Застенчивость, скромность, стеснительность – в чем разница? Вряд ли мы улавливаем тонкости, отличающие эти состояния. По большей части для нас это просто синонимы. А вот инструмент, называемый системно-векторной психологией, очень четко разграничивает оттенки ощущений, внося полную ясность в эти все-таки разные понятия.
Все эти качества присущи в общем-то разным детям, с разными врожденными психическими свойствами. И хотя их внешние проявления очень похожи, внутренняя причина их проявления разная.
Так, например, скромность свойственна послушным, основательным деткам, неторопливо и вдумчиво подходящим к выполнению любой стоящей перед ними задачи. Такие дети, как правило, успешны в школе, начитанны, усердны, имеют хорошую память, умеют дружить. Они не выскочки, любую работу делают качественно и аккуратно.
В основе их скромности лежит отсутствие амбиций, а также в основе неуверенности - страх опозориться перед остальными. Именно поэтому такие дети, 1 раз получив негативный опыт (к примеру неправильно ответив на вопрос, из-за которого команда проиграла в состязании), в решающие моменты предпочитают промолчать, чем попробовать высказать свое мнение, в правильности которого они на 100% не уверены.
Если таких детей начинают дергать, торопить, проверять на скорость, то их психика, наделенная особыми свойствами для достижения качества, а не количества, будучи не в состоянии быстро реагировать, начинает впадаеть в ступор, не успевая подстраиваться под стремительно изменяющиеся условия. А при регулярном повторении таких состояний ситуаций это может привести к заиканию.
Соответственно, скромность – естественное природное состояние таких детей, в котором им комфортно находиться. Однако она не должна находиться в балансе с умеренностью и не вызывать у ребенка внутреннего напряжения.
Для того, чтобы такой баланс соблюдался, такого ребенка необходимо искренне хвалить, но не захваливать, отмечая его действительно значимые достижения и качества, но не делая при этом его зависимым от вашей похвалы.
Необходимо также внимательно следить за тем, чтобы не допускать возникновения у таких детей стресса, связанного со спешкой в выполнении какого-либо дела, начиная с завязывания шнурков и похода, извините, в туалет, и заканчивая опозданиями в школу, в театр, или просто потому что «мама торопится». Старайтесь так спланировать свое время, чтобы медлительного ребенка не приходилось торопить. Да и портфельчики лучше готовить с вечера.
Проследите и за тем, чтобы ваш ребенок не испытывал проблем с тем, чтобы что-то начать. Такие дети если уж что-то начинают, то обязательно доделывают до конца. Однако могут испытывать проблемы в начале нового дела. В этом случае их необходимо стимулировать, подбадривать, показывая, что начать новое – это не так сложно, как может показаться вначале.
Учитывая такие тонкости, вы поможете вашему ребенку удержать его врожденную скромность на комфортном ему уровне ощущений так, чтобы она не переросла в неуверенность в себе.
Застенчивость характерна для впечатлительных деток, с широкой эмоциональной амплитудой, «глазками на мокром месте». Обычно такие дети бессознательно стараются привлечь к себе внимание своими эмоциональными раскачками, слезами, в какой-то степени демонстративным поведением, нарядикамияркими нарядами. Но в определенных состояниях они могут быть застенчивыми. И это тоже своего рода бессознательное кокетство.
На самом-то деле они привлекательны внешне, интеллектуальны и знают это, и в душе убеждены в своей эстетике и красоте. Их внешняя, скорее наносная застенчивость – как часть актерской игры, замешанной на врожденном аристократизме. В образах – это маленькие принцессы и принцы. Немного капризные, но умные, с чувством собственного достоинства. И эта смесь застенчивости и эмоциональности наделяет их еще большей привлекательностью.
При правильном развитии такие дети могут испытывать застенчивость еще и в тех случаях и ситуациях, когда надо учитывать интересы других людей. Дети, воспитанные в уважении к взрослым и другим людям, могут отличаться застенчивостью, где надо дать высказаться другому человеку, или где того требуют правила приличия (например не вмешиваться, когда ведется взрослый разговор).
