Современным мамам приходится многого бояться: со всех сторон на них сыплются детские диагнозы, от которых голова идет кругом… А так хочется, чтобы малыш был полностью здоров!
Так, одного малыша комиссия врачей уверенно назвала гиперактивным. А по поводу другого выразила подозрение на задержку психического развития. По мнению одного врача, ребенок сильно не добирает в весе, а на взгляд другого – наоборот, перебирает… Да когда же это кончится?! Когда мать и дитя оставят в покое и прекратят пичкать препаратами, назначать массажи, процедуры и уколы?!
Такого диагноза, как задержка речевого развития, мамы опасаются не меньше прочих: ведь это значит, что в развитии ребенка что-то пошло не так, а воспитание детей с нарушением речи предполагает использование специальных занятий и процедур.
Так ли это на самом деле? Кому чаще всего ставят задержку речевого развития? Как помочь неразговорчивому малышу? На все эти вопросы поможет ответить системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Задержка речевого развития: возможные причины
Все дети проходят этапы психического развития по-разному – это признают и классические психологи. Кто-то из малышей начинает ходить к 1,5 годам, а кто-то не может усидеть на месте уже в 8-9 месяцев. У кого-то зубы прорезываются уже в 4 месяца, а у кого-то – только к году. И это признается нормальным.
Между тем, развитие речи детей принято оценивать по неким усредненным нормам. Именно из-за этих норм (и слепому следованию им) чаще всего возникают ошибки в постановке правильного диагноза.
Согласно этим самым нормам, задержка речевого развития у ребенка диагностируется уже в год. В 5-6 месяцев ребенок должен уметь гулить, затем лепетать, а к году уметь произносить 10-12 слов (пусть и на «своем» языке). Затем речь малыша должна все больше усложняться и обогащаться, и к трехлетнему возрасту он должен свободно разговаривать развернутыми предложениями без грубых ошибок (и в произношении, и в построении речи).
Педагоги и психологи советуют родителям не медлить, если речевое развитие ребенка хоть как-то отклоняется от нормы. И действовать: обследовать малыша на наличие поражений слухового аппарата (такое бывает после отита, например), общей задержки развития (и умственной, и физической), педагогической запущенности (такое бывает, если малышом совсем не занимаются), психологической травмы (это может быть и тяжелый развод родителей, и разлука с мамой, и перенесенное заболевание), аутизма или психического заболевания.
Понятно, что если есть хоть что-то из этого тревожного списка, ребенка придется лечить специальными препаратами, ходить к логопеду или дефектологу. А также использовать специальные методы воспитания детей с нарушением речи.
Но вот ребенок обследован и признан здоровым. У него нет никакой психологической травмы, он хорошо развит интеллектуально, с ним общаются и дома, и на детской площадке, и у него нет проблем со слухом. То есть перед нами абсолютно здоровый ребенок, который просто в отличие от сверстников по какой-то неясной причине почти не говорит.
Специалисты советуют все равно следить за ребенком, периодически обследовать его и заниматься у логопеда. А мамы продолжают беспокоиться: с малышом не все в порядке. Несмотря на то, что причины его молчанию так и не нашлись, в карточке красуется диагноз: ЗРР (задержка речевого развития) или ОНР (общее нарушение речи).
Воспитание детей с онр: психологический портрет медлительного «молчуна»
Присмотритесь к своему ребенку. Может быть, это малыш с анальным вектором? Медлительный, послушный, тихий, аккуратный. Очень честный, врать не умеет. У него аналитический ум и отличная память. Ему сложно приспосабливаться ко всему новому, он не любит перемен. Очень нуждается в маме и ее поддержке.
Если такой малыш растет в благоприятной для своего развития обстановке, его речь развивается нормальными темпами: к трехлетнему возрасту он пусть и не выдает по триста слов в минуту, но уже вдумчиво складывает слова в предложения и без труда общается со сверстниками. Дальше – учится читать и писать, становится прилежным учеником, а в будущем – прекрасным специалистом в своей области.
А вот при неправильном подходе у малыша может возникнуть ряд проблем, в числе которых – задержка речевого развития и заикание.
Как это бывает? Малыш, как вы помните, медлительный, неторопливый. А мама у него, например, все делает быстро – и от него требует того же. Поторапливает его, тормошит, укоряет за медлительность, сердится и раздражается… Нет ничего хуже для малыша с анальным вектором, который просто не может по своим врожденным свойствам делать все так же, как она. В итоге ребенок впадает в ступор. Такой еще маленький и неопытный, нуждающийся в маминой поддержке, терпении и помощи, он как будто замирает, затормаживается в развитии.
Не менее тяжело он может переживать и резкую смену окружающей обстановки. Если его к этому не подготовить, не проявить к малышу чуткости, он может на какое-то время замолчать, хотя до этого прекрасно развивался.
Что же делать? Поменять свой стиль воспитания детей с онр. При задержке речевого развития у таких детей лучшее лечение – это мамино внимание, чуткость и забота, адекватная похвала и никакого: «Быстрей! Быстрей!».
Чтобы такого малыша было легко развивать и воспитывать, нужно всего лишь изучить его настоящую природу, его истинные потребности, сильные и слабые стороны его личности. Малыш силен в аналитическом мышлении? Так его-то и развивайте. Он прекрасно выполняет работу по образцу? Отлично, давайте ему все более сложные задания, не переживая, что ребенок не может проявить инициативы. Это будет развивать и его мышление, и речь, которые тесно взаимосвязаны.
Воспитание детей с онр: психология задумчивого «молчуна»
системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает причины молчаливости детей не только с анальным, но и со звуковым вектором. Здесь причины и внешние проявления задержки речевого развития будут несколько другими.
Малыш-«звуковик» отличается от сверстников тем, что часто бывает задумчив и погружен в себя. Ему не интересны шумные игры, он предпочитает находиться в одиночестве, но больше всего он любит думать. Идеальным местом для таких раздумий становится какое-то тихое, уединенное (а возможно, и темное) место. Например, шкаф, кладовка, чулан. Он не хочет, чтобы его искали – он хочет посидеть в тишине и подумать.
Такой малыш не выносит громких звуков, грохота музыки или посуды, а также резких криков прямо в ухо… Его психоэмоциональное состояние напрямую зависит от того, в какой среде он живет: если в доме (или в любом другом месте, где он находится) тишина и спокойствие, ребенок со звуковым вектором будет чувствовать себя комфортно; если же нет – он может запросто уйти в себя.
Этот ребенок с рождения сосредотачивается на своем внутреннем мире, и если снаружи будет небезопасно, он просто закроет свою «раковину». И достучаться до него будет очень сложно. Именно так возникает аутизм и темповая задержка речевого развития (или дисфазия развития): ребенок, замкнутый в себе, не видит смысла выходить наружу, общаться с людьми и даже близкими. При этом его интеллект может быть очень развит.
Почему так происходит? Снова из-за педагогических ошибок вследствие незнания. Мы привыкли всех детей сравнивать с собой и другими детьми. Ребенок ведет себя «странно» – значит, надо его растормошить, подтолкнуть к нормальным для его возраста занятиям, а иногда и прикрикнуть, заставив сделать что-то, что «положено» делать всем детям: бегать, прыгать, веселиться, а не задавать слишком умные вопросы. Зачем кричим? Так ведь не слышит, не реагирует…
Увы, но после таких вот правильных, по мнению взрослых, действий приходится гадать, какое применять лечение задержки речевого развития у ребенка со звуковым вектором. Но и в этом случае лечение будет простым: не калечить психику, а развивать ребенка в соответствии с его потребностями и способностями, использовать индивидуальные методы воспитания детей с онр.
Кстати, бывает так, что нормальные здоровые дети со звуковым вектором начинают разговаривать немного позже остальных детей. Они как будто накапливают внутри массу мыслей и слов, а затем в один прекрасный момент высказывают их целыми предложениями. Это нормально и об этом нужно помнить, воспитывая маленького «звуковика».
Итак, задержку речевого развития можно лечить и медикаментами. Однако в них далеко не всегда есть необходимость: нередко ситуацию можно исправить (и предупредить!), если скорректировать свою воспитательную стратегию в соответствие с нашими рекомендациями. А «побочными эффектами» от такой коррекции станут более глубокое понимание своего ребенка, еще более крепкая к нему привязанность и счастливая улыбка вашего малыша.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Псевдодиагнозы
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Татьяна Клищенко on вт, 02/12/2013 - 19:02.
Всех под одну гребенку...
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян (не проверено) on вт, 02/12/2013 - 19:07.
Мне вот было бы интересно
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Vera Agibalova on ср, 02/13/2013 - 04:04.
Невозможно лечить врожденные
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Смирнова (не проверено) on чт, 02/14/2013 - 15:34.
С ребёнком надо говорить и
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ирина Каминская (не проверено) on ср, 02/20/2013 - 05:47.
"...«побочными эффектами» от
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on пн, 02/24/2014 - 09:35.