РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ. СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО ИЛИ УБИТОЕ БУДУЩЕЕ? Часть 2

Каждый из нас желает счастливого детства своим детям, вспоминая при этом свое детское счастье. Но не нужно забывать, что и многие наши травмы тоже родом из детства. Как будет развиваться и чувствовать себя ребенок в детском саду? Этой теме посвящена данная статья.

Все мы шагаем по жизни, как будто по ступенечкам. Не бывает так, чтобы родился и сразу академиком стал. Каждый проходит свой путь развития врожденных свойств, и здесь очень важно не пропустить важнейшие этапы, которые обеспечат нашим детям счастливое детство, а затем и реализацию в будущем.

Первая и самая важная ступень, основа основ счастливого детства - это чувство защищенности и безопасности, которое дают детям родители. Об этом шла речь здесь.

Если есть это ощущение у ребенка, то вы уже заложили фундамент для счастья.  И даже когда на его пути встретятся трудности (а они обязательно встретятся), ему будет гораздо легче адаптироваться в новых условиях, чем тем детям, которые не имели чувства защищенности в семье.

Это так естественно для ребенка – все свои ошибки, обиды, неудачи, синяки, ссадины и царапины, огорчения и слезы, радость и успехи нести в дом. Дом, семья – это как бы наша пещера, куда мы несем всю нашу «добычу»: все те эмоции и переживания, которые испытали в течение дня. Дети делают это неосознанно. Они ищут поддержки, защиты и понимания в сложных для них ситуациях. И это очень хорошо, потому что так они не боятся совершать ошибки, а на ошибках, как известно, учатся.

Однако приходит время, когда ребенок начинает знакомиться с жизнью вне дома. И важнейшая ступень этого этапа адаптации к социуму – детский сад, где ребенок приобретает новые навыки и умения.

Ребенок в детском саду. Первые шаги в коллективе

До года ребенок плохо понимает, что есть другие люди. У него есть мама и папа, которые воспринимаются им, как его продолжение, и с радостью исполняют его желания. Он еще не различает мир внутри и мир снаружи. Затем постепенно, обычно в возрасте около трех лет, ребенок начинает понимать, что есть другие люди, другие дети. И они тоже имеют свои желания. И эти желания иногда входят в ПРОТИВОРЕЧИЕ с его.

«Я хочу вон ту машинку!»  И вот этот мальчик точно так же «хочет эту машинку».  Что же делать?  Плакать?  Но мама не может отобрать у другого мальчика  его машинку, которую я тоже хочу.  Ребенок в детском саду шаг за шагом учится приспосабливаться к таким ситуациям. Там же он получает опыт адаптации и использования своих врожденных  свойств.

Как происходит адаптация? Естественным образом, благодаря тому, что ребенок начинает проявлять свои природные таланты и способности. При этом другие дети делают то же самое.

Именно в детском саду начинает происходить первичное ранжирование в коллективе согласно заданным от рождения свойствам. Кто-то естественным образом становится вождем, кто-то организует игры и придумывает правила, а кто-то придает играм смысл. Другие украшают все вокруг, жалеют игрушечных зайчиков или реальных мальчиков и делают игры эмоциональными и красивыми.

Так в детской группе образуется первичная модель стаи по природному типу, впоследствии коллектива, где дети учатся взаимодействовать друг с другом и с воспитателями. У ребенка в детском саду создается свой мир, в котором он живет. И этот мир гораздо больше, чем тот, где он был только с родителями и с семьей. Он начинает видеть отличия других людей от себя. Конечно, все это происходит неосознанно.

Этап дошкольного воспитания в детском саду необходим для дальнейшего гармоничного развития личности. Ведь все мы взаимодействуем в жизни с другими людьми. И именно в садике ребенок учится отличать свои желания от чужих и одновременно подстраивать свои желания под чужие и чужие под свои. Это очень сложный этап адаптации. И учиться этому взаимодействию необходимо вовремя, соблюдая все ступени развития.

Пока ребенок был маленький, вы трепетно следили за тем, во сколько месяцев он начал держать голову, а когда – ползать, сидеть, ходить и т.д. Но он растет, и его нужно «выпускать» в общество. Настает черед первичной социализации. Это важнейший этап подготовки к школе, который нельзя пропустить. Когда ребенок пойдет в школу, у него будет серьезная работа - познание устройства мира, и сделать это без навыков первичной адаптации в коллективе очень сложно.

И не испытывайте иллюзий, что ваше чадо социализируется на детской площадке. Здесь к каждому ребенку приставлен взрослый, готовый в любой момент вмешаться в естественные процессы адаптации. А в садике совсем другие условия – множество детей и один воспитатель. Согласитесь, ситуация несколько отличается. Ребенок в детском саду учится действовать самостоятельно, принимать собственные решения, улаживать конфликты без участия взрослых.

