Воспитание ребенка для Ирины всегда было на первом месте. Любовь, забота, ласка, внимание… Все это она сполна дарила своему малышу. Тем более у нее была ее главная опора и поддержка — муж. Воспитание ребенка в неполной семье казалось ей делом непосильным, и она с огромным сожалением наблюдала за теми мамочками, которые были одиноки и изо всех сил старались дать своим деткам полноценное воспитание.
Судьба повернулась к Ирине спиной, когда муж ушел из семьи к другой женщине. Никитке тогда было всего три года, тогда Ирина сполна почувствовала всю тяжесть одиночества. И заключалась она далеко не только в том, что касалось воспитания. Поначалу встала самая прозаичная проблема финансов: куда устраиваться на работу, чем заниматься, чтобы не только прокормить и себя, и сына, но и сделать это так, чтобы оставалось время на его воспитание.
Несмотря на всю тяжесть расставания, бытовые проблемы быстро затмили боль потери. Воспитание ребенка при разводе Ирина помнила смутно. Слишком неприятно ей было все, что происходило. Известие об измене. Его откровенное безразличие. Легкое расставание, будто он только и ждал повода, чтобы уйти. Никита тогда был совсем ею заброшен.
Потом уже она вспоминала, что ее ребенок был не менее подавлен, чем она сама. Наверное, ему передавалось ее тяжелое состояние. Но несколько месяцев процесса развода пролетели назаметно. Ирина лихорадочно искала работу (бывший муж испарился из ее жизни и не думал подавать о себе знать).
Наконец работа была найдена. Ребенок осваивал садик, в который начал ходить как раз в это сумбурное время. Жизнь вроде бы налаживалась. В заботах-работах пролетел целый год.
К чему приводит воспитание ребенка без отца
Ирина всегда считала себя неплохой матерью. Уж если не самой лучшей, то, по крайней мере, женщиной, которая знает, как правильно заботиться о своем ребенке. Отчего вдруг ее сын стал превращаться в непослушного, вредного эгоиста, она не понимала сама. Да и не замечала этого, пока в один из вечеров, когда они были в гостях у друзей, Никитка грубо не ответил на ее замечание вести себя красиво.
— Отстань! Что хочу, то и делаю! — после этих слов мальчик развернулся и как ни в чем не бывало побежал играть в другую комнату.
Укоризненный взгляд друзей, качание головой украдкой — мол, вот что значит воспитание ребенка в неполной семье… Этот случай заставил Ирину иначе взглянуть на их отношения с сыном. Она стала внимательней относиться к его поведению. Как она все это время не замечала его эгоизма, непослушания, дерзости? Неужели так была увлечена работой и вопросом проживания?
После долгих раздумий Ирина пришла к выводу, что, как бы там ни было, необходимо срочно браться за исправление пробелов в воспитании. Каким вырастет ее некогда добрый, послушный и милый мальчик, она уже не представляла. Но перспективы проглядывались весьма неприятные.
Пересмотрев свое отношение к сыну, Ирина пришла к выводу, что он слишком часто плачет и этим неплохо манипулирует матерью. Никита очень обидчив. Но это опять-таки стало для него неплохим инструментом добиваться желаемого. И наконец, ее 5-летний малыш совершенно не хочет подчиняться, спорит, отлынивает от работы, которую она просит его выполнить, и только требует от нее игрушек, мультфильмов и других развлечений.
Но были и утешающие наблюдения. Она заметила, что, постояв в углу приличное время, Никита все-таки приходит в себя. После этого на целых полдня он превращался в любящего, вежливого и, самое главное, послушного ребенка.
Что же делать? Как правильно вести себя по отношению к сыну, чтобы исправить все отвратительные особенности его поведения?
Воспитание ребенка в неполной семье: основные правила
Причины плохого поведения ребенка являются следствием недостатков воспитания. Известно, что ребенок с рождения обладает заданным набором определенных свойств, но никоим образом нельзя утверждать, будто какие-либо пороки заданы изначально. Именно от воспитания зависит, получат ли данные свойства необходимое развитие или же останутся неразвитыми, провоцирующими негативные проявления. Итак, главная задача состоит в том, чтобы определить врожденные особенности характера ребенка, которые необходимо понять и правильно с ними работать.
Все дурные особенности поведения можно побороть, если знать, что является тому причиной. Например, упрямый малыш, который любит насупиться и отказывается выполнять все ваши просьбы; он же невообразимый спорщик, который готов доказывать вам свою правоту, не обращая ни на что внимания; он же основательный и спокойный ребенок, который не умеет спешить и торопиться. Все это черты ребенка, который обладает одним из восьми типов психики, названным в системно-векторном психоанализе анальным вектором.
Когда придет понимание, что именно этот тип психики присущ вашему сыну или дочке, тренинг «Системно-векторная психология» даст вам и ответ, как правильно обращаться с таким упрямцем, чтобы наладить отношения и способствовать развитию добросовестного, честного, обладающего аналитическим умом, большим терпением и усидчивостью ребенка. А именно эти и многие другие положительные качества являются чертами человека с анальным вектором.
