Так ли страшен голод?
Лишний вес – проблема нашего века. Обычно её корень – в неправильном питании. Но почему-то за лишними килограммами, которые хорошо заметны, мы не видим другой, гораздо более серьёзной проблемы. Людям не хватает счастья.
Всё начинается с детства. Ребенок, еще не испорченный цивилизацией, пытается есть так, как ему подсказывают инстинкты. То есть – столько, сколько хочется, и тогда, когда хочется. Родителей такое положение дел не устраивает. Они полагают, что точнее, чем природа, знают – сколько нужно есть ребенку и когда ему нужно принимать пищу.
Вооружившись предрассудками, советами, популярными книгами, собственным мнением (кто лучше меня знает, что хорошо для моего малыша, я ведь так его люблю!) родители начинают мучить ребенка.«Обязательно нужно позавтракать!».
А если завтракать не хочется? Обычно этот вопрос не обсуждается. И ребенок вынужден запихивать в себя еду, когда она ему только в тягость. Лишь бы отвязаться… Или чтобы пойти погулять. Или чтобы назвали «хорошим мальчиком». Но только не потому, что есть действительно хочется.
Не успел он проголодаться – обед. Первое, второе… А если не лезет? Ничего, в умной книжке написано, что есть надо как минимум три раза в день. А «не лезет» — это он еще маленький, что он может понимать.
Потом – ужин… «Скушаешь всё – будешь хорошим мальчиком». «Не будешь есть – мультики не включу». «Мама старалась, готовила, а ты не ешь…». И так изо дня в день.
Первые годы жизни ребенка, родители, действуя из лучших побуждений, всячески пытаются сбить его природную программу насильственным кормлением. Сколько сил и фантазии тратится на то, чтобы украсить бутерброд или построить в тарелке с пюре и котлетой целый съедобный парк. Эти усилия, к сожалению, не проходят даром.
Неправильное обращение с пищей ослабляет у нас тягу к реализации наших природных возможностей. Это отбирает у нас часть наслаждений, которые мы могли бы испытывать, не «убивая» свои истинные желания с помощью ложки, вилки и ножа.
Что заставляет нас развиваться?
Поразмышляем. Что заставляет человечество в целом и каждого отдельного человека развиваться? Приглядимся к представителю древней человеческой стаи, понаблюдаем за жизнью особи мужского пола. Представим себе, что нашему подопытному присущи все обычные потребности живого существа, за исключением потребности в пище.
Для того чтобы жить, ему нужно дышать. Воздуха кругом полно. Вот лежит он себе под деревом – дышит. Тепло, а станет холодно – можно в пещеру забраться. Еще – хочется пить. Не проблема рядом с деревом ручей – повернул он голову – попил. Спать захотелось – тут даже головой вертеть не надо. Закрыл глаза и спит. Выспался – захотелось ему продолжить род человеческий. А рядом лежит такая же беззаботная представительница прекрасной половины первобытной стаи. Раз в год рождаются у них малыши…
Идиллия, ничего не скажешь. Природа удовлетворяет все основные потребности нашего «экспериментального» древнего человека. Для того чтобы выжить, от него не требуется практически никаких усилий. Разрушить эту идиллию очень легко – добавим сюда всего лишь одну потребность – потребность в пище.
Пища сама в рот не полезет. Для того, чтобы её добыть, древнему человеку приходится потрудиться. И каждый добывает пропитание как может. Кто-то ловит рыбу, кто-то собирает грибы да орехи, кто-то ходит на охоту. А кто-то сделает из камня топор или украшение, да и променяет его на еду у того, кто умеет её взять у природы.
Потребность в пище заставляет людей шевелиться, то есть – развивать и применять свои природные способности.
системно-векторная психология выделяет восемь психологических типов, представителей каждого из которых природа наделила особыми свойствами, видовой ролью. Если первобытный человек успешно исполнял свою видовую роль – он получал сразу несколько «бонусов».
Во-первых, он получал свою часть пищи, принося пользу стае. То есть – обеспечивает собственное выживание и выживание общества.
Во-вторых, делая то, для чего он предназначен от природы, он получал от этого действия массу положительных эмоций, удовольствие. Голод заставляет человека делать то, что он лучше всего умеет для того, чтобы заработать таким образом право на жизнь. И ошибки здесь фатальны и для отдельного человека, и для общества в целом. Например, возвращаясь к первобытной стае, подумаем, что произойдёт, если человек, который не слишком ловок, не очень быстро бегает, зато – отлично делает каменные топоры, решит стать охотником.
Сделал он самый лучший каменный топор, да и потащился утром на охоту. Вечером приходит, вся стая ждёт тушу убитого зверя, а он скорбно вздыхает: «Не догнал никого…». Он чувствует вину, опустошение (модное слово стресс тут как нельзя лучше подходит), стая на грани голодной смерти. А самка его и смотреть на него не хочет… Сидел бы лучше в пещере, да делал топоры. А топор лучше бы выменял на кусок мяса у охотника. А тот – с самым лучшим топором набил бы гору дичи…
При таком раскладе все были бы довольны. И создатель топора, и охотник, и стая. Таких примеров можно привести бесчисленное количество.Что произойдёт, если охранять стаю от хищников возьмётся человек, который неспособен различить полосатого тигра в мешанине света и тени на песке под пальмами? Что случится, если во главе стаи станет человек, который заботится только о себе?
