КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ: ВЫХОДИМ В БОЛЬШОЙ МИР

Мир глазами ребенка… Знают ли родители, как он воспринимает его? Кого видит во взрослых и детях? Что происходит в его головке, когда он боится подойти к другому человеку, агрессивно ведет себя со сверстниками, дерется и дразнится или, наоборот, сторонится других детей? Как научить ребенка общаться, вопрос очень важный для своевременной адаптации маленького человечка в коллективе, будь то стайка дворовых мальчишек или группа в детском саду.

Как научить ребенка общаться: побеждаем страх перед окружающими

Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, это страх, который испытывает ребенок при посторонних, приходящих в дом, страх выйти на улицу, в магазин, ко врачу, несмотря на то, что всюду он бывает с мамой. Малыш не просто отказывается общаться, он старается спрятаться, начинает плакать и успокаивается только дома в окружении хорошо знакомых людей.

Такое поведение говорит о том, что ребенок обладает зрительным вектором. Этому типу психики характерна повышенная эмоциональность. Они очень остро воспринимают любые внешние воздействия, и реакция зрительного ребенка оказывается во сто раз ярче, чем у любого другого малыша.

- Леночка, пора ложиться. Уже поздно, - уговаривает мама капризную дочку. - Если ты вовремя спать не ляжешь, придет доктор и поставит укольчик. Ой, как будет больно. Поэтому лучше слушайся маму и засыпай.

Неделю спустя.

- Лена, доктор только посмотрит горлышко. Больно совсем не будет. Плакать не надо. Он выпишет рецепт, и мы сразу уйдем. Не плачь, моя хорошая.

Маленькие страшилки, которыми родители частенько пытаются заставить своих детей слушаться влияют на них гораздо сильнее, чем можно было бы предположить.

Такое же сильное впечатление производят на детей со зрительным вектором самые разные случаи. Возможно, ребенок услышал разговор взрослых о каком-либо потрясшем их событии или он со страхом пережил необходимость поставить прививку, может быть, он наблюдал жестокость на улице или в собственной семье.

Вызвать страх у такого чувствительного ребенка, как зрительник, очень легко. И это может создать серьезные проблемы в его восприятии окружающего мира.

Как научить ребенка общаться, если он панически всего боится и не желает идти ни с кем на контакт? Во-первых, необходимо усилить его связь с мамой. Именно от эмоционального контакта с человеком, благодаря которому ребенок испытывает чувство безопасности и защищенности, зависит его поведение и состояние.

Чем ближе, теплее, роднее эти отношения, чем больше ласки и внимания получает ребенок, тем стабильнее он себя чувствует, тем устойчивее он к различным стрессовым ситуациям, тем проще складываются его отношения с окружающими людьми, детьми или взрослыми.

В своем общении со зрительным ребенком родители должны делать акцент на чувствах, говорят ли они о людях, животных, цветах или птичках. Для развития свойств зрительного вектора ребенка необходимо учить сопереживать, бездомному ли щенку, сорванному ли цветку.

Постоянно ощущая мамину любовь и научаясь одновременно с этим направлять свои чувства на окружающих в сопереживании и участии, ребенок перестает бояться. И тогда вместо нежелания выходить на контакт с окружающими, он наоборот сам потянется за общением.

Зрительный вектор - это постоянная потребность чувствовать, делиться своими переживаниями, радоваться и плакать. Все это возможно только во время общения. Поэтому зрительные детки, если им не мешает страх, на самом деле являются самыми общительными и эмоциональными созданиями, лучащиеся яркими эмоциями и улыбками, частенько и слезами.

Если правильно воспитывать зрительного ребенка, вопроса как научить ребенка общаться со сверстниками просто не встанет, он сам будет тянуться в коллектив изо всех сил.

Как научить ребенка общаться, если он стремится к одиночеству

Другая проблема, с которой могут столкнуться родители, это нежелание ребенка контактировать с другими детьми, его уход от общения, замкнутость и отстраненность.

Это говорит о том, что ребенок обладает звуковым вектором. Мышление звуковиков сильно отличается от того, что свойственно всем остальным, это заметно с самых ранних лет.

