Автор: Татьяна Клищенко
У нас возникла весьма деликатная проблема - мой ребенок не хочет проситься на горшок. В связи с этим у меня возник вопрос - с какого возраста стоит начинать приучать к горшку и в какой форме это лучше делать?
"Приучение к горшку - это не физиологическая потребность ребенка, а психологическая потребность его родителей"
(Доктор Евгений Комаровский)
Ребенок и горшок. Как складываются их взаимоотношения - важно родителям. Важно воспитателям в детском саду. Эдакий показатель самостоятельности малыша. Считается, что нет однозначных рецептов приучения ребенка к горшку. Каждая семья выбирает свой путь. Рассмотрим основные подходы к проблеме научения ребенка проситься в туалет.
Раннее высаживание
Раньше начнешь, раньше закончишь. Этому принципу следуют те мамы, которые приучают к горшку новорожденного. Они внимательно наблюдают за реакцией ребенка, его мимикой и при малейших подозрениях несут малыша высаживать: кто в тазик, кто в раковину.
Уже через две недели подобной методики мама безошибочно может распознавать, что хочет сделать ребенок. Сходить в туалет «по-большому» или «по-маленькому».
Противники раннего высаживания отмечают недостатки: дрессировку проходит мама, а не ребенок приучается проситься на горшок, когда ребенок подрастает, то приходится начинать обучение сначала. Получается напрасно потраченное внимание и нервы мамы. Вместо того, чтобы лишний часок отдохнуть, уделить время себе, она не отрывалась от ребенка. В итоге, мать и ребенок два раза проходят испытание под названием приучение к горшку.
Для чего затрачивать колоссальные усилия? Похвастаться перед подругами? Разорить производителей одноразовых подгузников?
Правда, сторонницы раннего приучения ребенка говорят, что если быть последовательной, настойчивой в своих действиях, то успех гарантирован. Трудности видят те, кто не пробовал или быстро сдался.
На самом деле, в африканских поселениях женщины без проблем приучают новорожденного контролировать испражнение следующим образом: после кормления грудью поворачивают малыша спиной к себе и имитируют звуки нужного действия. После заветного "пись-пись" ребенка мать выражает радость, хвалит его. Так малыш научается писать в нужное время и в нужном месте, а до этого момента терпит.
Побочным явлением раннего высаживания называют то, что приходится вставать ночью и нести малыша в туалет, он отказывается "ходить" в памперс.
Не мытьем, так катанием
Родители с радостью пользуются достижениями современности, с момента рождения малышу надевают подгузники. Быстро, просто, функционально. Опрелости специальными кремами намажут. Памперсы-липучки заменят памперсами-трусиками. Пусть малышу будет удобно. Родителям спокойно. Ночью вставать не надо, не надо после каждого кормления вести в туалет, останавливаться в дороге.
Зачастую о приучении ребенка к горшку задумываются, если наступает пора идти в детский сад, а там, увы, детей в памперсах не берут.
Некоторые родители все равно приводят в подгузнике, но воспитатели часто отказываются менять его, так и будет малыш весь день в нем ходить с непередаваемыми ароматами. На одну воспитательницу в яслях по двадцать пять детей приходится. Жаловаться бежать? Сами виноваты — не научили ребенка в туалет проситься и на горшок ходить.
Гром грянул, родители засуетились. Срочно нужно научить. До каких только способов они в творческом порыве не додумываются:
- ведут дипломатические переговоры — пора осваивать новую территорию — горшок! К барьеру!
- старательно убеждают, уговаривают (как страдает мама, вытирая за ребенком лужи)
- покупают супер-современный горшок с цветомузыкой и с другими модными "прибамбасами"
- рассказывают сказки о пищеварительной системе человека, о том, что происходит с продуктами его жизнедеятельности. Сказки о какашках должны настроить ребенка позитивно к горшку.
- бьют детей за то, что они описались. «Головой своей запомнить не может, так попой запомнит!». Ругают, отчитывают ребенка за сделанные лужи
- словно нашкодившего котенка малыша носом тыкают в мокрые штаны
- запугивают, что в следующий раз, если детеныш оплошает, придет Баба - Яга и съест его
- шантажируют: если на горшок не попросишься, то игрушек новых не купим
- учат писать под кустик, на травку — возвращение к природе, так сказать.
При этом крики, вопли, выгибания ребенка в расчет часто не принимаются. Надо, значит, надо.
Впечатлительные родители опускают руки и утешают себя мыслью, что никогда на своем пути не встречали пятилетнего ребенка, который не умеет пользоваться унитазом и носит памперсы. Как-то все научаются. И наш научится, зачем свое и его здоровье тратить?
Мало ли что на улице другие родители говорят, для того чтобы говорить о достижениях ребенка в освоении горшка не обязательно его освоить, можно и просто поговорить, похвастаться.
Рецепт от врачей
Главным правилом здравомыслящих родителей является: процесс приучения к горшку происходит тем легче, чем ближе ребенок к достижению возраста от 2,5-3 лет. Считается, что именно в этот период головной мозг ребенка способен сознательно контролировать выделительные функции организма.
