Нас, родителей, легко можно уличить в следующем: мы бьем тревогу, если нам кажется, что наше дитя уступает другим в развитии. Объясняется это просто, ведь сравнивать успехи малышей принято и на детской площадке, и в ясельной раздевалке, и даже в кругу семьи.
«Посмотри-ка, а Владик уже сам одевается! И ему меньше нашего».
«Тебя не смущает, что твоя Полина еще не ходит? Ей ведь уже год!»
«Ты у меня разговаривать начала к году, а твой Петя что-то не торопится».
Едва привыкнув к роли родителей, мы пристально выискиваем у детей признаки опережающего или, наоборот, замедленного развития, сравниваем их успехи со шкалой норм. Зачастую не понимая, что гармоничное развитие ребенка – это не только работа над его физическими достижениями. Это результат грамотно выстроенного воспитания, учитывающего природные способности ребенка.
Такое воспитание возможно только при помощи знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Каждому родителю оно дает шанс раскрыть весь потенциал, заложенный в ребенке от природы. При этом совершенно необязательно отдавать малыша в какую-то специальную школу, а родителям учиться на детских психологов. Программу гармоничного развития ребенка можно без труда реализовывать в ходе ежедневного общения.
Особенности системного развивающего обучения
Нет таких детей, которые абсолютно всему могли бы научиться сами – без помощи взрослых. Каждому родителю стоит понимать, что дети испытывают к ним немного другие чувства, нежели родители к своим детям: последние рождаются беспомощными, остро нуждающимися в защите и заботе. Их чувство любви к мамам и папам обусловлено потребностью ощущать себя в безопасности.
И родители дают детям это ощущение защищенности. Только вот оно должно быть не абсолютным, вечным, до конца родительских дней. Иначе ни о каком особенном развитии малыша не может быть и речи: будучи уверенным в том, что мама с папой всегда и везде «подстрахуют», дадут кров и еду, он просто не захочет ни развиваться, ни реализовываться.
Почему? Потому что дети «устроены» так, что баловаться, веселиться, гулять – в общем, делать все, что приносит удовольствие, – им намного приятнее, чем делать усилие и учиться. Однако если никогда не прерывать этот праздник жизни, ребенок сам по себе не станет добрым, умным, честным, отважным, сильным – и прочим «-ым», каким мы хотим его видеть. Правильное развивающее обучение наших детей – это не только танцы с бубнами вокруг малышни, ставящие своей целью удержать внимание ребенка и заинтересовать его английскими глаголами. Это – соответствующее природным свойствам давление через поощрение и адекватное наказание, система «кнута и пряника», направленная на развитие векторов ребенка.
Зная свойства каждого вектора (а также их сочетаний), будет несложно подобрать позитивные («пряник») и негативные («кнут») стимулы для каждой конкретной ситуации.
Применяя эту методику на практике, очень важно соблюдать некий баланс. Существенный крен в одну или другую сторону чреват серьезными последствиями, в результате которых вы получите не развитие способностей у детей, а торможение или, хуже того, неврозы, запуск негативных жизненных сценариев – и многое другое.
Давайте на примере некоторых векторов рассмотрим особенности развития детских способностей.
Развитие способностей детей с кожным вектором
Чтобы развить способности ребенка – любого, – необходимо создать так называемое давление ландшафта, то есть условия, в которых он начнет проявлять и совершенствовать свои природные склонности. В случае детей с кожным вектором хорошим стимулом служит осязаемое материальное поощрение. Например, ребенку можно предложить быть дисциплинированным и выполнять родительские поручения ради какой-то давно желанной вещи, события, поездки.
Однако с девочками тут надо быть осторожными: не давать им привыкнуть к тому, что за свое послушание они получат какую-то вещь. А с мальчиками, без всякого беспокойства причинить вред их развитию, вполне допустимо договариваться и о денежном вознаграждении – они ответственно будут делать даже то, что им самим не нравится.
Начальная точка развития кожного вектора – это ограничение. Поэтому его нужно использовать в качестве «кнута»: за провинности ставить ребенка в угол, лишать прогулок на какое-то время и так далее.
Однако ограничения нужно вкладывать не только в смысл наказания: жизнь такого ребенка должна быть подчинена режиму, расписанному вплоть до минут и расстояний (это не значит, что стоит вводить режим концлагеря – вы можете предложить ребенку каждое утро планировать ваш день, заполнять специальные календари и ежедневники). Развитие способностей детей кожников дошкольного возраста начинается с подчинения системе, в которой награда дается ребенку не просто так, а за выполненную просьбу-поручение-задание или полезную инициативу.
А вот воспитание по принципу «не хочешь – и не надо» такого ребенка не разовьет. Как и неадекватные запреты, в результате которых он будет находить «лазейки», чтобы добиться своего, начнет врать и перестанет вам доверять.
Полезно будет заниматься развитием математических способностей у детей с кожным вектором, ведь логическое мышление и быстрый ум – это прерогатива «кожи». Но будьте готовы к тому, что ребенку будет интереснее бегать по двору, чем штудировать учебник по алгебре. Что ж, в его жизни должно появиться слово «надо», а также свой «пряник» за правильно решенные задачки. Не бойтесь проявить настойчивость и добиться от ребенка выполнения «скучного» дела: именно так он научится подчинению и разовьет свои математические способности. Без регулярных упражнений блестящий кожный ум может так и не проснуться.
То же самое касается спорта. Ребенок говорит, что ему скучно заниматься легкой атлетикой? Припомните слово «надо» и материальный стимул. Поверьте, в итоге он вам еще спасибо скажет.
