Медлительный ребенок — что делать?

Имя: 
Оксана Светличная
Вопрос: 

Здравствуйте! Подскажите, как мне решить мою проблему. Дело в том, что мой сын - очень медлительный. Он все время копается и мы из-за этого вечно куда-нибудь опаздываем. Как научить ребенка все делать быстро?

Ответ: 

Современный  человек  вынужден  поддерживать  невероятно  высокий  темп  жизни.  Скорость  приобретает  все  больше  и  большее  значение  —  скоростная  техника,  скоростной  интернет,  даже  отношения  стали  «скоростными»…

Не  удивительно,  что  в  таких  условиях  многих  родителей  тревожит  медлительность  детей.  Наблюдая  за  тем,  как  ребенок  «копается»,  родитель      испытывает  резонные  сомнения  —  а  вдруг  такой  «неспешный»    ребенок  не  сможет  завоевать  себе  место  под  солнцем  в  мире  повышенных  скоростей?

И  начинается  «исправление»  ребенка  —  специалисты  предлагают  родителям  самые  различные  коррекционные  методики,  а  также  обширный  медикаментозный  арсенал.

Быстрее,  быстрее,  еще  быстрее  —  требуем  мы  от  медлительных  детей.    Но  вместо  эффекта  ускорения  получаем  упрямство,  истерики,  проблемы  в  школе  и  прочие  «радости»…

Как  же  помочь  медлительному  ребенку?

В  кабинет  психолога  вошла  высокая  статная  женщина.  Тонкий  аромат  дорогих  духов,  модный  костюм,  высокая  шпилька  —  от  женщины  исходили  флюиды  успешности.

Вслед  за  женщиной  вошел  мальчик.  Плотненький  крепыш,    запакованный  в  аккуратный  костюмчик,  робко  вошел  в  кабинет  и  остановился  в  дверях,  насуплено  поглядывая  на  психолога.

—  Здравствуйте!  У  меня  проблема,  —  с  места  в  карьер  ринулась  женщина,  усевшись  в  кресло.  —  Мой  сын  очень  медлителен.  Пока  он  был  маленький,  я  как  то  не  обращала  внимания  на  это.  Мне  было  проще  помочь  ему  одеться  и  обуться,  чем  ждать,  пока  он  сам  соберется.  Но  в  этом  году  он  пошел  в  школу  —  и  учителя  стали  жаловаться,  что  он  ничего  не  успевает.  Я  не  знаю,  что  с  этим  делать…

Женщина  щелкнула  замочком  сумочки,  достала  платочек,  закрыла  сумочку.  Потеребила  в  руках  тонкую  ткань,  потом  опять  открыла  сумочку  и  платочек  скрылся  в  ней…

—  Я  понимаю,  ребенку  необходимо  мое  внимание,  с  ним  нужно  дополнительно  заниматься.  Но  у  меня  так  много  работы…

В  этой  небольшой  зарисовке  показано,  какие  проблемы  могут  возникнуть,  если  кожная  мама  воспитывает  ребенка  с  анальным  вектором.    Эти  дети  по  своей  природе  наиболее  зависимы  от  мамы  —  для  эффективного  развития  им  необходимо,  чтобы  она  направляла  их,  подсказывала,  что  делать,  а  также  хвалила.

Однако  кожная  мама  подчас  не  видит  в  своем  анальном  ребенке  положительных  свойств  —  через  себя  она  ощущает  ребенка  слишком  медлительным,  безынициативным  и  нерешительным.  Там,  где  она  «все  быстро сделала  бы», ребенок  «копается»,  стараясь  вникнуть  во  все  детали  и  сделать  все  пусть  не  быстро,  зато  качественно.  И  это  касается  всего,  начиная  от  шнурования  кроссовок  и  заканчивая  посещением  туалета.

Не  понимая  этого  стремления  к  перфекционизму  и  пытаясь  вылепить  ребенка  по  подобию  своему,  кожная  мама  невольно  начинает  его  подгонять,  дергать  —  и  тем  самым  вгоняет  анального  ребенка  в  ступор,  усугубляя  ситуацию.  А  ведь  для  него  очень  важно  каждое  дело  довести  до  логического  конца  —  в  противном  случае  ребенок  начинает  испытывать  стресс  и  свойства  его  вектора  уходят  в  минус:  вместо  послушания  —  упрямство,  вместо  чистоты  и  порядка  —  грязь,  вместо  заботы  о  близких — садизм.  