Причина нежелания общаться может скрываться в том, что ребенку просто неинтересны его сверстники. Там, где один с удовольствием рисует, другой бегает сломя голову, звуковому ребенку хочется поразмышлять над шахматной задачкой или просто с головой погрузиться в свои мысли. Его запросы отличаются от запросов других детей, а его игры и в целом представления о хорошо проведенном времени часто бывают непоняты другим детям.

Ребенок со звуковым вектором – самый большой интроверт, и не всегда он готов по первому требованию выйти из своих мыслей наружу, на контакт. От природы он тихий, любящий тишину, избегающий гомона и шума. Но, как и всем, общение звуковику также необходимо.

Учиться находить общий язык с окружающими ему надо начинать еще дома. Для этого папа и мама должны создать дома соответствующую обстановку. Звуковику не нужны шумные игры, но он с удовольствием примется изучать с папой звезды или читать с мамой книжки.

Как научить ребенка общаться со сверстниками? Прежде всего, убедитесь, что он легко общается с вами, не стремится укрыться в темном углу или не отказывается говорить. Слишком громкая и шумная обстановка, а также неблагожелательная атмосфера в семье как раз и приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, и не только не хочет заводить друзей, но начинает терять контакт и с родителями.

 

Ребенок-одиночка перестанет быть одиноким, если найдет себе соответствующую компанию. В идеальном варианте это будет такой же звуковичек или описанный выше зрительный ребенок, который бессознательно тянется в общении именно к звуковикам.

Ребенка со звуковым вектором нередко считают странноватым из-за его молчаливой натуры, частенько рассеянного внимания (потому что он постоянно о чем-то размышляет и глубоко погружается в себя). Но он также может легко завоевать расположение сверстников благодаря своему уму.

Как научить ребенка общаться со сверстниками: драчун и задира

Ели одни родители изо всех сил пытаются заставить своего ребенка контактировать, другие нередко сокрушаются из-за того, что их ребенок не просто общается, но постоянно конфликтует с другими детьми.

Как научить ребенка общаться со сверстниками без кулаков и обид? Дети ведут себя агрессивно не просто так и вовсе не оттого, что такими уж они родились. Агрессия, желание обидеть сигнализирует о том, что ребенок несчастлив, взрослые ведут себя неправильно по отношению к нему и именно их отношение рождает в нем обиду, которая выплескивается на окружающих плохим поведением.

Такие проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у детей с анальным вектором. Для того, кто обладает этим типом психики, играет огромную роль мама. Это главный человек на свете, от нее ребенок ждет одобрения и похвалы, ее любовь и внимание для него важнее всего. Если мама не обеспечивает эти потребности, недодает тепла, не уделяет ребенку достаточно времени, не обращает внимания на его заслуги, в него закрадывается обида. Усугубляется она тогда, когда ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, заставляют спешить.

Он не успел закончить одно занятие, его поторапливают начинать делать что-то другое. Он старательно складывает игрушки, его уже гонять чистить зубы, не сказав ни слова о том, какой он молодец. А ведь он ждет, он послушный, он старался, он жаждет одобрения и похвалы. Не слыша их, ребенок обижается, в следующий раз ему будет необходимо повторить дважды, в другой раз трижды, прежде чем он послушается. Родители сердятся, ребенок не слушается и копит обиды. А потом начнет появляться агрессия, желание что-нибудь сломать, разбить, ударить. И если против родителей ребенок не в силах ничего предпринять, не в силах защитить себя, то все его обиды будут выливаться в общении со сверстниками, заключаясь в агрессивности, задиристости, драчливости и жестокости.

Ругать за такое поведение, значит только увеличивать его обиду. Родителям нужно посмотреть на мир глазами ребенка, изменить в целом подход к общению с ним, иначе ставить требования, не забывать заслуженно хвалить. Только это может изменить состояние драчуна. Постепенно оно нормализуется, ребенок не только научится спокойно общаться с другими детьми, но и заведет друзей, с которыми будет дружить и во взрослой жизни.

***

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, прежде всего всегда необходимо понять, что же представляет собой ваш ребенок, в чем он нуждается и какова причина, по которой у него не заладились отношения с окружающими. С помощью системно-векторной психологии понять это не составит труда. А пользуясь предложенными методами, вы не только найдете способ помочь ребенку адаптироваться в коллективе, но и параллельно устраните немало других проблем в его поведении, с которыми вам приходилось мириться прежде.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Ольга Чугурян

Рейтинг: 
Average: 4.7 (3 votes)