РЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Прежде всего - не паниковать. Безусловно, мат оскверняет слух, опускает нас до животного уровня, рождая некомфортные внутренние ощущения на подсознательном уровне. Однако стоит задуматься, чем это может грозить нашему ребенку, чего мы в сущности пугаемся, когда вдруг обнаруживаем, что у него повернулся язык произнести такое...

Часто мы и сами не можем себе объяснить, в чем же заключается эта угроза.

Неужели однажды выругавшись, ребенок уже не сможет остановиться и будет сквернословить постоянно, через слово вставляя грязное ругательство? Много ли вы знаете таких детей? Или мы боимся, что употребляя мат, он связался с плохой компанией и следующим шагом непременно будет криминальное поведение? Но и здесь нет прямой зависимости.

                                                             

Тогда где мы ощущаем угрозу от мата? В культуре. Материться нехорошо, неприлично, невоспитанно, стыдно. А кто это сказал, чье это было решение? Отчего нам становится стыдно, когда наш ребенок матерится, да еще и в присутствии других людей? Почему эти слова настолько травматичны для нашего уха, что их звучание заставляет испытывать культурного человека крайне некомфортное состояние. И чем культурнее человек, тем более режет слух матерное слово.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет вскрыть корни матоговорения.

Во-первых, необходимо отличать сквернословие от матоговорения – это о разном. Туалетная лексика и гряземарательство имеют, как ни странно, совершенно другие причины. Если ругательства состоят из «ж..», «ср..», «пи…», «шлю..» и т.п., то это уже другой вопрос и другой ответ. В данном тексте речь пойдет именно о мате, и только о нем.

Во-вторых, необходимо отличать детей, употребляющих мат. Среди них есть дети, для которых матоговорение - в некотором смысле, неотъемлемая часть речи. И другая категория детей – научающаяся от них отдельным матерным словам путем повторения за произносящим.

В первую очередь, нужно определить, к какой категории относится ваш ребенок.

Системно-векторная психология определяет первую категорию детей как носителей орального вектора (вектор - совокупность определенного набора заданных от природы психических свойств и желаний). Для детей с оральным вектором матоговорение – вполне естественно. Проговаривая матные слова среди сверстников оральный ребенок выполняет определенную роль.

Сразу оговоримся, что в данном случае неправильным будет утверждение «все что естественно, то не безобразно». Мат необходимо ограничивать. Однако понимая природу подсознательного орального ребенка, ограничение это не должно ни в коем случае принимать форму наказания, тем более в виде битья по губам или других форм физического воздействия. Нельзя также такого ребенка наказывать уединением и одергиванием, пусть даже всего лишь вербально «затыкая» ему рот.

Воздействие на орального ребенка по ограничению матоговорения должно вестись методами убеждения и культурного развития, поощрения за правильную речь. Он, как никто другой, нуждается в ваших ушах, в которые ему необходимо вложить массу смыслов. Отмахиваясь от его долгоиграющих историй и длительных рассказов и не уделяя достаточного внимания на их выслушивание, вы рискуете неправильным развитием психики своего ребенка. Он не может не говорить, при этом порой проговаривает точнейшие вещи. (Подробнее о развитии орального ребенка читайте здесь)

Так вот, проговаривая матные слова оральник пробивает тысячелетиями наработанный культурный слой, снимает ограничение на секс, рождая догадку « откуда берутся дети».

Как правило, это происходит в 5-6-летнем возрасте, когда ребенок впервые слышит во дворе мат от товарища. Это является частью нормального процесса полового воспитания.

Именно поэтому психическое оральника устроено таким образом, что он – единственный из всех, не ограниченный культурными запретами, способный говорить против культуры. И именно поэтому недопустимо винить орального ребенка за его природу. Ее необходимо понимать и задавать правильное направление развития.

В зависимости от степени развитости диапазон самоидентификации оральника в обществе может колебаться от: сплетник, болтун, врун, клоун, лжесвидетель, рассказчик анекдотов, шут гороховый, тамада, до: гениальный оратор, душа компании, диктор, ведущий, юморист, дегустатор, повар, талантливый преподаватель.

