УПРАВЛЯЕМАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ. КАК УКРОТИТЬ МАЛЕНЬКОГО НЕПОСЕДУ

Гиперактивность ребенка порой доводит родителей до белого каления:

— Сядь! Не дергайся! Успокойся! Перестань прыгать. Да, постой же ты хоть минутку! Не лезь туда, не крутись, давай помедленнее, не надо так спешить. Остановись сейчас же! Ну, что за ребенок такой?!

Как же часто можно услышать подобное от взрослых, постоянно порывающихся утихомирить слишком подвижного, на их взгляд, ребенка, который, в свою очередь, способен остановиться не более, чем на секунду. Такой малыш напоминает бодрый вечный двигатель, а усилия родителей – напрасный сизифов труд.

КАК ЛЕЧИТЬ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА?

Самое печальное начинается тогда, когда такому, вполне нормальному ребенку начинают навешивать устрашающие диагнозы, или еще хуже – пытаются лечить от самого себя, корректировать медикаментозно врожденные особенности психики.

Без системного понимания происходящего таким родителям хочется посочувствовать. Системный же взгляд на вещи говорит о том, что у них растет потенциальный выдающийся инженер-конструктор, талантливый юрист, менеджер, экономист, профессиональный спортсмен или успешный бизнесмен. Осталось только грамотно направить бурный поток кипящей энергии гиперактивности ребенка в созидательное русло.

Дети с кожным вектором в количестве трех штук вполне способны свести с ума любого, даже самого терпеливого (в особенности терпеливого!) родителя, поэтому знание вопросов воспитания с применением принципов системно-векторной психологии позволяет не только быстро найти общий язык с этими «неуправляемыми» детьми, но и сохранить здоровыми нервную и сердечно-сосудистую системы родителя.

КОЖНЫЙ ВЕКТОР — «ВИНОВНИК» ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Самое важное и необходимое для ребенка с кожным вектором – это движение. Он хочет быть постоянно в движении, нет, не так, он просто не может находиться в статичном состоянии, это выше его сил, ведь это базовое свойство, оно заложено глубоко в психическом и требует своего наполнения.

Хорошо, хотят бегать – пусть носятся. Но не по стройкам или гаражам, а на стадионе с мячом, в детских городках или парках, на велосипедах/роликах/самокатах/лыжах/коньках и так далее. Отличный вариант – веревочный городок или стена для скалолазания, где здорово тренируется координация движений. Бассейн, озеро, река, море – наши излюбленные места отдыха. Лесная поляна, поле в деревне, городской сквер – любое место, где беспрепятственно можно бегать, прыгать, падать и бежать снова.

Кожное стремление победить проявляет себя во всем: кожник должен обязательно первым сделать что угодно – одеться, умыться, съесть свою порцию, добежать до машины, выполнить любое задание только первым (качество выполнения отходит на второй план), победить любым способом, поэтому сжульничать в игре для кожного малыша вполне вписывается в его способ мышления. По этой причине победителем у нас всегда считается только тот, кто пришел к финишу без нарушения правил. Призом является право выбирать место прогулки, развлечений, путешествий или другой вариант времяпрепровождения.

КАК УДЕРЖАТЬ НА ПАУЗЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА

Тяжело переносимое время в любом транспорте или ожидание в очереди в поликлинике, в банке, на кассе и тому подобное мы коротаем в логических играх. Очень выручают книжки с заданиями, сортеры, лабиринты, ну и конечно, игры в телефоне или планшете. Наше правило простое: прошел игру на логику – получил возможность сыграть в гонку. Если подобрать интересные логические игры, которые заставляют думать и искать вариант решения задачи, в гонку уже не так и хочется играть, как оказалось.

Выполнение домашних обязанностей очень развивает рационализаторские способности. Гиперактивность ребенка проявляется не только в движении тела, но и в изворотливости ума. Все новые и новые попытки выдумать подходящую отмазку или способ улизнуть от домашней работы – это же целая схема действий. А дальше идет кожный поиск: убирать игрушки под диван, за шторы, в шкаф, собирать их совком, сачком, веником и даже пылесосом. Главное в этом процессе – не переделывать за ребенком, чтоб он сам осознал последствия, все плюсы и минусы своих решений.

