Ребенок 2,4 года долго реагирует на просьбы

Имя: 
Мария
Вопрос: 

Здравствуйте. Я мама девочки 2,4 года. В 1,5 года ребенок свободно разговаривал, читал первые стихи. Было сложно поверить, что девочке нет двух лет. И до сих пор ребенок очень любит читать, знает практически все детские песни, обожает петь, "беситься", играть, гулять, смеяться, но.... дома, когда нет незнакомых. Особенно наедине с папой и мамой ребенок просто поражает своей "шустростью". Отношения с дочкой у нас великолепные. Случаются и небольшие разногласия, которые быстро разрешаются в любви и ласке.

Говоря другим языком, ребенок в свои небольшие годики настолько "взрослый", что поражаешься умению дочери так тонко чувствовать оттенки маминого настроения и вообще воспринимать всё, что происходит. У меня даже нет ощущения, что это моя дочь. Это как невыросший взрослый человек, с которым мы вместе обитаем) Моя команда! Отсюда особенности моего поведения - я не могу позволить себе поучать ребенка, явно его корректировать даже в случае каких-то ошибок, я не кричу на нее, я всегда и в любой ситуации ЗА нее, т.е. ее поддерживаю. Даже если голова нарисована сбоку, даже если заходит бабушка, а дочь не здоровается - я не делаю ей замечаний. МНе кажется, что через годик-другой она всему этому научится...И мне как-то неловко "воспитывать" человека, себе равного. И критика в адрес моего ребенка воспринимается мной болезненно. Может быть, такое мое поведение спровоцировало моменты, которые сейчас меня тревожат.

А тревожит меня вот что. Мы посещаем занятия в школе развития. И там я не могу узнать своего ребенка - создается впечатление, что она по своему развитию едва ли не на последнем месте (хотя я-то знаю, что это далеко не так!!!). Если ей задают вопрос - она словно не слышит, не реагирует. Если преподаватель просит всех подойти и взять реквизит какой-то - она стоит и не шелохнется, пока для нее персонально не повторят задание и не обратятся по имени. В итоге за одно занятие ее имя звучит по 20 раз!!! Как будто она витает в облаках. Более того, после 10 случая "стопора" ее имя в исполнении преподавателя звучит раздраженно! Видно, что преподаватель ее отнес к заторможенным детям и не задает ей вопросы, зная, что пока она сообразит.... И в целом все занятие мой ребенок делает задания последним, после раздраженных повторений просьб преподавателя. Я при этом присутствую в сторонке и мне своего ребенка становится жалко.Я ее после занятия всегда хвалю, всегда при ней рассказываю папе, какая она сегодня была молодец, но в глубине души я очень расстроена. Я вижу, что моему ребенку трудно. Он как не от мира сего в детском коллективе, он в каком-то своем очень добром, ласковом и очень глубоком взрослом мире. И когда ее просят играть на металлофончике таким образом, а не иным, или раздраженно говорят убрать этот металлофончик, когда все детки его давно убрали, а она стоит, как глупенький "тормоз", мне очень-очень грустно за нее.  Но как тогда быть с другой стороны? Ведь преподавателю важно, чтобы все выполнили задания. А я знаю, что она не только все это может, но и многое другое.

 

Стоит в занятие мне включиться, она реагирует на все мгновенно, все делает и все знает. Но я не могу сопровождать ее и дальше, ведь она растет и ей надо как-то справляться. Впереди детский садик. Мне очень интересно, надо ли как-то ее расшевеливать, тем более так публично, или, напротив, не вмешиваться в ее зависания... По мне так это никак не изменить и не переделать, такой рожден природой человек, но мне очень хочется ошибаться. Если же это никак не изменить, то как помочь ребенку жить с такими особенностями поведения, ведь находиться ему в коллективе с одинаковыми правилами для всех.

Ответ: 

Здравствуйте, Мария!

Прежде всего хочется вам сказать спасибо – за то, как вы относитесь к своей дочери, как вы ее воспитываете, как чувствуете и понимаете. То, что ваша девочка уже хорошо разговаривает, с удовольствием читает стихи и поет песни, что она открыта в общении с родителями, говорит об одном – о том, что вы все делаете правильно. 

