда находится на площадке, на занятиях и там , где более чем 1 ребенок, помимо нее, "теряет" голову. Она не видит и не слышит ничего, не слушается, ведет себя вызывающе , становится неуправляемой. Появляется сумасшедший, как будто нервный смех, я ее не узнаю! Как вы можете прокомментировать это? Что посоветовать?

В садик не ходим, часть времени проводит с бабушкой, муж и я работаем, я работаю полдня, днем уже дома. Такая ситуация с неуправляемостью возникла примерно месяца 3-4 назад. Работаю уже второй год. Когда дочка " теряет голову", мы пытаемся немного успокоить ее (подзывааем к себе и пытаемся объяснить, что нужно быть немного поспокойнее).

Это действует, когда она еще не так сильно разгорячилась, но ненадолго. В возбужденном состоянии она хорошо поддерживает контакт с окружающими ее детьми, она копирует поведения всех детей, но только либо тех кто младше ее , либо своих ровесников. Старших детей, я заметила , ей просто неинтересно копировать. Во время игры с детьми, она полностью от меня отключается, она не видит и не слышит, что я ей говорю (например, я говорю, что туда бегать нельзя, потому что там собаки , но она не слышит меня, и бежит сломя голову, хотя без компании детей такого нет, она понимает и слушает то, что я ей говорю, интересуясь почему туда нельзя). Когда мы с ней вдвоем занимаемся дома (рисуем, танцуем, читаем и т.д.) все спокойно и хорошо, но когда приходим на занятия , где София танцует и поет с компанией детей, перед занятиями нужно поговорить с ней, настроить, чтобы поведение было более менее спокойное, тогда еще ничего. Но учительница периодически говорит ей: "Соня , Соня!" и она успокаивается. Успокоиться быстро может в том случае, если вовремя поймать момент и уводить еe. Но если упустить этот момент, то заканчивается истерикой. Такого с ней не происходит , если она играет с более старшими детьми.

Ответ: 

Здравствуйте, Алена!

Попробуем разобраться в том, что Вас так сильно тревожит. Необходимо принять как данность тот факт, что со сверстниками ребенок общается по-другому. Главное отличие, и Вы упоминаете о нём в описании Сонечки, высокая эмоциональность и раскованность, крик, смех. Когда Соня находится в привычном для неё круге общения взрослых людей, она воспринимает их своими ориентирами. Это нормальный процесс, потому что весь мир она воспринимает через призму объяснений взрослых. Она доверяет вам, чувствует себя в безопасности и под вашим крылом. Оберегая её, взращивая в прекрасных условиях, вы создаёте как бы микромир, в то время как макромира социума невозможно избежать. И это тоже нормальный процесс.

Ребенок растет и начинает нуждаться в общении с равными себе. Это общение необходимо ей как воздух. Начиная примерно с трёхлетнего возраста для деток более привлекательным  для общения партнёром становится сверстник.  Часто это выражается в желании подражать внешним проявлениям. “Ты бегаешь, и я бегаю. У тебя шапочка с помпоном, и у меня тоже.” Таким образом возникает некое подобие общности. Но почему и для чего нужна общность ребенку в этом возрасте?

Ответ даёт Системно-векторная психология. В детском обществе закладываются первые навыки поведения в социуме. Речь идёт о так называемом ранжировании. Только общаясь со сверстниками ребенок научается адаптироваться в коллективе, научается находить свое место. Это наиважнейший момент детского развития, определяющий в дальнейшем место взрослого человека в обществе.

Соне просто необходимо установление контактов как можно с бОльшим количеством деток, т.к.  в садик она пока не ходит. Задача родителей не ограничивать эти контакты, а объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме, проявлять спокойную требовательность к исполнению этих правил. Ребенку недостает этой среды, поэтому, попадая в общество сверстников, она теряет голову. Она бессознательно стремится отыграть в детском коллективе то, что ей положено по природе.

