— Что делать с детскими истериками?
— Подскажите, как себя вести во время истерик?
Вопрос о детских истериках достаточно многогранен в силу того, что под это определение нередко подводится очень разное поведение непохожих по своей сути детей.
То, что называется в обиходе детскими истериками, может иметь разные причины. А мы пытаемся найти один рецепт на все случаи жизни и универсальный, общий способ реагирования для всех детей, что является в корне ошибочной и неэффективной тактикой.
Если приглядеться к разным детям во время истерик, то можно заметить, что каждый из них выражает себя по-своему. Кто-то истерит, валяясь на полу, кто-то заходится в крике. Есть и такие, которые шантажируют домашних сделать с собой что-нибудь плохое. Иные реагируют жестокой агрессией, прочие устраивают саботаж от беспомощности...
И внутри при этом ими переживаются разные состояния: ненависть и озлобление, обида из-за неисполненного родителями желания, гнев в случаях, когда в силу возраста «не дотягиваешь» до взрослого, чувство беспомощности от невозможности изменить ситуацию, «слезы вовнутрь», которых мы не видим… При этом желание получить, сделать по-своему, повлиять такое сильное, что, не имея в арсенале другого наработанного жизненного опыта, иначе как детской истерикой своего не добьешься…
Как же разобраться в этой многоликости детских истерик? Когда перерыты тонны литературы, выслушаны сотни советов, исхожены десятки форумов и ничего не помогает? Прежде всего нужно понять, что то поведение, которое мы принимаем за детскую истерику, неоднородно, что для каждого ребенка оно имеет свои, индивидуальные причины.
Не спешите сразу одергивать ребенка, насильно прекращая истерику командно-авторитарными методами, и тем более повышать на него голос. Попытайтесь проанализировать, какие чувства он испытывает.
Когда детская истерика — это ненависть...
Если ребенок во время истерики становится агрессивным, начинает угрожать родителям, грубить, взгляд его становится металлическим, холодным, то, скорее всего, он испытывает ненависть. А это, надо сказать, опасные признаки, требующие серьезной психологической работы, которую ни в коем случае нельзя откладывать.
Речь идет о детях со звуковым вектором. Это способные дети, обладающие большим объемом интеллекта, задумывающиеся над взрослыми философскими вопросами, у них наибольший объем желаний. А это предполагает и самый большой эгоцентризм, и самые сильные страдания от ненаполненности своих желаний. В таком состоянии ребенку сложно совладать со своими чувствами.
Поэтому такие вспышки агрессии на почве ненависти, часто ошибочно принимаемые за детскую истерику, очень быстро становятся неконтролируемыми и от родителей требуется недюжинное самообладание, чтобы с ними справиться.
Прежде всего, необходимо осознавать, что это работа, в первую очередь — работа над собой, особенно с такими сложными случаями. Это нашими внутренними состояниями мы формируем состояния наших детей, в данном случае бессознательно калеча их психику.
Когда такое состояние принимает неконтролируемые обороты, то корректировать его становится возможным только комплексными мерами, где без понимания особенностей ребенка и любви к нему не обойтись. Не идти на поводу у собственного гнева и автоматических реакций — первое и необходимое условие. Ни в коем случае нельзя повышать голос на такого ребенка или унижать его словом.
Понимать природу, причины и последствия
Наказания, ограничения и увещевания в таких случаях мало чем помогают, ребенок их просто не слышит. Если такие вспышки приняли регулярный характер, то готовиться к ним необходимо заранее, еще до возникновения очередной детской истерики.
Правильный подход в воспитании такого ребенка способен решить и проблему со вспышками ненависти, ведь ее корень — в неудовлетворенности базовых потребностей звукового ребенка.
Разговаривайте со своим ребенком, попробуйте вместе рассмотреть причины его состояний. Звуковые дети обычно хорошо воспринимают объяснение их природы через знакомство с особенностями звукового вектора, они узнают себя, и это приносит облегчение.
Объясняйте ребенку, что вам небезразличны его состояния и его жизнь и что даже когда он не справляется с собой, то и в эти моменты вы не думаете о нем плохо. Попросите его делиться своими состояниями, даже если они не очень хорошие. Договоритесь вместе построить мирную атмосферу в пространстве, где вы живете, чтобы он почувствовал и на себе большую долю ответственности за мир в вашем доме.
Существенным подспорьем будет обретение им с вашей помощью своего любимого дела по душе, занимаясь которым, он сможет ощутить на себе, что такое успех как результат его интереса, усилий и развития. Таким детям больше всего подходят занятия музыкой, физикой, робототехникой, программированием. Все, что требует сосредоточения мысли или связано непосредственно со звуками.
Прививайте ему вкус к хорошей музыке, литературе, кинематографу. Особенно ему подойдут произведения, где ставятся философские вопросы бытия и предназначения человека. Акцентируйте внимание ребенка на том, что вы не ограничиваете его в просмотре фильмов, а лишь заменяете то, что он смотрел без разбора, на полезные и правильные для его ума. Пусть он сам выберет то, что ему интересно из того, что вы разрешаете.
Что касается времяпрепровождения за компьютером, здесь суть даже не во временных ограничениях. Важно понимать, что интернет — это одна из возможностей развития ребенка, просто нужно четко разделять, какая информация может принести пользу, а какая вред. Участие в фильтрации просматриваемого ребенком может быть необходима.
Ощущая ваше понимание и поддержку, ребенок обретает опору, а эмоциональная связь между вами крепнет. Это наполняет его чувством защищенности и безопасности, исходящими от родителей, снимая корневую причину поведения, воспринимаемого нами как истеричное.
Детская истерика как взрыв эмоций. Обрати на меня внимание!
Что касается следующего проявления неадекватного поведения, то это натуральная истерика как она есть, со слезами, криками и бурей эмоций. Такие реакции встречаются у сверхчувствительных, эмоциональных детей, обладающих зрительным вектором. И при правильном подходе из них вырастают самые чуткие и любящие люди. Причем у таких малышей детские истерики чаще всего выражаются громким плачем, который невозможно успокоить.
У подростков зрительные истерики становятся более сложными, проявляясь в поведении с демонстративно-зрелищным подтекстом, закатыванием глаз, заламыванием рук, симуляцией обмороков, громким плачем. Нередко сопутствует шантаж нанесением себе повреждений. Своим поведением они могут напугать окружающих, им даже вызовут скорую. Но, если приглядеться, все это является театром одного актера, игрой на публику для привлечения к себе внимания…
В таких случаях необходимо понимать, что глубинной причиной таких детских истерик чаще всего является страх либо чувственное недоразвитие в силу разных причин. И наказание здесь так же неприменимо, как и в первом случае.
От наказания или запрета на истерику ребенок не перестанет бояться. Поэтому ваша первая задача — выяснить, где ребенок получил травму так, что успел испугаться и выразил это истерикой. Это можно попытаться выяснить у самого ребенка: где ему было страшно или когда больше всего бывает страшно.
Однако дети часто не осознают свои страхи и не могут их сформулировать. Необходимо проанализировать книги, которые им могли читать вы, ваши родственники, няни, воспитатели. Среди них не должно быть сказок про Колобка, Красную шапочку, произведений Братьев Гримм и любых других, где встречаются сюжеты со съеданием кого-либо.
Тщательно отбирайте мультфильмы и фильмы, которые смотрят ваши дети. Среди компьютерных игр оставьте развивающие, конструктивные темы без страшных рожиц и догонялок с чудовищами.
Выясните, не пугал ли кто-нибудь вашего ребенка бабкоежками, бабайками, кащеями и прочей нечистью. Дети, устраивающие такого рода истерики, особенно чувствительны к таким страшилкам, а если они еще и рассказывались на ночь, то детская истерика в недалеком будущем обеспечена.
Если ребенок просит оставить на ночь включенным свет, пойдите навстречу, не пытаясь по старинке вышибать клин клином.
Кроме страха, причиной такого рода детских истерик может быть недостаток эмоциональной связи с родителями, нехватка ощущения любви.
В обоих случаях ребенок закатывает истерику для привлечения внимания к своей персоне, которую не замечают, не любят, которой не восхищаются. А персона эта всеми силами хочет быть в центре внимания, и, надо сказать, это ее вполне естественное природное желание.
Надо понимать, что если ребенок истерит, то это не значит, что он капризный. Это значит, что он страдает и не может с собой справиться без вашей помощи. Поэтому самая главная ваша задача — понимать его состояния изнутри. Без осуждения и криков, сохраняя самообладание и контролируя собственные подступающие к горлу эмоции вместе с желаниями отлупить, обозвать, послать, заткнуть и т.п. Это ничего не дает. Проверено.
