Автор: Татьяна Клищенко
Здравствуйте! Подскажите, как мне решить мою проблему. Дело в том, что мой сын - очень медлительный. Он все время копается и мы из-за этого вечно куда-нибудь опаздываем. Как научить ребенка все делать быстро?
Современный человек вынужден поддерживать невероятно высокий темп жизни. Скорость приобретает все больше и большее значение — скоростная техника, скоростной интернет, даже отношения стали «скоростными»…
Не удивительно, что в таких условиях многих родителей тревожит медлительность детей. Наблюдая за тем, как ребенок «копается», родитель испытывает резонные сомнения — а вдруг такой «неспешный» ребенок не сможет завоевать себе место под солнцем в мире повышенных скоростей?
И начинается «исправление» ребенка — специалисты предлагают родителям самые различные коррекционные методики, а также обширный медикаментозный арсенал.
Быстрее, быстрее, еще быстрее — требуем мы от медлительных детей. Но вместо эффекта ускорения получаем упрямство, истерики, проблемы в школе и прочие «радости»…
Как же помочь медлительному ребенку?
В кабинет психолога вошла высокая статная женщина. Тонкий аромат дорогих духов, модный костюм, высокая шпилька — от женщины исходили флюиды успешности.
Вслед за женщиной вошел мальчик. Плотненький крепыш, запакованный в аккуратный костюмчик, робко вошел в кабинет и остановился в дверях, насуплено поглядывая на психолога.
— Здравствуйте! У меня проблема, — с места в карьер ринулась женщина, усевшись в кресло. — Мой сын очень медлителен. Пока он был маленький, я как то не обращала внимания на это. Мне было проще помочь ему одеться и обуться, чем ждать, пока он сам соберется. Но в этом году он пошел в школу — и учителя стали жаловаться, что он ничего не успевает. Я не знаю, что с этим делать…
Женщина щелкнула замочком сумочки, достала платочек, закрыла сумочку. Потеребила в руках тонкую ткань, потом опять открыла сумочку и платочек скрылся в ней…
— Я понимаю, ребенку необходимо мое внимание, с ним нужно дополнительно заниматься. Но у меня так много работы…
В этой небольшой зарисовке показано, какие проблемы могут возникнуть, если кожная мама воспитывает ребенка с анальным вектором. Эти дети по своей природе наиболее зависимы от мамы — для эффективного развития им необходимо, чтобы она направляла их, подсказывала, что делать, а также хвалила.
Однако кожная мама подчас не видит в своем анальном ребенке положительных свойств — через себя она ощущает ребенка слишком медлительным, безынициативным и нерешительным. Там, где она «все быстро сделала бы», ребенок «копается», стараясь вникнуть во все детали и сделать все пусть не быстро, зато качественно. И это касается всего, начиная от шнурования кроссовок и заканчивая посещением туалета.
Не понимая этого стремления к перфекционизму и пытаясь вылепить ребенка по подобию своему, кожная мама невольно начинает его подгонять, дергать — и тем самым вгоняет анального ребенка в ступор, усугубляя ситуацию. А ведь для него очень важно каждое дело довести до логического конца — в противном случае ребенок начинает испытывать стресс и свойства его вектора уходят в минус: вместо послушания — упрямство, вместо чистоты и порядка — грязь, вместо заботы о близких — садизм.
— Ребята, сдавайте тетради! — учительница обвела взором класс. Ученики завозились, начали передавать тетради… И только Ваня с последней парты задумчиво смотрит в окно.
— Ваня, ты все написал? — окликнула учительница задумавшегося мальчика. Он вздрогнул, рассеянным взглядом обвел класс, опустил глаза на лист тетради, девственную чистоту которого нарушило лишь одно предложение.
— Я еще не дописал, — смутился мальчик.
— Ну что ж ты так медленно пишешь-то? — возмутилась учительница. Мальчик тяжело вздохнул и взялся за ручку…
Медлительными и даже заторможенными могут показаться дети со звуковым вектором. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка — эти дети обладают очень чутким слухом. Громкие крики, резкие звуки, оскорбления — все это доставляет ребенку физический дискомфорт. Кроме того, дети со звуковым вектором существуют сразу в двух мирах, разделенных их чуткой барабанной перепонкой — внешнем и внутреннем, таком же реальном для них, как и окружающий мир.
К сожалению, родители не всегда учитывают эту особенность, и пытаются «расшевелить» ребенка со звуковым вектором всеми доступными средствами, в том числе и криком. Но если на звукового ребенка постоянно кричат и оскорбляют, если в доме постоянно шумят, он невольно пытается снизить чувствительность эрогенной зоны — «уходит в себя», становится неконтактным. В особо тяжелых случаях возможно развитие аутистического спектра.
Звуковые дети испытывают определенные сложности с адаптацией в школе, так как там на их барабанную перепонку обрушивается гвалт и шум. Невозможность сосредоточиться на внутреннем мире приводит к тому, что эти дети испытывают постоянный стресс.
Кроме того, учительница с кожным вектором оценивает ребенка через себя и не понимает, что его замедленность объясняется тем, что ребенку необходимо время на то, чтобы «вынырнуть» из своего внутреннего мира, осознать вопрос, «нырнуть» назад, мгновенно решить поставленную задачу и вновь «вынырнуть», чтобы ответить.
В совокупности все это приводит к тому, что звуковые дети, обладающие невероятно мощным интеллектуальным потенциалом, подчас оказываются в отстающих учениках, а их родители слышат жалобы на то, что ребенок сонный, замедленный и не успевает за другими ребятами.
Усугубляется ситуация, если анальный и звуковой вектор сочетаются — такой ребенок растет абсолютным интровертом и кажется флегматичным, даже заторможенным. Не смотря на это, в них заложен мощный потенциал, порожденный сочетанием аналитического мышления, свойственного анальному вектору, и необъятного интеллекта, характерного для звукового вектора.
Такие дети — потенциальные гении, но лишь при условии правильного развития их свойств. Постоянно дергая и подгоняя «медлительных» детей, навязывая им несвойственный для них ритм жизни, мы не даем возможности правильно развиться их свойствам — в результате из потенциального гения может вырасти садист и морально-нравственный аутист.
Каждому ребенку природой от рождения заданы свойства, позволяющие вырасти ему счастливым человеком! Заданы — но не обеспечены! И основная задача родителей — обеспечить оптимальные условия для развития этих свойств.
Системное мышление дает возможность подходить к воспитанию дифференцированно — развивать те свойства, которые у ребенка заданы, а не те, которые мы хотели бы видеть у него, ощущая «через себя».
Только осознав это, мы перестанем вешать на своих детей ярлыки: «слишком медлительный» или «гиперактивный» и начинаем воспитывать полноценную Личность, получающую удовольствие от жизни.
На вопрос отвечала Клищенко Татьяна
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана