«Го́ты — молодежная субкультура, зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения. Готическая субкультура неоднородна, но ее представителей объединяет характерный специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке и литературе. Сейчас готическая субкультура в мире представлена людьми от 14 до 45 лет и старше…»
(Википедия)
«Готы съели девочку…», «Сатанисты осквернили кладбище…» — эти и подобные этим жареные новости из жизни молодежных субкультур время от времени потрясают общественность своей циничностью и безнравственностью, вызывая шквал возмущения поведением проблемных детей.
Готика, впрочем, как и многие другие молодежные субкультуры, вызывает тотальное отторжение со стороны старшего поколения. Родители, увидев своих детей, этих вчерашних ангелочков, в черных прикидах, с выбеленными лицами и жутковатым макияжем, хватаются за сердце и впадают в панику — ребенок ступил на скользкую дорожку.
Взрослые люди, начиная от домохозяек и заканчивая дипломированными психологами, занимающимися вопросами воспитания детей с девиантным поведением, в один голос утверждают, что «нынешнее поколение деградировало, растеряло все ценности, что современных подростков абсолютно не волнует будущее».
А если к этому еще добавить ночные прогулки на кладбище? Эта странная тяга к «загробной жизни» вызывает резкое неприятие, что зачастую выливается в открытое противостояние между подростком и его родителями. Взрослые всеми силами пытаются вернуть ребенка в стан «нормальных людей», в то время как чадо пытается отстоять право на собственное мировоззрение.
Что же на самом деле происходит в душах проблемных детей, увлеченных готикой? Что ищут наши дети на кладбище? Почему их привлекает атрибутика cмерти? Что скрывается за взглядом, полным меланхолии, граничащей с суицидальными наклонностями?
Современные психологи объясняют подобные увлечения тем, что подросток просто хочет выделиться из толпы, подчеркнуть свою индивидуальность, но в то же время боится остаться в одиночестве. Однако ни один психолог не может объяснить, почему именно ЭТИ дети, еще вчера напоминавшие ангелочков, вдруг стали готами и полюбили прогулки на кладбище.
Но родителям, обеспокоенным будущим своих детей, не стоит отчаиваться: ответы на эти вопросы дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана — новейшая наука, изучающая тайные струны нашей души.
Проблемные дети: готы и псевдоготы
Простуженная луна, зябко кутаясь в пушистые облака, устало брела по холодному небу. Одинокий ворон тяжело взмахнул крыльями, иссиня-черные перья птицы взъерошились, потревоженные ледяной ладонью северного ветра, крестообразная тень скользнула по надгробиям старого кладбища…
Шершавое «Кар-р-р-р!» вспороло мертвенную тишину ночи, словно ржавый консервный нож старую жестяную банку.
— Ой, — вскрикнула юная девушка, озираясь по сторонам. Она сидела у надгробия, рука бездумно перебирала стебли травы. В одежде девушки преобладает черный цвет — бархат тесного корсета плотно охватил стан, приподняв едва оформившуюся грудь, сетка рукавов обтянула руки, юбка мягкими складками сбежала к тяжелым «солдатским ботинкам». Хрупкая шея «украшена» кожаным ошейником с жутковатыми шипами, матово поблескивающими в призрачном свете луны.
— А? Что? — вынырнул из раздумий сидевший рядом с девушкой юноша.
— Ворон каркнул, — прошептала девушка, и ее глаза, утонувшие в черных тенях, проследили за полетом мрачной птицы. Тяжело взмахнув крыльями, ворон уселся на высокий крест, чуть в отдалении от пары, и скосил круглый глаз, словно пытаясь понять: что подростки позабыли ночью на погосте?
Девушка пошатнулась и рукой невольно схватилась за надгробие — антрацидно-траурный маникюр слился с чернотой мрамора.
— Не бойся, — тихо сказал юноша. — Я ведь с тобой.
— Просто здесь так тихо… — прошептала девушка, прижимаясь к юноше.
— Да… Тихо и спокойно, — откликнулся юноша, глядя на луну. — Только здесь и можно спокойно размышлять…
Если взглянуть на «готические тусовки» непредвзятым взглядом, то становится очевидным, что основную массу готов составляют два типа подростков. Настоящими, так называемыми олдовыми» готами, считаются истинные нонконформисты — люди, отстаивающие свободу собственных воззрений и поступков, несмотря на то, что они идут вразрез с общепринятыми нормами и традициями.
Псевдоготы не углубляются в дебри философии, зато с удовольствием примеряют на себя готическую внешность и эпатируют публику нарушением правил общественной морали.
Готы. «Олдовые» готы отличаются от прочих проблемных детей нелюдимостью, отрешенностью от мира, склонностью к депрессиям и даже к суициду.
С точки зрения системно-векторного психоанализа, все эти проявления характерны для звукового вектора в плохом состоянии…
На кладбище звуковики-готы ищут покой и тишину, необходимую им для сосредоточения на собственном внутреннем мире, — вслушиваясь в тишину, человек со звуковым вектором развивается.
«Как же так? — возможно, скажете вы. — В тишине нуждаются те самые готы, которые слушают оглушительную тяжелую музыку? Не сходится!»
Наоборот — все сходится.