Как узнать орального ребенка? Перечислим его основные свойства

Болтает без умолку, быстро, бегло, экспрессивно, с легкостью находит интересующие нас темы и эксплуатирует на них наши ушки, постоянно стимулирует свой рабочий инструмент – рот, небо, зубы, губы, облизывая их, трогая языком.

Оральное заикание – результат неправильного развития в результате «затыкания» рта или битья по губам. В детском коллективе всех смешит, рассказывает анекдоты, придумывает небылицы с правдоподобными деталями. Говоря, не думает. То есть не продумывает речь заранее, мыслит говорением. Вызывает доверие, хотя не разделяет правду и ложь, поэтому внутри себя не врет, даже когда для нас говорит неправду.

Среди оральных людей характерна отдельная группа - люди с орально-звуковой связкой векторов. Матоговорящие сами, но не переносящие мата от других. Отдельная большая тема.

Итак, мы выяснили, что для детей с оральным вектором матоговорение - вполне органичное свойство психики, и задача взрослых – правильно задать направление развития для такого ребенка, корректируя в плюс его естественные внутренние состояния и свойства.

А как же быть с остальными детьми, которых оральник научает во дворе главному инстинкту – инстинкту размножения через матерное слово, возбуждая во всем существе не ощущаемые ранее вибрации?

Позволить ребенку это услышать. Не от вас. Этот необходимый этап инициации рано или поздно проходит каждый, в возрасте 5-6 лет, в период раннего полового созревания детей. При этом следует понимать, что это естественные вещи, необходимые для развития вашего ребенка.

Однако, важно наложить строгий запрет на произнесение мата в присутствии взрослых, ибо мат – это пробивание бреши в культуре – в том, что делает нас людьми. Употреблять мат в присутствии родителей недопустимо. Ровно как и наоборот - маты от родителей в присутствии детей запускают неправильный механизм психического развития ребенка. Поэтому строгое соблюдение экологии речи имеет гораздо бОльшее значение для развития ребенка, чем принято думать.

Кроме того, необходимо учитывать отдельную категорию детей, не воспринимающую мат, и которых следует ограждать, по мере возможностей, не только от мата, но и от прочих неблагозвучных слов.

Это дети со звуковым вектором. Обычно это умные, задумчивые детки, с вопросами о смысле жизни, мироустройстве. Их самая чувствительная зона – уши. Именно в эти нежные ушки оральные дети любят изо всех сил хлопнуть в ладоши, чтоб в ушах зазвенело.

Для звуковика это «невинное» баловство отзывается настоящим взрывом в голове и является крайне травматичным, также как и вибрации, улавливаемые их тончайшим слухом от произнесения матерного слова. Это – единственный тип детей среди остальных, не допускающий оральника так близко к своему психическому как остальные. Его не смешат оральные шутки, и он менее других подвержен оральной индукции. Мат вообще противен, омерзителен самой его природе вплоть до физического содрогания, выведения из внутреннего равновесия. И на это есть вполне конкретные причины, о которых Юрий Бурлан подробно рассказывает на тренинге по системно-векторной психологии.

Соответственно, матоговорение и не свойственно таким детям и противопоказано, также как и травмирующие вибрации от других неблагозвучных шумов (грохот посуды, скрип дверей, крики и т.п.). Поэтому к таким детям необходим особый подход и бережное отношение к их самой чувствительной зоне.

Понимая психические свойства ваших детей, вы научитесь отличать естественные вещи от навязанных, наконец-то перестав требовать от детей «правильного» поведения там, где его и не может быть. Ожидать от них успехов не тех, на которые они действительно способны. Обвинять их там, где не за что. Злиться на то, что они такие, какие они есть. Ссравнивать их с теми, кем они не должны быть. Паниковать из-за того, чего не стоит опасаться.

Написано с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Асия Валитова

 

Рейтинг: 
No votes yet






Добавить комментарий

Filtered HTML User

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <b> <i> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.