Учебный год подошел к концу. Его итоги подводили и в детском саду, куда ходит мой сын. Воспитательница из нашей группы пригласила родителей на итоговое собрание, рассказать, кто с какими успехами завершил год. Как оказалась, адаптация детей в детском саду проходила по-разному. Чьи-то мамы услышали в адрес своих деток похвалу, чьим-то пришлось, понурив головы, выслушивать о том, что многое у их детей не получается.
Наша воспитательница Татьяна Владимировна вовсе не стремилась кого-то обидеть. Наоборот, она старалась выделить положительные стороны каждого из своих воспитанников. Но в итоге то мамам неусидчивых деток приходилось краснеть, то папам ребят, в которых нет творческой жилки, оправдываться…
- Ваш Игорёша – заводила. С каждым может найти общий язык, в любую компанию вписывается. Но во время занятий совсем работать не хочет. Ему бы все сделать быстро-быстро, лишь бы от него отстали, совсем неусидчивый, плохо… Правда, когда мы соревнуемся в командах, обычно именно он свою группу вытягивает, реагирует быстро. Сообразительный…
- А Алёнушка – умница, творческая девочка, так красиво рисует, но если заупрямится, то, как танком, и с места не сдвинешь. Не хочу, и все тут. Приходится долго уговаривать.
- Наташа – тоже артистка, петь и танцевать ее любимые занятия. Но сидеть во время занятий ее не заставишь. Ей бы все прыгать и скакать…
Видно, что воспитательница подходит к делу со всей душой и очень старается, чтобы адаптация ребенка в детском саду, будь то девочка, мальчик, маленький упрямец или большой непоседа, проходила равномерно, и все дети успевали освоить заданную программу. А перед родителями после собрания встали задачи, где искать решения названных проблем.
Адаптация ребенка в саду: в чем причина неуспеваемости
Почему у одного ребенка хромают творческие способности? Почему у другого постоянные проблемы с дисциплиной? Как отучить своего воспитанника упрямиться? Как развить в ребенке качества лидера?
Многочисленные требования, многие из которых совершенно противоположны друг другу, такие как усидчивость и активность, ставятся всем детям одновременно, без учета индивидуальных свойств. В итоге воспитательница переживает, что не все дети могут справиться с заданной программой, а родители недовольны тем, что их ребенок чем-то хуже других.
Благодаря пониманию индивидуальных свойств каждого человека через системно-векторную психологию Юрия Бурлана, слушать заключение воспитательницы об успеваемости деток мне доставило одно удовольствие. Как же точно совпадала каждая ее характеристика с описанием разных векторов – типов человеческой психики. И моментально становилось понятно, почему Игорю легко дается быть лидером в своей группе и откуда в нем нежелание выполнять работу, которая требует терпения.
Все просто. Игорь явно обладает кожным вектором. Деткам с этим типом психики от природы задано быть первыми в любых соревнованиях; движение, соперничество, лидерство – это их конек.
Воспитание детей в детском саду, если это малыш похожий на Игоря, не должно сводиться к приучению его к усидчивости. Это качество в нем не заложено, а потому воспитать его не удастся ни самой воспитательнице, ни родителям Игоря. Изобретательство соседствует в этом типе психики вместе с жаждой движения. Позвольте ему проявить свои таланты в том, к чему он склонен от природы.
Девочка Алена тоже упрямится не просто так. Она обладает другим типом психики – анальным вектором. В противоположность первому примеру, такие детки наоборот усидчивы, любят заниматься кропотливым трудом, для этого в них заложен природой изрядный запас терпения.
А за появление в ребенке упрямства виноваты напрямую либо родители, либо сама воспитательница. Если такого малыша, как Алена, подгонять и требовать быстрого результата, то он, будучи неспособным реагировать быстро, впадает в ступор, расстраивается, начинает обижаться и упрямиться.
Правила адаптации ребенка в ДОУ у воспитательницы Татьяны Владимировны главным образом сводились к успехам в творческом труде: рисовании, пении, танцах… На успехи каждого ребенка по этим дисциплинам педагог со стажем делала особый упор, расстраиваясь, что многие дети успевают не так хорошо, как хотелось бы. Расстраивались и родители.
Эх, если бы знала Татьяна Владимировна, что творческие способности тоже являются свойством определенного типа психики – зрительного вектора. Более того, если с наличием двух предыдущих векторов рождаются большое количество людей, то зрительный вектор встречается гораздо реже. А потому, настоящий потенциал к пению или рисованию тоже будет наблюдаться совсем не у многих детей.
Сама воспитательница тоже наделена этим вектором, поэтому ей хочется видеть похожие интересы в своих воспитанниках, и она настоятельно просит родителей развивать своих детей «всесторонне».
Когда родитель, как и воспитатель, ясно видит и понимает, какие задатки есть в его ребенке, он не станет требовать невозможного и огорчаться, что в чем-то его ребенок отстает. Это даже отставанием называть неверно, он просто другой.
На самом деле свойства каждого вектора одинаково хороши, но каждый нужен и полезен в разной области. И если правильно их развивать, то во время воспитания детей в доу каждый воспитанник будет заслуживать похвалу или поощрение в той деятельности, которая соответствует его способностям. Не будет неуспевающих или отстающих. Будут разные детки с разным природными свойствами, каждый из которых обладает своим потенциалом и адаптируется в детском саду согласно своим природным особенностям. Поэтому он вправе заслуживать того обращения, которое будет соответствовать его природе.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Ольга Чугурян