НЕ КАПРИЗНЫЙ, НЕ ШУМНЫЙ, НЕ ПРОБЛЕМНЫЙ - СЛИШКОМ ТИХИЙ РЕБЕНОК

- Привет, родная. Как прошел день в садике? Ты нашла себе друга?

Вот уже полгода Катина мама, забирая дочь из детского сада, задает ей один и тот же вопрос. Подружилась ли она в садике с детками, играла ли Катя сегодня хоть с кем-то?

- Нет, - глядя на маму ясными мечтательными глазами, мотает головой Катя.

- А что Катя делала?

- Рисовала, в окошко смотрела, в уголочке сидела, на площадке в домике от деток пряталась.

- Зачем пряталась, Катенька? Тебя обижали?

- Нет.

- А пряталась почему?

- Они играют в такую игру, как я не хочу.

Дома Катя намного эмоциональней, чем в детском саду. Папу и маму обожает. Это ласковый и отзывчивый ребенок. Но если приходят гости, стесняется. Долго не хочет выходить, даже когда есть дети. Но потом, наконец, привыкает и может разыграться и с малышами, и с взрослыми. В то время как в садике кроме "нет" или "да" из нее не вытянешь, а чаще это только одни кивки головой.

Дом и детский сад: почему ребенка словно подменяют?

Любознательный и активный малыш дома и стеснительный тихоня в детском саду. Несмотря на продолжительное посещение детского сада, сдвигов в общении со сверстниками нет.

Стеснительность ребенка объясняется его природными свойствами. В девочке Кате сочетаются два типа психики. Это зрительный вектор и анальный вектор.

Все что касается эмоциональности, любознательности, живого общения – это стороны зрительного. Он толкает человека к общению. Потому что только так можно реализовать большой потенциал своих чувств, поделиться ими с окружающими. Но эмоции человечка со зрительным вектором часто скатываются в состояние страха. Это корневое состояние человека, обладающего этим типом психики, страх за собственную жизнь. Именно он является основой всех остальных переживаний. Из него родители могут вырастить сопереживание и участливое отношение к людям.

Но страх будет преобладать в ребенке долго, а в малышке, посещающий детский сад, он может проявляться в различной степени и принимать разные проявления. Катя боится, что ее обидят, поэтому отказывается идти на контакт с детьми.

Состояние сопереживания может уже являться общим состоянием девочки, которая участливо относится к своим родителя, жалеет тех, кому больно, помогает тем, кому тяжело, например, жуку, тонущему в луже. Способность испытывать эти чувства уже играют огромную роль для состояния ребенка, ограждая его от многих негативных ощущений, таких как различные страхи.

Но отдельные страхи могут оказаться привитыми. Так, если родители очень переживают за своего ребенка и волнуются о том, как он сможет адаптироваться в детском саду, вольно или невольно они и его заражают своим страхом. Потому что ребенок со зрительным вектором очень чувствительный к любым колебаниям родительского настроения. Малейшего намека и даже полунамека на то, что другие дети представляют для него угрозу, будет достаточно для того, что в нем поселился этот страх.

Вы мне не ровня

Есть в зрительном векторе и еще одна черта – снобизм. Более высокий интеллект может привести к тому, что со многими сверстниками такому ребенку будет не интересно или он просто сочтет общаться с кем-либо ниже своего достоинства.

Такое поведение тоже «лечится». Чем выше способность ребенка к сопереживанию, тем меньше в нем ощущения собственной значимости и важности, тем проще ему будет находить общий язык с окружающими. Поэтому чувство сострадания необходимо постоянно развивать и укреплять.

Стеснительный малыш

Другой тип психики, который тоже проглядывается в Кате, это анальный вектор. Его свойства заключаются в том, что свободно он ощущает себя только в привычной, хорошо знакомой обстановке и с хорошо знакомыми людьми. А лучше всего дома в обществе мамы и папы. Поэтому даже гости заставляют Катю чувствовать себя не в своей тарелке. Даже рядом с родителями ей требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию и пойти на контакт.

Детский сад – новое для ребенка место. Он тоже требует времени на адаптацию. Но, как мы уже знаем, этому мешает состояние зрительного вектора ребенка.

Справиться со стеснением и страхом и почувствовать себя более свободно, как в группе детского сада, так и при посторонних в любом другом месте могут только родители девочки. От их правильной поддержки зависит исчезновение страхов и появление нового отношения к окружающим. И как следствие, более раскрепощенное поведение ребенка.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор Ольга Чугурян

Рейтинг: 
Average: 2 (1 vote)