Однако интуитивное понимание ребенка не всегда помогает справиться с сомнениями и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях, связанных с вопросами развития малыша. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволит вам избавиться от сомнений и воспитывать дочь осознанно, с четким пониманием, как, зачем и почему.

Ваша девочка – явно обладатель звукового вектора. Об этом говорит ее необычная взрослость, но больше всего – то, что на вопросы, заданные ей раздраженным преподавателем, девочка отвечает с длинными паузами, то, что она «витает в облаках» на уроках развития. 

Дома малышка чувствует себя защищенно, потому что рядом есть любящие и – главное! – понимающие родители, от которых не нужно закрываться и отгораживаться во внутреннем мире, в котором никто не обидит. А ведь звуковики – большие интроверты. Именно они чаще всего молчаливы, любят тишину и уединение, с ранних лет начинают думать над серьезными взрослыми темами, ошарашивая родственников вопросами из разряда: «А зачем мы живем?».

Сегодня люди рождаются в основном полиморфами, то есть с набором разных векторов. Поэтому у вашей девочки вполне может быть и кожный, и зрительный, и анальный, и какие-то другие из 8 векторов. Однако звуковой доминантен, он будет «брать верх» над кожной подвижностью и зрительной общительностью, если ребенку тяжело и некомфортно в каких-то условиях.

А в каких условиях некомфортно вашей малышке? Во-первых, в условиях коллектива других детей, которые шумят, галдят, быстро следят за ходом мысли учителя и бойко отвечают на его вопросы. Во-вторых, в условиях раздраженного нетерпеливого преподавателя, который ничего не знает об особенностях звуковых детей и громко требует немедленного ответа. 

Вся эта обстановка крайне непривычна для столь маленького ребенка (2,5 года – это еще даже по сути не детсадовец), тем более звуковика. Если преподаватель кричит, дети вокруг кричат, такому ребенку доставляет это очень сильный и физический, и психологический дискомфорт. Чтобы снизить этот дискомфорт, ребенку проще всего уйти в себя и перестать различать звуки. 

Опасно ли это? Да! Такая ситуация, повторяющаяся из раза в раз, может привести к серьезным психическим нарушениям – особенно если это длится в течение всего дня (например, в детском саду или дома). Именно звуковикам может грозить опасность стать аутистами при неправильном воспитании – в неподходящих условиях, под крики и ругань родителей или учителей и воспитателей.

Как исправить вашу ситуацию? Сменить педагога. Не так важны сейчас для вашего ребенка знания, которые он получает на развивающих занятиях, как его душевное спокойствие и правильное развитие. 

Обратите внимание и на то, есть ли у вашей девочки анальный вектор (понять это точно вы сможете после прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана). В связке со звуковым вектором он дает еще более специфическое поведение: ребенку трудно адаптироваться к новым обстоятельствам и условиям жизни без поддержки матери, ему тяжело даются перемены. Так, адаптация к детскому саду у такого ребенка может длиться намного дольше, чем у других. Однако при вашем терпеливом осознанном подходе девочка без проблем и последствий привыкнет к детскому саду, воспитательнице, детям. 

Вы переживаете, что девочка без вас не справляется с заданиями учителя. Здесь, конечно, нужно знать точный набор ее векторов, чтобы понимать ситуацию до конца. Возможно, после того, как вы смените преподавателя на более терпеливого и понимающего, проблема уйдет. А если у ребенка есть анальный вектор, она может и дальше нуждаться в вашей помощи, но вы не должны переживать по этому поводу, потому что для малышей с такими особенностями психики это нормально. Поддерживайте ребенка, терпеливо помогайте ему – и спустя некоторое время он сможет сам справляться с заданиями легко и уверенно.

Вы спрашиваете, как вашей девочке жить «с такими особенностями поведения»?  Ответ один – развивать ребенка с учетом его векторов, врожденных особенностей психики. Не навредить ему неправильными действиями, быть ему и дальше лучшим другом и защитником. 

Природой в таких детей заложен огромный потенциал: именно звуковики – гении всех времен и народов. Это и создатели мировых религий, и древние философы, и гениальные поэты и музыканты, писатели, математики, физики, ученые. И если вы все будете делать правильно, ваша дочь вырастет счастливым и адаптированным к обществу человеком.

На вопрос отвечала Кудрявцева Анна