До двух лет устойчивого общения малыша с горшком добиться будет сложно, незачем и родителям голову себе забивать. Всему свое время.
Пролонгация опыта
Большинство родителей при возникновении проблемы ищут ее решение в интернете. Благо сегодня настоящее обилие форумов, блогов для молодых мам. Казалось бы, бери успешный опыт, уже апробированный на практике и пользуйся.
Штудируй книгу, например, Джины Форд “Как приучить ребенка к горшку за 7 дней”. Автор произведения считает, что до 1,5 лет и пытаться не стоит, не в состоянии малыш контролировать выделительную деятельность. Опыт африканских женщин — сказки про белого бычка, все документальные фильмы о методах обучения новорожденных правилам гигиены цивилизованной женщине не подходят. Ей на спину голого младенца сажать не надо, да и деньги на подгузник есть.
Джина Форд выделяет несколько признаков, которые должны подсказать родителям, что ребенок готов к общению с горшком: он должен знать части тела, уметь надевать и снимать штаны. Далее она дает четкие рекомендации: покупаем горшок, объясняем малышу, зачем он, водружаем в центре комнаты и начинаем семидневный марафон. Так, в первый день каждый пятнадцать минут высаживаем на горшок ребенка. Детское возмущение, истерика должны восприниматься нормально, работаем на результат.
Пробовали, но получается если перефразировать известную народную мудрость: что одному хорошо, то другому смерть.
Многодетные мамы подтверждают: одними и теми же методами приучали своих чад к горшку, но результат обучения с разными детьми — разный.
Нет и не может быть универсальных советов, если мы не понимаем с каким ребенком мы имеем дело, какими врожденными свойствами он обладает.
Системное решение
Определить врожденные вектора ребенка, то есть его психические желания, можно с рождения.
Кожный малыш — подвижный, активный, как правило, с нежной, бархатистой кожей. Для его развития нужна дисциплина, система адекватных запретов и ограничений, поощрение за хорошее поведение в виде материальной награды. При этом нужно иметь в виду, что материальное поощрение не обязательно включает в себя денежные отношения, покупку желаемых игрушек, вещей, а то, что ребенок может ощутить, почувствовать на собственной "шкуре". Например, прогулка по парку, поездка в гости, разрешение погулять на улице на час побольше или лечь спать попозже. Особенно важно осторожно поощрять денежным образом кожных девочек. Они вырастут и будут выстраивать свои отношения с другими людьми на товарной основе: ты мне — я тебе. Ни больше, ни меньше.
Категорически противопоказано бить кожных детей. Для их чувствительной кожи это колоссальный стресс. При систематической порке кожный ребенок снимает внутреннее напряжение покражей (срабатывает архетипичная программа), потом гибкая кожная психика адаптируется, привыкает и малыш начинает получать удовольствие от физического наказания. Отсюда растут ноги мазохизма.
Материальное поощрение кожной девочки в совокупности с побоями склоняют ее к негативному жизненному сценарию — проституции, ведь она воспринимает свое тело как актив.
Приучать к горшку кожного малыша эффективно, к примеру, так: познакомить его с горшком, пообещать в случае сухих штанишек сводить его в цирк, зоопарк, сказать, показать, что так вы будете ему больше доверять, больше давать свободы.
Кожному ребенку свойственно быстро обучаться новым навыкам, а также быстро переключать свое внимание на более интересные занятия. Важно закрепить полученный навык, выполнять обещания о поощрении.
Для анального малыша — спокойного, послушного, нередко коренастого, основательного туалет — священное место. Процесс дефекации — архиважный для его психики, способ стимуляции его эрогенной зоны, метод снятия стресса. Для него все новое — стресс. Мама выступает для него оплотом надежности, безопасности. Принципиально важна ее позиция. От нее требуется терпение, спокойствие. Анального ребенка нужно постепенно приучать к горшку, долго объяснять, при этом нельзя повышать на него голос - от громких криков он впадет в ступор. Ни в коем случае не торопить. Не срывать с горшка. Пусть сидит там столько, сколько хочет.
За успешное действие обязательно хвалим, но похвала должна быть справедлива, за дело.
Уретральный ребенок по природе вождь. Не терпит запретов и ограничений, приказов и предписаний. Нет для него авторитетов. Лучше всего представить горшок — как препятствие на его пути к самостоятельности. И наградить восхищением, когда он освоит горшок и будет проситься на него сам.
Кроме того, детям со зрительным вектором нравится красивый горшок, а вот малыши со звуковым вектором остро нуждаются в тишине и музыкальный горшок способен вызвать настоящий шок. Он надолго уйдет в себя и будет отказываться идти на горшок.
Горшок я называю условно, подойдет и унитаз о прочие приспособления. Так, своего малыша сразу приучала сидеть унитазе на специальной подставке. Кожно-анальному сыну жутко нравилось, что он сидит, как большой и сам может на кнопочку нажать и смыть.
Подробнее о свойствах каждого вектора можно узнать на лекциях по системно-векторной психологии и тогда процесс приучения ребенка к горшку пройдет без сучка и без задоринки.
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
На вопрос отвечала: Ольга Князева педагог-психолог