Природа не прощала подобных ошибок, несоответствий между врождёнными свойствами человека и его деятельностью. И главный инструмент природного воздействия здесь – голод. Именно он позволял человеку точно осознать свои истинные возможности и приняться их реализовывать.
Проблема переедания
Человеческое общество из первобытной стаи превратилось в то, что мы видим сегодня. В большинстве стран проблема нехватки пищи решена. Даже с избытком. А человек, получающий избыток пищи, уходит таким образом из-под природного управления. Самое опасное здесь то, что такому человеку очень тяжело понять – что же именно ему нужно для счастья. Для чего он лучше всего приспособлен. Ему трудно понять свои настоящие желания.
В итоге он поступает, ориентируясь на что угодно, кроме своих собственных глубинных потребностей. Он делает что-либо, потому что так принято в его кругу, потому что так модно, потому что так посоветовали, показали по телевизору, написали в газете. В итоге, всё, вроде бы, «как у всех», а счастья нет.
С физиологической точки зрения, одной из составляющих состояния счастья являются гормоны эндорфины, которые организм вырабатывает в ответ на различные воздействия. Кого-то делает особенно счастливым творчество, кого-то размер счёта в банке, кого-то крепкая семья, кого-то власть, кого-то любовь…
В ответ на переживания, связанные с теми или иными состояниями, организм вырабатывает эндорфины. Главная проблема современных людей – понять – что же им нужно для счастья. Чрезмерное питание мешает этому процессу.
Если вернуться к теме насильственного кормления детей, то получается, что первые годы ребенок испытывает дискомфорт от порций еды, которые больше, чем ему нужно, которые поступают в организм чаще, чем ему нужно. Иногда, конечно, приём пищи превращается в истинное удовольствие – если ребенок действительно проголодался.
Первые годы ребенок сопротивляется. Постепенно организм адаптируется к такому положению дел. Организм учится принимать и использовать всю ту пищу, которую ему предлагают. Например, по словам докторов, увеличивается в объеме желудок. То, что не тратится на обеспечение жизнедеятельности, может уходить в жировые отложения.
А самое страшное здесь заключается в том, что ребенок начинает получать удовольствие от практически любых приёмов пищи. В итоге, когда родители перестают пихать в него еду, он начинает делать это сам. Он привык к этому, его организм адаптировался, он получает удовольствие… А есть-то можно почти целый день…
Кстати, обратите внимание на то, как мы организуем разного рода праздники. Непременный атрибут любого значимого события – праздничный стол. Обычно то количество пищи, которое съедается человеком за таким столом, равно нескольким дневным нормам.
А как боремся с любым стрессом? Частенько, что называется, «заедаем».
Человек устроен так, что когда его желание удовлетворено, оно исчезает, но потом возвращается усиленным. Очень ярко это видно на простых желаниях. Хочет человек машину – лишь бы ездила. Покупает какую-нибудь «десятку», производимую российским автопромом, пару недель счастлив, а потом, когда эйфория проходит, когда он привыкает к новому положению, желание возрастает…
Если речь идёт о тех желаниях, которые заложены в человеке от природы, их увеличение означает и данные человеку возможности для их реализации. Вреда от этого не будет. А когда человек приучен немалую долю удовольствия получать от еды, нехватку наслаждения он добирает увеличением количества потребляемой пищи. А это – очень даже вредно.
Что же делать?
У кого же просить совета родителям, которые хотят кормить своего малыша так, как предусмотрено природой? Главный «советчик» в этом деле – ребенок. Его организм, сама природа, через чувство голода, подскажут оптимальное количество продуктов, которые ему нужны. Обратите внимание – дети, которых не приучили переедать, не станут сами этого делать. С непривычки переедать довольно-таки противно.
В силах родителей – обеспечить ребенка полезными и здоровыми продуктами. Если приложить некоторые усилия, среди уймы откровенно вредных произведений современного пищепрома можно обнаружить много хорошего. Каши, овощи, фрукты, мясо, морепродукты – прекрасная еда и для ребенка, и для взрослого.
Трудитесь по много часов над тарелкой, которую ваш малыш съедает через силу? Не знаете, какими еще приправами и украшениями его соблазнить? Думаете, ваш ребенок никогда в жизни не будет есть простую овсяную кашу? Сытый – вряд ли сделает это с удовольствием, особенно, когда каши ему насыпали полную суповую тарелку. А проголодавшийся, получивший умеренную порцию каши или чего угодно другого в небольшой пиале, попросит добавки.
Не отказывайте ему – больше, чем нужно, он есть не будет. В результате же, съест именно столько, сколько ему нужно. Вот так вот просто, через маленькую порцию, можно услышать голос природы. На фоне правильного воспитания, соответствующего внутренним потребностям малыша, разумное кормление – это надёжный фундамент для счастливой взрослой жизни.
Заметка написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор — Александр Заика
Я своих деток никогда не
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Надежда (не проверено) on пн, 10/14/2013 - 07:19.