Кстати, для умственного воспитания кожников им полезно попадать в условия соревнований – в коллективы, где у большинства детей есть кожный вектор (обычно это разнообразные спортивные секции). Так вот, именно в таком окружении у детей с кожным вектором развивается способность к здоровой конкуренции, лидерству, просыпается желание стать лучшим, закаляется воля к победе. Что в будущем ему сослужит хорошую службу.
Гармоничное развитие ребенка с анальным вектором
Родительская любовь к ребенку с анальным вектором, а особо он нуждается в маминой, должна выражаться в виде похвалы и поддержки. При этом важно помнить, что поводом к ней должны служить обязательно хоть и маленькие, но достижения, то есть похвала для такого малыша должна быть справедливой (он сам должен чувствовать, что заслужил ее), а не надуманной. Перехваливать такого ребенка – делать тот самый крен в развитии малыша, в результате которого есть риск получить комплекс «хорошего мальчика» (или девочки).
Адекватная похвала не только сделает приятно вашему ребенку, но и вселит в него уверенность в себе и завтрашнем дне; все порученные ему дела он будет делать спокойно и с удовольствием.
Ваша любовь к маленькому обладателю анального вектора будет «созидательной», если вы поймете особенности его психики: не станете подгонять, требовать все делать быстро и ловко, а то и вовсе заставлять делать несколько дел одновременно. Если ребенок с анальным вектором не будет регулярно впадать в ступор, страдать от запоров и обижаться, у его родителей будет намного больше шансов справиться с задачей гармоничного развития такого ребенка.
Как «давить» на ребенка с анальным вектором, чтобы при этом развивать его способности? Поручать, например, сделать уборку своей комнаты, аккуратно сложить книжки во всей квартире, вымыть посуду (девочке – постирать или погладить) – и так далее. Ребенку постарше можно подсказать самостоятельно изучить новые параграфы учебника по истории (а потом еще и сделать подробный конспект, например). Это может быть любое дело, развивающее память и внимание у детей, аккуратность, скрупулезность – и другие свойства анального вектора.
В итоге ребенок вместо того, чтобы просидеть полдня у телевизора, будет занят полезным делом, обеспечивающим развитие познавательных процессов и свойств вектора.
Если ребенок с анальным вектором развивается правильно, то обычно никаких наказаний к нему применять не требуется. В крайнем случае, немного уменьшите проявления к нему своей любви и внимания – одного этого достаточно, чтобы он понял, что провинился и постарался исправиться.
А что делать, если вы успели наделать ошибок и уже получили маленького упрямого барашка вместо самого послушного и лояльного ребенка? Тогда тем более нужно не его наказывать, а вам самим быстро-быстро бежать на тренинг Юрия Бурлана за спасительными знаниями.
Развитие способностей у детей со звуковым вектором
Дети со звуковым вектором гармонично развиваются в особенной среде – тихой. Это значит, что там, где живет и учится такой ребенок, должно быть тихо: никакой ругани, громко включенного телевизора, кричащей музыки и толп народа.
Проявлять родительскую любовь к ребенку-звуковику – значит не выдергивать его из состояния сосредоточенности, не подгонять, не стремиться сделать его более общительным, чем он является, не бросать его без подготовки в шумную толпу детей.
Как «давить» на маленького звуковика, если его психика так чувствительна? Прежде всего, создавая условия для развития его интеллекта, предлагая занятия по его свойствам. Ранний интерес ребенка к чтению, музыке, к звездам и так далее подскажет вам, в каком направлении его лучше развивать – может быть, водить в музыкальную школу, в кружок юных поэтов, планетарий или школу юных программистов.
Не стоит забывать и про речевое развитие детей: именно они чаще всего становятся талантливыми переводчиками и полиглотами. Но и к нарушениям в виде дислексии и дисграфии склонны тоже дети со звуковым вектором.
Дальнейшим «продавливанием» в отношении подросших звуковиков-школьников могут быть занятия физикой, алгеброй, астрономией, философией – всем тем, к чему у таких детей есть врожденные таланты.
Уделяя должное внимание умственному воспитанию детей со звуковым вектором, ни в коем случае нельзя забывать о развитии их «нижних» векторов. Перекос в пользу «верха», отвечающего за интеллект, может иметь очень негативные последствия. Достаточно вспомнить печальные истории детей-вундеркиндов, которые могли в 12-14 лет поступить в ВУЗ, но были абсолютно неспособны адаптироваться даже среди ровесников, не говоря о студенческой среде.
Подведем итоги
Каждому родителю нужно понять, что практически ни один ребенок не хочет ничего делать добровольно (разве кроме что уретрального вектора) – на отдачу. Дети – большие потребители наслаждения. И когда родители требуют от них совершать поступки, направленные не на потребление, а на отдачу, они воспринимают это как наказание. В то время как в процессе таких правильно подобранных «наказаний» и происходит самое что ни на есть гармоничное развитие детских способностей.
Как же не перегнуть палку, как сделать так, чтобы в результате наших воспитательных мероприятий вектор не ушел в невроз? Оказывая на ребенка давление, мы всегда чувствуем его нормальную реакцию – сопротивление. Однако когда наше давление становится неадекватным, сопротивление превращается в эдакое «дребезжание» психики – последние защитные импульсы, вслед за которыми следует невроз.
«Передавить – будет невротик. Недодавить – будет кретин» (Юрий Бурлан)
Так что же делать родителям, которые точно не уверены в векторах своего ребенка? Особенно если у них с детьми нет совпадений по этим векторам, нет понимания ребенка через себя? Что делать всем, кто опасается «передавить», даже если присутствует понимание набора векторов ребенка? Только слушать тренинги по системно-векторной психологии, углубляясь в системные смыслы, а затем учиться применять эти знания «на практике».
Статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Кудрявцева Анна, учитель-филолог
«Передавить – будет невротик.
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Смирнова on ср, 08/28/2013 - 06:21.