Застенчивость у таких детей может проявляться и в негативных состояниях. Вернее, когда такие состояния внешне выглядят для нас как застенчивость. Когда ребенок испытывает подсознательный страх, либо если его недостаточно наполняет чувство защищенности, исходящее от родителей, то он демонстрирует в своем поведении или неуверенность, связанную с этих страхом, либо если его недостаточно наполняет чувство защищенности, исходящее от родителей. Внешне это может напоминать застенчивость, но имеет совсем другое значение.
Для того, чтобы такого не происходило, нельзя допускать, чтобы такие дети позволяли себе эмоционально раскачиваться страхами – просмотром фильмов со страшилками, страшными картинками, рассказами. А если такой ребенок даже и получил травму страхом, успел испугаться, родителям необходимо научиться облегчать у него вызванное страхом внутреннее напряжение. Воспитание чувств, эстетическое воспитание, приобщение к культуре и искусству, интеллектуальное развитие на базе привития общечеловеческих ценностей гуманизма – тот минимально необходимый набор, о котором должны позаботиться любящие и понимающие своего ребенка родители.
Системно-векторная психология дифференцирует в этой палитре также и качество, называемое нами стеснительностью. Чем оно отличается от двух предыдущих – скромности и застенчивости? Как мы и говорили прежде – своей причиной. В этом случае такой причиной является недоверие, причем недоверие особого рода, не в широком понимании этого слова. То недоверие, которое испытывают подозрительные, по своей природе, дети.
В основном своем большинстве, это дети, с подозрением относятся ко всему. И в первую очередь – к еде. Они могут быть нытиками и нудиками, выглядеть дохляками, но при этом могут иметь сильные руки с большими ладонями (у мальчиков). Ябеды – тоже они. Остальные дети и даже взрослые нередко относятся к ним с неприязнью. А зря. Но это - отдельная большая тема, в полной мере раскрываемая на тренинге.
Еще одним кубиком в ряду подобных состояний является сдержанность. Это особое качество, присущее подвижным, психически гибким детям, которых иногда могут называть изворотливыми. В зависимости от направления и уровня развития, такие дети часто бывают лидерами, организующими остальных в группы и изобретающими новые идеи для занятий, игр. Они любят новизну и внедрение инноваций, часто увлекаются конструированием. При этом могут отличаться и так называемым подхалимажем перед учителями, амбициями, материальными приоритетами над другими ценностями. Их сдержанность, которая часто принимается за стеснительность, выражается в немногословии, нежелании рассказывать о себе, сухости, которая связана с особенной способностью к самоограничению. В определенных состояниях это может выражаться скупостью на чувства, слова, эмоции, нежеланием делиться с другими мыслями, ценностями, материальными благами.
В общем-то сдержанность у таких детей, идущая в паре с личной организованностью и направленная на благо группы, класса, коллектива – прекрасное, природное сочетание. При этом сдержанность, больше похожая на скупердяйство – это уже ошибочное направление развития, нуждающееся в корректировке. Системно-векторная психология в таких случаях предоставляет конкретные, проверенные инструменты.
Следующей краской в нашей палитре проявлений скромности является стыдливость. Именно стыдливость является, пожалуй, той единственной общей моральной нормой, которая должна быть привита любому ребенку независимо от характера, в определенном и конкретном смысле. И означает она не то, что мы привыкли под этим понимать. Это не краснеть за себя от каждого не так брошенного взгляда.
Стыдливость – значит ощущать, испытывать социальный стыд, когда поступаешь не по совести, вопреки нравственным ориентирам, стыдиться, если не уступил место пожилому человеку, стыдиться, если не помог другому в сложной ситуации, стыдиться, если сволынил, украл, обманул, нагрел другого, остался равнодушным, если самую тяжелую часть общей работы постарался взвалить на товарища.
Так что, дорогие родители, скромность ли, застенчивость ли, стеснительность, недоверие, сдержанность или неуверенность – это уж вам виднее, а вот стыдливость – это для всех и каждого, если мы хотим вырастить здоровое, адаптивное к современным условиям, цивилизованное поколение, общество будущего, в котором будет приятно жить всем.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор Асия Валитова