—  Ребята,  сдавайте  тетради!  —  учительница  обвела  взором  класс.  Ученики  завозились,  начали  передавать  тетради…  И  только  Ваня  с  последней  парты  задумчиво  смотрит  в  окно.

—  Ваня,  ты  все  написал?  —  окликнула  учительница  задумавшегося  мальчика.  Он  вздрогнул,  рассеянным  взглядом  обвел  класс,  опустил  глаза  на  лист  тетради,  девственную  чистоту  которого  нарушило  лишь  одно  предложение.

—  Я  еще  не  дописал,  —  смутился  мальчик.

—  Ну  что  ж  ты  так  медленно  пишешь-то?  —  возмутилась  учительница.  Мальчик  тяжело  вздохнул  и  взялся  за  ручку…

Медлительными и даже заторможенными могут показаться дети со звуковым вектором. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка — эти дети обладают очень чутким слухом.  Громкие крики, резкие звуки, оскорбления — все это доставляет ребенку физический дискомфорт. Кроме того, дети со звуковым вектором существуют сразу в двух мирах, разделенных их чуткой барабанной перепонкой — внешнем и внутреннем, таком же реальном для них, как и окружающий мир.

К сожалению, родители не всегда учитывают эту особенность, и пытаются   «расшевелить» ребенка со звуковым вектором всеми доступными средствами, в том числе и криком. Но если на звукового ребенка  постоянно кричат и оскорбляют, если в доме постоянно шумят, он невольно пытается снизить чувствительность эрогенной зоны — «уходит  в  себя»,  становится  неконтактным.  В  особо  тяжелых  случаях  возможно  развитие  аутистического  спектра.

Звуковые дети испытывают определенные сложности с адаптацией в школе, так как там на их барабанную перепонку обрушивается гвалт и шум.  Невозможность сосредоточиться на внутреннем мире приводит к тому, что эти дети испытывают постоянный стресс.

Кроме того, учительница с кожным вектором оценивает ребенка через себя и не понимает, что его замедленность объясняется тем, что ребенку необходимо время на то, чтобы «вынырнуть» из своего внутреннего мира, осознать вопрос, «нырнуть» назад, мгновенно решить поставленную задачу и вновь «вынырнуть», чтобы ответить.

В совокупности все это приводит к тому, что звуковые дети, обладающие  невероятно  мощным  интеллектуальным  потенциалом, подчас  оказываются  в  отстающих  учениках,  а их родители слышат  жалобы  на  то,  что  ребенок сонный, замедленный и не успевает за другими ребятами.

Усугубляется  ситуация,  если  анальный  и  звуковой  вектор  сочетаются  —  такой  ребенок  растет абсолютным интровертом  и  кажется  флегматичным,  даже  заторможенным.  Не смотря на это, в них заложен  мощный  потенциал,  порожденный  сочетанием  аналитического  мышления,  свойственного   анальному  вектору,  и  необъятного  интеллекта,  характерного  для  звукового  вектора.

Такие  дети  —  потенциальные  гении,  но лишь при условии  правильного  развития  их  свойств.  Постоянно  дергая  и  подгоняя  «медлительных»  детей, навязывая им несвойственный для них ритм жизни, мы  не  даем  возможности  правильно  развиться их свойствам — в результате  из  потенциального  гения  может  вырасти  садист  и  морально-нравственный  аутист.

Каждому  ребенку  природой  от  рождения  заданы  свойства,  позволяющие  вырасти  ему  счастливым  человеком!  Заданы — но  не  обеспечены!  И  основная  задача  родителей — обеспечить  оптимальные  условия  для  развития  этих  свойств.

Системное  мышление  дает  возможность  подходить  к  воспитанию  дифференцированно  —  развивать  те  свойства,  которые  у  ребенка  заданы,  а  не  те,  которые  мы  хотели  бы  видеть  у  него,  ощущая  «через  себя».

Только  осознав  это,  мы  перестанем  вешать  на  своих  детей  ярлыки:  «слишком  медлительный»  или  «гиперактивный»  и  начинаем  воспитывать  полноценную  Личность,  получающую  удовольствие  от  жизни.  

На вопрос отвечала Клищенко Татьяна

Статья  написана  по  материалам  тренинга  по  системно-векторной  психологии  Юрия  Бурлана