Воспитание трудных детей: гиперактивность, истеричность и непослушание в одном флаконе

Мы с подругой родили первенцев практически одновременно. Между нашими мальчишками оказалась небольшая разница в возрасте — всего сутки — и огромная разница в характерах и поведении. Наташе пришлось столкнуться с тем, что называют воспитанием трудных детей. Ее сын Никита очень сложный и конфликтный ребенок. С момента рождения наших мальчиков мы почти сразу разъехались, а когда встретились вновь, Наташа рассказала мне о той сложной ситуации, которая складывается у нее с воспитанием сына.

Никите скоро исполнится 5 лет. Это крайне шустрый ребенок, который и минуты не усидит на месте. Не просто не усидит: он плохо спит по ночам, у него часто случаются истерики, днем его невозможно успокоить, гонки по всему дому — норма для этого мальчугана. Наташа уже обращалась к врачам. Их диагноз — гиперактивность и дефицит внимания. Но это далеко не единственные проблемы, которые не дают покоя моей подруге и ее мужу.

Когда Никите исполнилось 3 года, в их семье родился второй малыш. Будучи тоже мальчиком, Артем стал объектом постоянных нападок Никиты. Старший брат оказался жутким ревнивцем и эгоистом, который не терпит, когда в его присутствии малыша кормят грудью. В этот момент он стремится его ударить, может даже бросить в Артема игрушку. Наташа ругает сына — но все безрезультатно.

В детском саду Никита ведет себя также плохо. Воспитатели не устают жаловаться на его поведение. Никита и его друг — проблемные дети, от которых за день они получают больше хлопот, чем от всей группы. И сама Наташа, и воспитатели в саду отмечают, что Никита не особо любит играть с другими детьми. Он старается улизнуть подальше от всех и напроказничать.

Есть у Никиты и свои положительные стороны. Ненадолго, но его можно увлечь рисованием или конструктором — остальные игрушки либо быстро надоедают, либо не вызывают интереса вообще. Но и за этими занятиями он долго не усидит, если только не отвлечь ребенка мультфильмами.

Наташа пытается разговаривать с сыном — объясняет, что можно, а что нельзя, — но видит только его страстное желание напакостить и сделать наперекор. Даже ее спокойная натура не выдерживает, и иногда она прибегает к воспитанию ребенка ремнем. Как признается мама проблемного ребенка, и этот метод на него никак не влияет, как и попытки поставить Никиту в угол за непослушание.

Воспитание трудных детей: гиперактивность — не проблема

Для родителя, который знаком с тренингом «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, понятно, что трудных детей не бывает. Только неправильный подход к ребенку и непонимание родителями причин непослушания делают его «трудным». На самом деле ни один малыш не рождается плохим. Его поведение целиком и полностью зависит от родителей.

Что же не так делает Наташа, что, несмотря на все попытки воспитать сына добрым и послушным, он продолжает доставлять ей одни только огорчения? Как любящая мама она желает ему добра, но никак не может найти правильный подход.

Однако те черты, которые она описала, уже говорят о многом. Никита — гиперактивный ребенок, который постоянно находится в движении. Однако, вразрез с общепринятыми медицинскими и психологическими нормами, скажем, что чаще всего гиперактивность не болезнь, которая требует лечения, — это лишь проявление некоторых свойств человеческой природы.

Дело в том, что для занятий медициной, психологией и другими науками, которые требуют усидчивости, терпения, долгого и кропотливого изучения, эти свойства не подходят — поэтому врачами, психологами и другими деятелями науки становятся люди с совершенно противоположными свойствами.

Познавая мир в сравнении, мы всегда воспринимаем ненормальным то, что нам самим несвойственно. Вот и возникает у врачей однобокое представление о норме, а вместе с ним, соответственно, и диагноз — гиперактивность и дефицит внимания. На самом деле это совершенно нормальные качества, присущие обладателям кожного вектора.

Правильное обращение с кожным ребенком приведет к тому, что излишняя нервозность уйдет, а со знанием дела подобранные занятия не только привлекут внимание, но и смогут заинтересовать гиперактивного мальчугана на какое-то время. Не нужно подсовывать пластилин тому, кто предпочтет мяч или велосипед. Однако в эту картину закономерно вписывается конструктор. Дети с кожным вектором, несмотря на всю свою активность, могут превратиться в лучших инженеров, создающих уникальные вещи.