С помощью оглушительной музыки звуковики пытаются снизить чувствительность своего эрогенного (сверхчувствительного) уха и тем самым снизить негативное воздействие громких звуков окружающего мира на свое психическое.
Особенно если эти звуки окрашены в негативные тона…
Однако не только поиск тишины и уединения приводит звуковиков на кладбище. Люди со звуковым вектором с самого раннего детства находятся в поиске Истины и Смысла жизни. Именно эти люди (единственные, кто ощущают смертность собственного тела и материальность души) стоят у истоков всех религиозных течений, увлекаются фантастикой и пытаются найти ответы на извечные вопросы: «Кто Я? Для чего Я рожден?»
Готическая субкультура лишь один из путей, на котором звуковики пытаются найти ответы на свои глубинные вопросы. У истоков этого течения стоят создатели и поклонники готической музыки — люди со звуковым вектором, сумевшие таким образом себя реализовать. По сей день эта музыка является главным объединяющим фактором для всех готов. Позднее готическая субкультура ассимилировала в другие творческие направления — литературу, кино, живопись…
При этом стрессующий звуковик настолько отрешается от внешнего мира и погружается в себя, что начинает воспринимать свое тело как обузу, отвлекающую от размышлений. Звуковики забывают поесть, попить, мучатся бессонницей и головными болями.
В отдельных случаях тело начинает казаться оковами, — им кажется, что его можно сбросить, словно старую тесную рубашку, из которой уже вырос. Отсюда попытки самоубийства и членовредительство.
Псевдоготы. Что касается так называемых псевдоготов, ставящих во главу именно внешнюю атрибутику и мало задумывающихся о готической философии, то тут уже идет речь о младшем брате звукового вектора — зрительном векторе.
Зрительные дети — это эмоциональные «троглодиты». Для них жизненной необходимостью является как отдача эмоций, так и их получение. При нарушении этого баланса в зрительном векторе возникают нехватки. В развитом состоянии зрительники выталкивают страх наружу и получают возможность восполнять эмоциональные нехватки сочувствием и любовью.
В неразвитом состоянии они могут восполнить эмоциональный вакуум только страхом…
Готика привлекает подростков с неразвитым и нереализованным «зрением» возможностью получить мощную эмоциональную раскачку как за счет эпатирования окружающих своим внешним видом и выходками, нарушающими общепринятые нормы, так и посещением кладбища в ночную пору, порождающим чувство страха.
Проблемные дети: в чем причина увлечения подростков депрессивными субкультурами?
Очень часто родители, чьи дети попали в какую-либо неформальную группировку, задаются вопросом: «Почему именно мой ребенок пошел в готы? Как ему можно помочь? Как предостеречь от возможных опасностей?»
Как ни цинично это звучит, но данный вопрос в корне не верен. Проблема заключается не в том, что единичный ребенок увлекся атрибутикой Смерти или поддался очарованию экранизированного вампиризма. Дилемма гораздо глубже — увлечение наших детей «черной романтикой», словно выпуклое зеркало, отражает проблемы, зарождающиеся в нашем обществе.
Бытует мнение, что выросло пустое поколение, которое интересуется лишь компьютерными играми, наркотиками и «глупыми тусовками».
Так ли это?
Мы, взрослые, эгоцентрично считаем себя гораздо умнее своих престарелых родителей, «отставших от жизни». Но при этом мы отказываем своим детям в том же самом праве — считать себя умнее нас. Не зря сегодня столь востребованы услуги психологов, специализирующихся на вопросах воспитания детей с девиантным поведением.
А ведь психическое наших детей развилось по нарастающей и содержит гораздо больше информации, чем наше с вами психическое.
Обратите внимание на современных детей — взрослым остается только диву даваться тому, с какой легкостью дети осваивают различные гаджеты. Нарушился естественный ход действий — нынешние дети сами обучают взрослых. Трехлетний карапуз с легкостью объясняет своей бабушке, как пользоваться пультом от домашнего кинотеатра, а в четыре года без труда устанавливает на компьютер понравившуюся игру, скачанную из Интернета.
Что это? Акселерация? Или естественное развитие психического по нарастающей? Наши дети априори рождаются с гораздо большим потенциалом, чем был заложен в нас с вами. И основная задача взрослых — обеспечить условия для полноценного развития и реализации этого потенциала.
К сожалению, в нынешнее время взрослые, занятые выживанием в условиях невероятно усложнившегося ландшафта, порой просто неспособны полноценно восполнить нехватки ребенка. Воспринимая ребенка через себя, родители пытаются воспитывать его без учета заложенных от рождения свойств.
Особенно большие нехватки возникают в звуковом векторе. Звуковым детям сегодняшняя цивилизация практически ничего не может дать. Нам нечем восполнить их нехватки, кроме, разве что, изучения бесконечного «космоса» нашего бессознательного…
Вам все еще кажется, что наши дети глупее нас? Тогда не удивляйтесь, что они в поиске Истины или сильных эмоций, необходимых для восполнения нехваток в психическом, уходят на кладбище.
Изучайте системно-векторный психоанализ, правильно развивайте свойства, заложенные в ваших детях от рождения, давайте им возможность полноценно реализоваться — и они не только откажутся от тупикового пути готики, но и вырастут полноценными, а главное, счастливыми людьми.
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Автор: Татьяна Клищенко, медработник
Корректор: Веронника Бриггида