Воспитание ребенка без отца в этом случае имеет свои особенности. Главная черта этого типа психики — обидчивость — может сильно повлиять на всю его жизнь. Обида способна зародиться на одного из родителей или даже на обоих сразу. Особенно опасна обида на мать как на главную женщину в жизни человека с анальным вектором. Поэтому, каковы бы ни были причины расставания, воспитание ребенка при разводе ни в коем случае не должно провоцировать в малыше обиду на кого-либо из родителей. Также стоит внимательно строить отношения с ним и в дальнейшем, чтобы он не чувствовал себя обделенным, скажем, материнской любовью, если у мамы начнутся новые отношения или она будет много времени посвящать работе.
В остальном главными рекомендациями для воспитания ребенка в неполной семье, если он обладает анальным вектором, сводятся к тому же, что является важным и в полной семье. Это понимание обидчивой натуры малыша, внимательное отношение к нему, похвала, умение в нужный момент извиниться перед ним. Похвала — важная направляющая действий такого ребенка. На нее не нужно скупиться, как нельзя ею и злоупотреблять, иначе от нее может появиться зависимость и каждый шаг он будет делать лишь для того, чтобы услышать заветные слова.
Важно вести себя с анальным ребенком последовательно, ставить поочередные задачи, не прерывать и не подгонять (он не умеет спешить), давать ему возможность выбирать те области занятий, где требуется аналитический склад ума и кропотливость выполнения (эти свойства заданы ему от природы). Позволяйте ему закончить начатое до конца. Ему очень важно этому научиться.
Еще один тип психики — кожный вектор. Главные черты характера кожника — это стремление к пользе и выгоде, которую он в первую очередь ищет для себя. С этой точки зрения и необходимо строить свое отношение с кожным ребенком. Чтобы добиться от него послушания, необходимо показывать и поощрение за проделанную работу. Чем больше поставленная вами цель, тем больше поощрение, которое может касаться материальных ценностей (что больше подходит мальчикам) или путешествий, смены обстановки (ценно и для мальчиков, и для девочек). Подходящим наказанием за непослушание станет ограничение в чем-либо.
Плохо, если воспитание кожного ребенка без отца приводит к полному отсутствию дисциплины. Даже если вам жаль своего малыша, который растет в неполной семье и хочется быть с ним мягче, позволять больше, знайте, что тем самым вы оказываете ему медвежью услугу.
Дисциплина, умение подчиняться с раннего возраста развивают свойства неугомонного и непослушного кожника. Его задатки быть руководителем проявятся только в том случае, если в детстве он сам будет научен подчинению и строгой дисциплине. Направлять его обучение необходимо в те области, где требуется логика, гибкость и быстрота мышления.
Воспитание ребенка в неполной семье — мнительные детки
Среди тех деток, которые особенно тяжело переносят расставание мамы и папы, находятся дети со зрительным вектором. Главное их свойство — потребность и умение создавать глубокие эмоциональные связи. И если с одним из родителей, который ушел из семьи, была такая связь, зрительный ребенок будет очень тяжело и болезненно ее переживать.
Что необходимо делать, чтобы помочь пережить тяжелый жизненный период? Направить чувства ребенка в другое русло, переключить внимание на человека, который еще больше нуждается в сочувствии, смотреть трогательные мультфильмы или спектакли с сюжетом на сопереживание. Они станут отдушиной, над которой можно будет выплакать накопившиеся слезы и облегчить свое состояние.
Это правило является действенным в любом другом случае воспитания зрительного ребенка. Его потребность задействовать свои чувства и эмоции всегда должна быть реализована в сострадании. Такой подход не только развивает, но и защищает от множества страхов, которым подвержены дети, обладающие именно эти типом психики.
Звуковой вектор — тишина при разводе и в любом другом случае
Дети, наделенные звуковым типом психического, также нуждаются в особом отношении к себе. Тем более если речь идет о воспитании ребенка при разводе. Расставание, развод очень часто могут проходить с криками и ссорами, которые слышит ребенок. Вынужденное участие в семейных дрязгах сказывается на звуковом малыше особенно плохо.
Главная особенность звукового вектора — его гиперчувствительный слух, который крайне негативно воспринимает любые крики или ругань. Именно звуковую экологию и необходимо всегда соблюдать в доме, в какой бы семье вам ни приходилось воспитывать малыша со звуковым вектором. Обеспечьте ему пребывание в тихой, спокойной обстановке, включайте в качестве тихого фона классическую музыку, давайте побыть в одиночестве — и он сам найдет свой путь развития, который может принести самые лучшие результаты. В противном случае свойства звукового вектора не смогут развиваться.
Воспитание ребенка в неполной семье, возможно, кажется сложной задачей, но понимание врожденных свойств ребенка всегда сделает ваши отношения с ним легкими, а результат не обманет ожиданий. Кто бы ни воспитывал малыша, мама или папа, самое главное — разбираться в том, что представляет собой ребенок, и не допустить грубейших ошибок, от которых не застрахованы и родители, воспитывающие своих отпрысков вместе.
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Автор: Ольга Чугурян
Корректор: Веронника Бриггида