Дети должны быть хорошенькими, честными и правильными. Должны слушаться родителей и быть маленькими ангелочками. Это знают родители. Но этого не знают дети, порой поражая родителей до глубины души. Например, если они начинают воровать. Как объяснить ребенку, что воровать плохо, так, чтобы он больше не воровал?
Изначально детям следует объяснять, что человеку принадлежит то, что он сделал, что собственность следует разделять. Если человек создавал что-то и за это получил деньги, значит, они принадлежат ему. У каждого есть то, что он сделал.
Люди договорились и живут уже много-много лет так, что они не отбирают друг у друга то, что имеют. Ведь куличик, который малыш слепил, — это его куличик? Да, его. А рядом с ним сидит такой же малыш. (Можно показать это в реальности на объекте, ценном для ребенка). А что будет, если этот малыш заберет у тебя куличик? Это уже будет его куличик, да? Но ведь делал его ты. Значит, это будет неверно, ведь это твоя собственность, результат твоих усилий. Нельзя забирать то, что не принадлежит тебе. Вот у мамы есть сумка, это ее сумка, и, значит, никому больше она принадлежать не может. И если она кому-то понадобится, он должен спросить у мамы разрешение ее взять.
Также и с чужими игрушками — нельзя брать чужое, не свое. Ведь если ты будешь забирать то, что тебе не принадлежит, — отберут так же у тебя. Это условие у взрослых называется законом, и если его нарушать, то есть отбирать чужое, — за это наказывают, сажая в тюрьму. Вот так люди договорились, чтобы не расставаться с тем, что сделали и заработали.
Как объяснить ребенку, что воровать — это плохо, если он уже это делает?
Дети, склонные к покраже, обладают определенными особенностями — это юркие, шустрые дети с кожным вектором. Люди с такими свойствами еще с давней первобытной саванны отвечали за выживание, занимались собирательством и охотой, для чего физически наделены стройным, подвижным телом, длинными ногами, тонкими, чувствительными пальцами.
Поведение «хватай и беги» заложено у таких людей на подсознательном архетипичном уровне. Ничего удивительного в том, что в маленьком возрасте такие дети начинают воплощать это в жизнь, пытаясь отработать свои свойства.
Однако мы уже не живем в первобытном обществе. Человечество развилось и обладает ограничениями закона и культуры. Маленький ребенок их пока не чувствует, но зато он ощущает внутреннюю убежденность, что тащить все подряд — естественно и правильно. Задача родителя в этом случае — объяснить новые условия жизни и разделения собственности у современных людей, дать возможность их почувствовать.
Допустим, ребенок стащил что-то и родитель проводит с ним воспитательную беседу. Тут следует воздержаться от оценки (категорию хорошо-плохо нужно опустить) причин и условий этого поступка. С малышом следует говорить на его языке: логичном и лаконичном, обращаясь конкретно к нему по имени.
Вести беседу следует о собственности:
— Ты забрал эту вещь себе (не украл, а именно взял), и значит, она теперь твоя, так? Он ответит, что да.
— И если она твоя, значит, она больше не чья-то (бабушкина, соседей, гостей и т. д.)? Ответ очевиден: теперь это собственность конкретно ребенка.
— А разве ты покупал/делал/заработал на эту вещь? (Тон следует оставлять спокойным.) Ребенок может помолчать, но все же ответит очевидное: нет, он не причастен к ней.
— Тогда получается, что и у тебя теперь любую вещь могут взять, так? Вот ту игрушку, которую ты так любишь, или твой новый комбинезон, когда ты его оставишь в раздевалке, тоже могут вот так забрать? Ответом будет «нет», потому что терять то, что у ребенка есть, он не захочет.
— А почему? Ведь ты же забрал? Значит, кто-то заберет и у тебя и это больше не будет твоим. Верно? Ребенок скажет, что он спрячет то, что взял, чтоб никто не нашел и не забрал. Он не оставит вот так на виду (если то, что он забрал, сейчас на виду) или будет еще более бережлив (если забрал из чьего-то тайничка).
— Ну тогда, допустим, завтра тот, у кого ты забрал, пойдет и возьмет без спроса что-то у тебя, пока ты не увидишь этого, что тогда? Ребенок может ответить разными вариантами. Главное в ответе: его нежелание ничего терять из собственного «имущества». Это нежелание важно показать на примере дорогих для него вещей.
— Тогда, получается, то, что ты забрал, — чужое, не твое. Свое ты терять не хочешь, но сам забираешь у других. Так не должно быть. Так делать нельзя. Человек не забирает у других то, что они имеют, чтобы у него не забирали то, что есть у него. И ты тоже этого не хочешь. Таков договор между людьми, и, если кто-то из них не соблюдает его, его наказывают. Поэтому твой поступок недопустим и, значит, нужно наказать и тебя.
Наказать такого ребенка — значит ограничить его в чем-то важном для него. Сократить время просмотра мультика или не купить что-то, указывая, что он лишен этого за свой проступок. Тогда с первейшей попытки ребенок будет вынужден сократить свое бессознательное желание к покраже, почувствовать правила, которым он должен подчиняться. Кожный ребенок, как никто другой, способен понять язык ограничений, если ему это понятно и логично аргументировать. Умение подчиняться правилам — один из важных залогов развития свойств кожного вектора.
Что ждет тех, кто не знает, как объяснить ребенку, что воровать — это плохо
Родители редко объясняют детям, что такое ценности и деньги. Зато пытаются пояснить, что делать хорошо, а что — «ай-ай-ай». Хваля и ругая, они указывают малышу два полюса его поведения, один из которых нужно избегать, а к другому стремиться. Но порой ребенок успевает сделать что-то невообразимое. Например, стащить у бабушки в кошельке деньги и спрятать себе под подушку или забрать в гостях ценную вещь и принести домой.
Родители в панике: их ребенок — вор! Этого не может быть. Это же нужно пресечь сразу: во что может вырасти родная кровь? Паника усугубляется тем, что ребенок, кажется, совершенно не воспринимает это как нечто ужасное и не понимает, почему так делать не нужно: «Что здесь такого?» Это сбивает с толку.
Конечно, бурная реакция родителя дает понять ребенку, что что-то не так. Но это не находит у него отклика и понимания. Родители стараются объяснить, что так поступать плохо. А не поступать так — хорошо. И что они запрещают впредь так делать. Однако они редко объясняют, почему это плохо.
Ребенок, который хватает себе все, что считает нужным, не может понять, в чем заключается причина этого запрета, ведь забирать себе — это прежде всего выгодно (польза-выгода — категории, которыми мыслит кожный человек). А то, что «это не принято в обществе», его не трогает, ведь свое себе ближе, чем абстрактное «общество». Такой элементарный расчет приводит ребенка к тому, что он повторит опыт, но уже постарается, чтобы родители не узнали. Если его уличат — он будет врать и изворачиваться, чтоб его не ругали.
Если ситуация повторяется, нередко родители прибегают к физическому наказанию. Физическое воздействие (битье) приводит ребенка к нарушению развития и негативному жизненному сценарию. Битье со 100%-ной гарантией делает процесс воровства устойчивым способом выживания, а также способствует формированию мазохизма.
Для того чтобы предотвратить тяжелые последствия и помочь развить природные свойства ребенка, следует понимать его особенности и действовать согласно им, как показано на примере этой статьи. Знания, полученные на онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», помогут вам найти выход из любой ситуации, найти подход к любому ребенку.
Автор Ольга Мезенцева, педагог
Корректор Евгения Лицкая
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»