Как объяснить ребенку, что в его комнате нет монстров

Ну вот опять...

Она не спит, потому что под кроватью страшилка.

Прибежала в слезах — хочет спать со мной. И так каждую ночь...

Измученная мама

Ваше чадо плохо спит, ему все время чудятся страшные образы под кроватью и в шкафу? И вы не знаете, как объяснить ребенку, что в его комнате нет монстров? Это несложно. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана поможет вам в этом.

Не каждый ребенок боится темноты, видя в ней зловещие тени и воображаемых монстров. Это свойственно лишь детям с образным мышлением и высокой эмоциональной амплитудой. Что это значит? Это значит, что ваш малыш — маленький фантазер, легко внушаемый и восприимчивый, его воображение с готовностью рисует все то, о чем ему говорят. Он мечтательный и эмоциональный — чуть что плачет, а через минуту уже смеется. Задорный и любопытный ребенок, маленький почемучка, желающий узнать обо всем вокруг. Таких детей на тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан определяет как детей со зрительным вектором по причине особой чувствительности глаз, которой они обладают.

Откуда это в детской голове?

Почему этот открытый миру ребенок начинает бояться непонятно чего? Здесь важно понимать, что первичная эмоция, свойственная всем детям со зрительным вектором, — это страх смерти. И страх темноты как раз является выражением этого бессознательного страха. Не надо посмеиваться над ним или раздражаться. Ребенку стоит уделить внимание, чтобы, став взрослым, он не испытывал страхов и ему не приходилось бы в панике бегать ночью от туалета к кровати, чтобы его не съел дикий монстр.

Чтобы лучше понять природу этих страхов, разберемся подробнее.  Еще на заре человечества задачей человека со зрительным вектором было предупреждение об угрозе жизни всей первобытной стаи. Своими зоркими глазами он должен был разглядеть на фоне окружающего ландшафта опасного хищника и тут же смертельно испугаться. Вся стая срывалась с места, успевая спастись. А вот ночью он чувствует незащищенность, ведь в темноте не способен разглядеть опасность.

Вот и зрительному ребенку некомфортно и страшно темноте. Он ощущает угрозу из темноты, плачет и ищет защитника в лице родителя или требует света. Понимая состояние малыша и его причины, вы сумеете помочь ему освободиться от страхов.

Почему именно монстр?

Итак, ребенок испытывает естественный страх темноты. Но, помимо этого, он еще описывает монстров и чудовищ, которые притаились, желая напасть и… съесть! Ребенок не проговаривает последнее. И когда спрашиваешь у него: «Ну и что они тебе сделают?» — он плачет и говорит: «Боюсь-боюсь-боюсь», не давая ответа, тогда как им владеет именно страх гибели.

Иногда дети со зрительным вектором подробно описывают этих монстров, порой одного и того же на протяжении всего детства или наделяют их специфическими особенностями, происхождение которых не могут объяснить. Родителей это ставит в тупик, тогда как ответ прост — его подсказали ребенку сами взрослые.

Вы никогда не вчитывались в смысл сказок, которые читаете ребенку? О чем там говорится, что ребенок видит в мультфильмах? Стоит чувствительному ребенку со зрительным вектором рассказать о Бабе-Яге, поджарившей на сковородке маленького Ивасика-Телесика, или про съевшего бабушку волка из Красной Шапочки, как он уже начнет представлять это… на себе. И бояться. Неудивительно, что образ монстра может напоминать Бабу-Ягу длинным носом или большими зубами волка.

Подобную реакцию вызывает любое запугивание ребенка. И в то время, когда надо спать, образный ум подбрасывает ребенку образ страшного бабайки, и страх заполняет сознание. И вот уже ребенок бежит от бабайки, преследующего его в каждом темном месте, к родителям, плача от страха, с просьбами о помощи.

Монстр может принимать форму умерших при ребенке родственников или запугивающих его людей. Поэтому избегайте брать зрительного ребенка на похороны, не смотрите с ним страшные фильмы и не пугайте, желая ребенка простимулировать сделать что-то: «Давай скорей чисти зубы, а то придет тетя-врач и сделает непослушному мальчику укол!» Не удивляйтесь, если после таких слов ребенок наотрез откажется показываться врачу.

Превентивные меры

Как объяснить ребенку, что монстры в темных уголках комнат — это всего лишь его фантазия? Да никак. Все ваши убедительные речи разобьются об ощущение тревоги и опасности, бессознательно руководящее поведением ребенка. Здесь необходим другой подход.

Что же нужно сделать? Прежде всего, прекратить его запугивать: читать добрые сказки на сопереживание, воспитывать без бабаек и страшных милиционеров, которые его сейчас заберут за плохое поведение.

День ребенка должен быть насыщенным эмоциями и знаниями. Впечатления должны быть светлыми и приятными: рисуйте сказочных героев, рассказывайте красочные и добрые истории, которые разбудят в нем чувство сопереживания к их персонажам. Играйте вместе, говорите ребенку, как сильно любите его. Поощряйте его в творческих начинаниях. Перед сном обеспечьте ребенку позитивный настрой. Лишь тогда ребенок сумеет постепенно вытеснить панический страх внутри себя добрыми эмоциями.

Если получение положительных эмоций для зрительного вектора будет постоянным, то монстр будет посещать ваш дом все реже и вскоре исчезнет совсем. Ведь к счастливым детям не приходят монстры.

В победе над страхами ключевыми являются теплые доверительные отношения с мамой, свободный обмен эмоциями. Не стыдите ребенка за слезы, даже если это мальчик. Учите ребенка переносить фокус внимания со своих переживаний на переживания за других: сначала за деревце, потом за животное и затем за человека — от простого к сложному. Зрительный ребенок еще только учится создавать эмоциональные связи. Помогите ему через отношения с вами, родителями, научиться замечать чувства других людей.

Будьте для него примером чуткости, приобщайте его к заботе о ближнем. Ведь именно способность любить и сопереживать, которая постепенно созревает в ребенке при правильном подходе к воспитанию, способна навсегда избавить его от страхов. 

Подробнее о воспитании детей можно узнать уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторной психология» Юрия Бурлана.

Автор Ольга Мезенцева
Корректор Дарья Терешонкова

Статья написана с использованием материала тренингов «Системно-векторной психология» Юрия Бурлана

Рейтинг: 
Average: 5 (2 votes)