Кожника не получится пристыдить или заставить почувствовать свою вину, его можно «взять» только логикой.

К примеру, старшие убрали игрушки, а младшая снова все разбросала, и они отказываются убирать заново. Предлагаю выбор: вы сидите и ждете, пока я сама убираю и одеваю малышку, или вы сами убираете, в это время я собираю младшую, и мы все через 10 минут идем гулять. Как думаете, что выбрали?

Хуже, чем «сидеть и ждать» для кожников может быть только самое страшное наказание – угол. В него отправляются обманщики и нарушители других домашних законов. Чтобы лучше думалось над своим поведением, наказанный может быть лишен мультиков и компьютерных игр, сладостей или развлечений, у него может прибавиться домашних обязанностей или уменьшиться количество карманных денег.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА — ОТ РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ К СОЗИДАТЕЛЬНОСТИ

Зачастую кожные игры на территории, ограниченной квартирой или домом, могут носить весьма разрушительных характер, но запрещать их тоже не стоит. Лучше – смягчить. Хотят играть, значит, пусть играют по вашим правилам. Если драться, то подушками, если бросаться, то мягкими игрушками, если бороться, то на кровати и тому подобное.

Иногда случается такое явление, которое в простонародье называют «заигрались», а в медицине «перевозбуждение». Чаще всего такое бывает к концу дня, когда уже пора бы ложиться спать, а они, наоборот, разошлись, разбегались, расшумелись. Причем, заметно, что уже выдохлись и носятся из последних сил, но остановиться не могут — гиперактивность детей вошла в режим «на автомате». В таком случае авторитетный родительский «стоп-кран» не сработает – все закончится слезами, ссорой, наказаниями и плохим настроением на ночь.

Можно пойти другим путем – поджечь последнюю спичку. Объявляется режим максимальной активности – можно бегать, прыгать, скакать и носиться изо всех сил, быстро-быстро, как только могут, и еще быстрее, потому что через 5 минут все ложатся спать. Погнали! Время пошло.

Попробуйте запечатлеть выражения лиц ваших маленьких кожников, которым на 5 минут разрешили ВСЕ. Они просто сияют.

Пяти минут не хватит, чтоб развалить дом, но вполне достаточно, чтобы последние силы покинули малышей, и они счастливые улеглись, наконец, в кроватки. Точнее, попадали и уснули через пару минут.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ — «ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ». ГДЕ ЗАПЯТУЮ СТАВИМ?

Помните, если вы что-то запретили, обоснуйте, и тут же что-то разрешите. Например, дома в мяч играть нельзя, ведь можно ненароком разбить компьютер (намек на отсутствие мультиков), поэтому лучше поиграйте в прятки или железную дорогу.

Мнимая детская гиперактивность проявляет себя в условиях тотальных и необоснованных запретов, она пробивается, как извержение вулкана, скованного скалами родительских нравоучений. В таком случае, да, ребенок не в состоянии уже собой управлять и остановиться, но и в этих случаях есть способ коррекции поведения без таблеток и психотерапии. Но этот способ начинается с родителей, с целенаправленного и осознанного повышения своей психологической грамотности, с действенных попыток разобраться в причине гиперактивности ребенка, в особенностях его психики, в мотивах его поступков, из которых совершенно естественным образом вытекают варианты взаимодействия с ним.

Дети с кожным вектором не лучше и не хуже любых других, они просто такие, какие есть. Свойства векторов развиваются только до окончания периода пубертата, до 12-15 лет, и только от адекватности воспитания зависит, до какого уровня сможет маленький кожник их развить – до уровня вора, мошенника, афериста или до уровня юриста, инженера или топ-менеджера крупной компании.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Диана Гадлевская, врач

Рейтинг: 
Average: 5 (1 vote)






Добавить комментарий

Filtered HTML User

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <b> <i> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.