Способность к конструированию, проектированию заложена именно в кожниках. Их быстрая натура стремится не только к активному движению, которое экономит время, но она может делать это за счет ими же изобретенных устройств. Ведь там, где можно ехать двое суток на машине, достаточно потратить два часа на перелет в самолете.

Поэтому активность всегда идет рука об руку с желанием конструировать. А потребность в движении необходимо удовлетворять, давая возможность развеять кипучую энергию маленького кожника в активных играх и забавах. Заставлять кожного ребенка сидеть за одним делом часами — преступление против его природы.

Ревность к младшему брату — это тоже проявление кожного вектора. Теперь внимание, любовь и забота достаются не ему одному: любимую маму приходится делить с братиком.

Проблемные дети: как избавиться от истерик и эгоизма

Наташа жалуется на то, что Никита часто закатывает истерики, растет эгоистом и с первых же месяцев невзлюбил маленького братика. Но и эта проблема возникала не на пустом месте. Истеричность часто проявляется в тех, кто обладает зрительным вектором. Это эмоциональные детки, в них плещется целый океан чувств, которые с самого раннего возраста требуют реализации, выхода наружу. Особенно это касается эмоциональной связи с матерью. Если эта связь есть, если ребенок получает необходимый отклик от мамы, растрачивает свои чувства в общении с ней, — это становится залогом его хорошего эмоционального самочувствия.

На этой базе необходимо правильно развивать чувствительную природу ребенка. Лучший способ избавиться от пустых истерик — испытывать чувство сострадания, которое тоже необходимо воспитывать.

Кожный вектор, который определенно есть в Никите, тоже может играть немалую роль в его истериках. Этот тип психики наделяет человека умением быстро приспосабливаться к ситуации и легко получать свою выгоду. Если истерика является действенным способом добиться желаемого, то хитрый маленький кожник будет ею пользоваться. А артистизм, который присутствует у всех зрительников, добавит этому шантажу трагизма и правдоподобности.

О наличии зрительного вектора в мальчике говорит и его любовь к рисованию. Образный зрительный интеллект и богатая фантазия Никиты могут вылиться в неплохое или даже отличное умение рисовать. Все эти задатки заложены природой в зрительника, и они лишь требуют правильного развития.

Воспитание непослушных детей: как же заставить слушаться

Наташа жалуется на то, что даже такое наказание Никиты, как поставить его в угол, дается ей довольно сложно. И в этом она может помочь себе только самостоятельно. Ребенку с кожным вектором дисциплина и приучение к четкому порядку необходимы как воздух, и поставить его в угол является для него самым адекватным наказанием — надо лишь суметь это сделать.

Тот, кто любит свободу и движение, хорошо запомнит, как невыносимо стоять в углу. Лишение похода на улицу подействует так же эффективно — необходимо лишь настоять на наказании, суметь воплотить его в жизнь. Тот же запрет на просмотр мультфильмов или лишение любимой игрушки — все это адекватное наказание для кожника, которое он поймет, запомнит и в следующий раз задумается, проказничать или нет.

Воспитание ребенка ремнем, к которому прибегает отчаявшаяся мама, не только не даст положительного результата, но и приведет к самым негативным последствиям. Ребенок с кожным вектором обладает очень нежной и чувствительной кожей. Его болевой порог очень низкий, и удар по коже является сильным стрессом. В таком состоянии кожный вектор пытается защититься совершенно определенным способом: выполнением своей архетипичной программы — воровством. Чем чаще к кожному ребенку будет применяться наказание в виде ремня, тем быстрее и крепче укоренится в нем архетипичное поведение неразвитого кожного вектора.

Полное непонимание родителями внутренних свойств ребенка все больше и больше ухудшает ситуацию, останавливает развитие свойств. А между тем Никита растет маленьким несчастным ребенком, за всей агрессией, ревностью и непослушанием которого кроется сложный внутренний мир, уже полный многочисленных огорчений и стрессов.

Чем больше в маленького человечка природа заложила различных типов психики, тем его характер будет сложнее. Но с какими бы трудностями ни сталкивались родители, в них всегда можно разобраться при помощи тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, который раскрывает нам все стороны поведения детей и предлагает эффективные методы воспитания. Помните: трудных детей не бывает — бывают лишь незнающие родители.

Автор Ольга Чугурян

Корректор Веронника Бриггида

Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Рейтинг: 
Average: 2.9 (43 votes)