Второй немаловажный для понимания взрослыми момент заключается в том, что при общении со сверстниками детки ведут себя непринужденно, в то время как со взрослыми они стараюстя больше придерживаться определенных норм. Взрослый устанавливает правила, а ровесник провоцирует на проявление естества и оригинальности.

Хотим мы того или нет, для того, чтобы развиться, ребенок должен пройти определенный путь, что он и делает в играх со сверстниками. То, что мы, взрослые, пытаемся развить классическими видами деятельности, такими как драматические и другие кружки, дети в этом возрасте демонстрируют естественным образом. Кривляние, придумывание небылиц, визжание, подражание друг другу, такая детская раскованность , часто утомительная и непонятная для взрослых, является важной составляющей развития ребенка. Не стоит этого пугаться. Важно научиться понимать желания и свойства своего ребенка. Вполне вероятно, что в Вашей девочке заложены ресурсы, о которых Вы и не подозреваете.

общение со сверстниками

Системно-векторная психология помогает дифференцировать детей по их заданным природным свойствами, определять их безошибочно. Это позволяет не только понять поведение и мотивы конкретного ребенка, но и понять, что от него можно требовать, а что нет. К примеру, анальные детки вполне спокойны, усидчивы и покладисты. Для них авторитет старших людей является нормой. Так же они могут вести себя в обществе более старших детей. Вы пишете о занятиях танцами, рисованием. Эти активности особенно полезны и любимы детками со зрительным вектором.

Также зрительным деткам важно привлечение к себе внимания окружающих, особенно их сверстников. Негативной формой такого привлечения может быть истерика, которую Вы упоминаете. Им так же свойственно “отзеркаливание”, они прекрасно копируют поведение окружающих. И так же как Соня без труда перенимает Ваше спокойное поведение дома, то же самое она делает с другими детьми, которые ведут себя по-другому. Это совершенно естественно для таких ребят. Невозможно поспорить с природой, строго предписав где и как проявлять свои эмоции.

Третья особенность, о которой важно упомянуть, – у деток младшего дошкольного возраста  еще только формируются навыки общения друг с другом. Любое общение между взрослыми основано на способности слышать партнера, отвечать на его запрос. Ребенок же пока говорит только о своём, он еще не может поддерживать диалог. Наверняка Вы сталкивались с тем, как собираясь, каждый из них начинает выкрикивать: A я… А вот у меня… Я… Я… Я… И так каждый говорит о своем, других не слышит. Это просто особенность взросления и становления. При Вашем умелом подходе и терпении Соня научится и вести, и поддерживать диалог. Ваша задача позитивно общаться и неоднократно объяснять непонятные ей  моменты, акцентируя внимание на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.

Забота о сохранении здоровья дочки естественна для мамы и первоочередна. Вы пишете об опасном месте, где могут быть собаки. Вы проявляете свою заботу о ней, а ей хочется проявить зарождающуюся самостоятельность. Тем более, если это происходит не в ограниченном взрослыми микромире семьи, а в социуме среди ровесников.

Вы можете, выбрав подходящий момент в спокойной обстановке, просто и тихо сообщить ей о том, как Вы волнуетесь за неё, когда она устремляется в опасное место, как Вы тревожитесь за неё, как Вы её любите и какой испытываете страх, когда она в опасности. Детки еще не умеют мыслить категориями взрослых, а вот язык чувств им очень хорошо понятен. Попробуйте искренне поговорить с ней о Ваших к ней чувствах, особенно это будет понятно ребенку со зрительным вектором. Более того, такое общение поможет Вам создать и укрепить эмоциональную связь между вами. И реакция ребенка не заставит себя ждать.

После прохождения тренинга по Системно-векторной психологии многие родители, уже по-новому, более глубоко понимая своих детей, пишут о том, как много позитивных перемен произошло в их отношениях с детьми.

Отвечала Ольга Барковская, педагог

Написано с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана