Адаптация ребенка в детском саду: отсеченная от коллектива

Полные тревоги женские глаза что-то внимательно высматривали сквозь живую изгородь. За кустами стоял шум и гам. Младшая детская группа «Светлячки» вышла на предобеденную прогулку. «Ну, вот. Моя девочка опять сидит в сторонке и пугливо оглядывает снующих туда-сюда детей. Как же может адаптация ребенка в детском саду пройти нормально, когда эта молодая воспитательница только и делает, что снимает с деревьев самых непослушных. А мой ребенок? Как ему влиться в этот страшный детский коллектив? Они же его растопчут. Моей девочке нужно внимание и защита. Она такая ранимая. И зачем только я послушала мужа и отдала ее в стаю этих диких зверят…»

Адаптация ребенка: окружающий мир мамиными глазами

На детской площадке царили веселье и хаос. Белобрысый мальчишка нашел в кустах паука и бегал с ним за тремя визжащими девчонками. Старательный карапуз в клетчатых штанишках и такой же кепке лепил фигурки из песка, периодически порываясь посыпать им голову детей, сидящих рядом. Стайка мальчишек носилась по площадке из угла в угол, неотступно следуя за своим предводителем, рыжим пареньком в веснушках и с порванным карманом брюк.

Большие широко распахнутые глаза Вероники наблюдали за всеми этими передвижениями с большим опасением и даже страхом.

- Вероника, не сиди там. Иди, поиграй с ребятами в песочнице, - обратилась к девочке воспитательница.

Но в песочнице сидел Витя, который постоянно кидался песком, а мама говорила, что надо отходить от таких деток подальше. Бегать с мальчиками тоже нельзя, они обязательно толкнут и она ударится. Подумав обо всем этом, Вероника, молча, дала понять, что никуда не пойдет. Лучше она отсидится на скамеечке до начала обеда. Тогда всех построят и больше никто не будет так шуметь и быстро бегать.

Адаптация ребенка: этот страшный детский сад

Еще один день подходил к концу. Мама Вероники пришла за своей девочкой самая первая. С тревогой оглядев и ощупав ребенка, и не найдя никаких царапин и повреждений она первым делом спросила:

- Тебя обижали? Расскажи мне все, - крепкие мамины объятия сжали малышку, будто они не виделись целый год, - Пойдем скорее домой. Я за тебя так волновалась.

Дома Веронику встречали такие же взволнованные бабушки. Как дела? Никто не обидел ли? Никто не ударил? С кем ты подружилась? Вопросы сыпались один за другим, охи и вздохи не давали ребенку возможности вставить слово.

Получив разрешение смотреть мультфильмы, Вероника вместо этого слушала, как бабушки и мама обсуждали все, что происходит в группе: непослушные дети, не справляющаяся с ними воспитательница. Сплошные опасности для здоровья ребенка…

Утро началось со слез. В страшный садик Вероника идти, конечно же, не хотела. Но папа был непреклонен. Сквозь слезы они с мамой собирались и шли, крепко держа друг друга за руки. Уходя, мама с трудом сдерживала тревогу, как же ее девочка проведет сегодняшний день …

Ребенка не принимают в коллективе: мамины тревоги и детские страхи

Маленькие детки – это маленькие, не наученные навыкам поведения пока еще дикие создания. Они плохо понимают слово «нельзя», долго запоминают, что правильно, а что нет. Они полны всяких желаний, удовлетворения которых ждут тут же и без промедления.

Попадая в коллектив из-под заботливой маминой опеки, они оказываются в окружении таких же сорванцов, не наученных общаться, но обуреваемых самыми разными желаниями: одному подавай чужую машинку, другому бы набегаться вволю, третьему заслужить похвалу и одобрение старших.

Каждый ребенок с рождения наделен какими-либо способностями и желаниями. Взаимоотношения в группе детей складываются по принципу естественной природной иерархии. И именно свойства ребенка определяют, какое место он займет, вождя ли, его помощника, задумчивого мыслителя. Только среди сверстников ребенок может обнаружить свое место, отвоевав его у кого-то или наоборот уступив.

Родители, не понимая естественных законов природы, полагают, что их слабому ребенку не удастся защититься от тех, кто сильнее.

Адаптация ребенка в детском саду пройдет быстро и максимально безболезненно, если родители, во-первых, отдадут его в группу к адекватному воспитателю. А во-вторых, и это не менее важно, сами осознают, какую роль в адаптации ребенка играет их собственное отношение к посещению детского сада.

Постоянная родительская тревога, озабоченное состояние, сквозящий в словах и движениях страх за безопасность своего ангелочка в полной мере передаются их чувствительному ребенку.

Но этот ребенок ничем не отличается от остальных. У него также есть свое место в стайке других ребят, которое он по праву сможет занять, если не будет переполнен родительскими страхами.

Природа позаботилась о том, чтобы социальная адаптация детей, какими бы характерами они ни обладали, являлась возможной как на психологическом, так и на физическом уровнях.

Маленькое гибкое тело адаптивно настолько, что даже после сильного падения малыш способен встать и побежать дальше, в то время как взрослый оказался бы в больнице с сотрясением. Так и психика ребенка до пубертата остается гибкой и способной к адаптации и корректировке, какими бы сложными ни казались родителям поставленные задачи.

Ребенка не принимают в коллективе: разрушаем преграды

Дети, которые не могут влиться в коллектив из-за страха быть обиженными другими детьми, и родители, которые эти страхи в них вселяют из-за собственного повышенного беспокойства, обладают зрительным вектором. Этот тип психики подвержен различным страхам больше остальных. Мамы со зрительным вектором и такие же бабушки видят для своего ребенка угрозу жизни во всех встречных детях.

Особая чувствительность, данная таким людям от природы, позволяет ребенку прочувствовать этот страх, даже если он не был высказан вслух. А если позволять себе постоянно упоминать при зрительном ребенке, насколько страшный детский сад или высказывать любые другие свои тревоги, он прочувствует ваше состояние всеми фибрами своей ранимой души и непреодолимая преграда будет возведена между ним и детским коллективом.

В этом случае его будут обижать, как самого слабого и беззащитного. А как же? Ведь мама внушила, что другие дети – опасные монстры. Значит, так и есть, будем их бояться.

В то же время зрительный вектор дает способность глубоко переживать чужие чувства, наделяет способностью к состраданию. А когда вы переживаете за другого человека, страх за свою жизнь отступает. Воспитывая в ребенке сострадание, вы делаете его бесстрашным. И не смотря на всю внешнюю хрупкость и ранимость, такой малыш быстро отвоюет свое место в стайке сверстников и адаптация ребенка в детском саду пройдет как нельзя быстрее.

Родителям с собственными страхами тоже необходимо бороться. Делается это в первую очередь через понимание своих свойств, узнавая о причинах своих тревожных состояний, о недостаточной реализации чувства сопереживания. Только оно способно исключить из жизни все плохие предчувствия, необоснованные тревоги и постоянные страхи.

***

Люди живут среди других людей. И маленькой хорошенькой нежной-пренежной девочке от «жестокого» общества никуда не скрыться. Оказаться там один на один с другими людьми рано или поздно придется. Не в детском саду, так в школе. Под присмотром мамы, а после и без него, потому что мамы не вечны, а дети рано или поздно начинают жить своей жизнью.

И лучшее, что может сделать родитель для своего ребенка, каким бы слабым и беззащитным тот ему ни казался, это позволить ему пройти социальную адаптацию детей в период с 3 до 6 лет – самый удачный и безболезненный возраст для вливания в коллектив.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор Ольга Чугурян

Рейтинг: 
Average: 2.8 (17 votes)