Так как же наполнять желания, скрывающиеся за демонстративной детской истерикой? Все становится ясным, когда начинаешь понимать природу такого желания. Так вот, наполнить желание всеобщего внимания к своей персоне можно только одним способом… Каким бы вы думали? Сосредоточением своего внимания и участия на ближнем. Как это сделать? Посмотрите с ребенком фильм или спектакль «Полианна», для закрепления эффекта можно и само произведение прочитать. О чем это? Об обнулении важности своих требований перед величиной чужих несчастий. Переведение фокуса своего внимания со своих невзгод на другого человека, его состояния, на внешний мир, на сострадание к ближнему.
Увидеть того, кому хуже, чем тебе, и помочь ему — единственный способ забыть о своих страхах, о мыслях о недостатке внимания и любви к себе.
Чтобы научить ребенка открываться внешнему миру и другим людям, посетите с ним детский дом, показав, как живут дети, у которых нет родителей, поучаствуйте с ним в волонтерских проектах, где он сможет почувствовать радостное наполнение от выполненной в команде задачи, посещайте фильмы и спектакли, воспитывающие чувство сострадания. Трудоемко? Да! Но хорошие внутренние состояния ребенка в настоящем и его счастливое будущее, согреваемое благодарными воспоминаниями о детстве, стоят этих усилий.
Детская истерика как вспышка гнева
Следующий вид детской истерики, а вернее вид эмоции, которую мы ошибочно можем принять за детскую истерику, — это гнев. Гнев и истерика — вовсе не одно и то же, хотя мы мало их отличаем друг от друга. Гнев с возможной попыткой физического воздействия свойственен детям с очень сильной психикой.
Это вожди по природе. От такого можно и в глаз получить за понижение в ранге или пренебрежение к его статусу вожака. В целом это адекватные, ответственные за других (младших, слабых) дети. Вспышка гнева может возникнуть у них мгновенно, но возникает она не корысти ради и не из-за пустого каприза или упрямства. Просто не надо пытаться ставить такого вожака на неподобающее ему место — ниже себя, то есть поучать, отчитывать, советовать.
Покушение на его ранг, неверие в его силы справиться с ситуацией «по-взрослому», излишняя забота, похвала сверху (например «молодец, Вася») — это те точки, на которые не стоит надавливать, испытывая терпение такого ребенка. Сам по себе он и так ко всем толерантен и в общем не агрессивен, но ограничения его свободы могут спровоцировать бурную и мгновенную эмоциональную реакцию, даже с применением физической силы с его стороны, даже если вы — взрослый и заведомо сильнее его.
Доверять ему и не бояться возлагать достаточно ответственности с учетом его возраста — наилучшая тактика для эффективного взаимодействия с ним.
Все это — лишь небольшая доля системных наблюдений и открытий, полученных на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Помните, детская истерика — это опасно. Она имеет свойство переходить в тенденцию и далее — в жизненный сценарий. Не правда ли, на протяжении жизни мы неоднократно имели возможность наблюдать истерики и эмоциональный шантаж у взрослых? Можно себе представить, как складывается жизнь у этих людей. У детей эти состояния еще поддаются корректировке, и важно успеть это сделать до окончания пубертатного возраста.
Очень информативны статьи о трудных детях и истериках из библиотеки портала «Системно-векторная психология» Юрии Бурлана, позволяющие раскрыть бессознательное детей во время истерик, то, что ими живет в эти моменты. Это кардинально меняет отношение к этому проявлению детского поведения и дает силы не злиться, не впадать в панику и контролировать истерику, выводя ее в ноль и направляя последующее состояние в правильное русло. Осознание важности эмоциональной связи с ребенком заряжает желанием услышать и понять его состояния. Ты как бы обнаруживаешь в себе те уголки души, куда ребенку не удавалось достучаться раньше.
Познавайте себя и детей, не пускайте их внутренние состояния на самотек — авось рассосется, не пропускайте этот сигнал о том, что ребенок сбивается с правильного курса развития. Учитесь вместе с ним создавать атмосферу теплоты, взаимопонимания и поддержки.
Автор Асия Валитова
Корректор Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Да.. детские истерики бывают
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Оленька Мезенцева on вт, 05/06/2014 - 02:56.
Разбираясь с причинами
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Шмитько (... on вт, 05/06/2014 - 08:38.
"ЗОЛОТАЯ СТАТЬЯ" по моему
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Natalia Kashirina on ср, 05/14/2014 - 08:17.
А все ли могут различить гнев
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Natalia Kashirina on пт, 05/16/2014 - 09:20.