Ребенок в детском саду. Как по-разному детки идут в садик

Есть дети, для которых детский сад – это праздник. Попробовав один раз, они готовы бежать туда вприпрыжку впереди родителей. Обычно у таких детей в психическом есть уретральный или оральный вектор. 

А вот карапуз со зрительным вектором просто зальет слезами всю дорогу от дома до садика. Для него разрыв эмоциональной связи с мамой сродни катастрофе. Но если показать ребенку, что именно в садике он может обрести новых друзей и играть с ними в разные интересные игры, то проблема быстро разрешится.

Остальные дети тоже испытывают некоторые сложности, но постепенно адаптируются все. Это нормально. Владея системными знаниями, можно помочь ребенку преодолеть любые проблемы, просто опираясь на его заданные врожденные свойства.

Дети до школы раскрыты перед нами, как на ладони. Они не будут делать то, что не хотят. Малыши вообще действуют больше на бессознательном уровне, поэтому их и понять проще. А владея таким инструментом как системно-векторной психология, который раскрывает перед нами тайны бессознательного, действовать согласно заданной от природы программы – одно удовольствие.

Уже потом, ближе к школе, культурный слой в большей степени заслоняет природные проявления. Поэтому помочь детям двигаться в верном направлении, не ломая их судьбы, как можно раньше – наша общая задача.

Ребенок в детском саду. Игра и развитие

В детском саду дети, в основном, играют. Именно игры развивают их. Собственно, в играх у детей есть возможность проявить свои природные качества. Любая игра – это правила и препятствия. Дети учатся соблюдать правила и преодолевать препятствия, используя при этом свои свойства и развиваясь.

Именно от преодоления препятствий дети и получают радость, счастье и наслаждение. Или огорчаются от поражения. Преодолевая препятствия, они прикладывают усилия, выражают свои свойства наружу. Иногда им это не удается, и они проявляют свойства в неразвитом, архетипичном виде – выплескивают агрессию, что-то отбирают, закатывают истерику, ломают, бьют. И тут уже вмешивается воспитатель и объясняет, почему что-то можно делать, а что-то нельзя. Всегда надо объяснять детям, почему что-то делать нельзя. Неадекватные и непонятные запреты и ограничения мешают гармоничному развитию психического ребенка.

Ребенок в детском саду играет в разные игры. В арсенале современных воспитателей их множество: подвижные и спокойные, развивающие ум и смекалку, способствующие развитию мелкой моторики рук и развитию внимания.  И, конечно же, рисование, лепка, музыка, танцы – все то, что помогает постижению прекрасного.

Все это способствует реализации свойств разных детей. Естественно, в процессе игр ребенок видит, что кто-то быстрее бегает, кто-то сильнее его. А вон та девочка лучше рисует, а вон тот мальчуган быстрее собирает конструктор. Но зато он сам лучше всех рассказывает стихи и всегда исполняет главные роли на детских утренниках. Такие наблюдения –  необходимые элементы адаптации. Так дети узнают, что люди бывают разные.

Ребенок в детском саду. Развитие в дельте противоположностей

Развитие всегда идет в дельте противоположностей: между «получается» и «не получается», между желанием и тем, что оно не может исполниться.  Именно в этой дельте малыш начинает прикладывать усилия для достижения желаемого и проявляет свои свойства.

Когда мы задаем вектор развития согласно его природным свойствам, ребенок счастлив. Бесконечно счастлив, потому что он делает то, что ему предназначено. У него получается! Он развивается! Потом его желания удваиваются, он прикладывает уже чуть больше усилий, желание исполняется, и снова – счастье и радость. Потом опять новое желание, еще немного большее, и опять он прикладывает усилия, желание исполняется и –счастье, радость! Мы просто должны понимать истинные желания своих детей!

Но очень часто бывает и так, что родители, не зная желаний своего ребенка – его вектора, начинают требовать от него проявления противоположных свойств, тем самым нанося ему тяжелую психологическую травму. 

Например, шустрая, подвижная мама с кожным вектором может требовать от своего малыша с анальным вектором таких же качеств: скорости и расторопности во всем. А у нее родился малыш с другими свойствами: обстоятельный и неторопливый. Он впоследствии может состояться как прекрасный учитель или даже большой ученый, благодаря именно своим врожденным качествам. Но родители просто не знают, что ребенком живут его желания. И неосознанно делают то, что ведет к  разрушению его психики.

Системно-векторная психология  - это  точная наука, которая раскрывает бессознательное, показывает нам наши истинные желания. Зная истинные желания малыша, вы будете легко с ним общаться и помогать ему преодолевать любые препятствия, используя его сильные стороны.

Пройдя тренинг, мамы в своих отзывах с радостью сообщают о том, что они понимают своего ребенка, знают область его талантов и с удовольствием их развивают. А это уже дорога к будущему, в котором обязательно будет счастье самореализации.

Продолжение здесь.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор Виктория Винникова

Рейтинг: 
Average: 4.5 (2 votes)