Ваш мальчик не овладеет, как следует, дурными привычками,
если вы не пошлете его в хорошую школу.
(Гектор Хью Монро)
Вот и прозвенел последний звонок, прозвучала мелодия школьного вальса. Остались позади уроки, учителя, одноклассники. Со смешанными чувствами выпускники покидают учебное заведение. Кто со слезами, кто с радостью, кто с глубокой обидой.
Почему школа не у всех своих учеников оставляет в душе светлый след? Не всем везет с учителями? Все дети — разные? Попробуем найти системные ответы.
Воспитание современных детей - Что мы знаем о школе
С греческого языка школа переводится как досуг. Место для обучения подрастающего поколения, передачи им накопленного человечеством опыта, культуры. По своей сути, воспитание детей в школе — это развитие врожденных способностей ребенка, его личности, получение необходимых знаний для жизни.
Со времен становления человека разумного вопрос образования — это вопрос выживания, вопрос создания лучших условий существования. Может ли сегодня ребенок не ходить в школу и выжить? Безусловно. Родители или государство, добрые люди прокормят. Может ли сегодня ребенок получить знания, не выходя из дома, пользуясь огромными возможностями интернета? Конечно.
Однако мы говорим, что для воспитания современных детей обязательно нужна именно школа, коллектив. Почему?
Воспитание детей в школе - Зачем нужен коллектив?
Только в коллективе человек становится человеком. Античный философ Аристотель недаром подметил: человек — животное политическое. Нам нужно быть в обществе, чтобы понять себя, свое место, раскрыть по максимуму заложенный в нас природой потенциал.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана подтверждает значимость коллектива для воспитания современных детей и развития их врожденных свойств.
Стать Человеком
Детский сад, школа — ступеньки на пути к превращению из дикаря в человека. С момента рождения и до пубертата, включая сам пубертат (до 12-15 лет), ребенок развивается. Развиваются, выходя на новый уровень его врожденные желания – вектора. Складывается жизненный сценарий.
Изоляция от общества, коллектива сверстников затормаживают психическое развитие малыша. Он не ранжируется, не учится занимать и отстаивать свое место под солнцем. Остается жить в скорлупе. В таком случае заданные ему от рождения свойства-желания не развиваются, и в будущем такому человеку гораздо труднее будет выжить в обществе, наполнить свои желания, то есть стать счастливым.
Воспитание современных детей - Благие намерения
Хорошие родители беспокоятся о детях. Заботятся, успевают вовремя соломку подстелить. От опасностей уберегают.
Так, родители Алену в детский сад не водили, сами ее воспитанием занимались, лишь посещали платные развивающие занятия. Потом в начальную школу дочку за ручку отводили - приводили, уроки всей семьей по вечерам проверяли. Всю школьную пору помогали, всячески за учебные успехи ребенка радели. Вот она, заветная золотая медаль. Получили. Добились.
Омрачало лишь то, что на выпускном вечере "золотая девочка" осталась одна, так и не вписалась в коллектив. За все долгие годы в школе. Несмотря на все старания родителей и педагогов.
Воспитание детей в школе - Изгой класса
Можно объяснить все завистью. Не было у одноклассников такой семьи, таких способностей, таких достижений. Неприязнью менее умных к более умным.
А можно докопаться до сути. Найти глубинные причины. Другие отличники класса изгоями не являлись. Были ученики более состоятельных родителей, но которым вовсе не завидовали. С ними общались, дружили.
Какие правила выживания в школе не усвоила отличница?
Воспитание современных детей - Родом из детства
Общение с взрослыми, даже самыми интеллигентными и образованными, никогда не заменит общение со сверстниками. Во дворе, в детском саду ребенок учится ощущать себя частью целого коллектива, осознает и выполняет свою роль в нем.
Лишив дочь улицы, дошкольного воспитания в коллективе, родители лишили ее шанса полноценного общения, выработки навыков общения. Обрекли на горькое одиночество и вселенскую обиду на мир.
Девочку с анальным вектором — послушную, с великолепной памятью, усидчивую, домашнюю - не развили. Без общения с детьми она выросла тихая, хорошая, чистоплотная. Удобная для родителей и педагогов. Вот только нелюдимая. Без элементарных навыков выстраивания отношений.
Дети бессознательно почувствовали, что она не с ними, не умеет взаимодействовать сообща, и просто вытолкнули ее из коллектива как ненужное звено в цепи.
Воспитание детей в школе - Сам по себе
"Для меня школа — это зона. Место для травли. Главные правила выживания гласят: не верь, не бойся, не проси. Не верить всему, что говорят педагоги. Все перепроверять. Составлять собственное мнение. Не доверять одноклассникам – они, кажется, готовы в любой момент наброситься на меня.
Измазать мелом, наградить плевками и пинками, заклевать насмешками. Звери. Никак не могут простить мое нежелание быть с ними. Попытки учителей призвать к доброте, толерантности, дружбе ни к чему не приводят. Вызывают очередной приступ хохота. Создают ужасный шум.
Но я их не боюсь. Одеваю наушники, слушаю громкую музыку, ухожу в себя, погружаясь в нескончаемую депрессию. Когда же все это закончится? Гадкое существование.
Никого не прошу о помощи. Кого просить? Кто поймет? Родители, живущие ради пустых денег и потому что "так надо"? Одноклассники, гоняющиеся за новым айпадом? Педагоги, измеряющие интеллект и личность с помощью оценок и ЕГЭ?»
Отрывок из дневника выпускника престижной гимназии. Исповедь мальчика со звуковым вектором. Ребенка, который рожден быть гением, постигать тайны вселенной, совершать открытия на благо общественного прогресса.
Для него нет материальных ценностей, он живет идеями, вернее, хотел бы жить — но не видит ничего стоящего в этом мире. Для него тишина подобна живительной силе воды. Громкие звуки, злобные интонации, раздражительные крики больно бьют по его чувствительной от природы зоне – ушам – и заставляют все больше погружаться в себя. Уходить от существующей реальности. Становится жутким эгоцентриком, которому чужды переживания других людей.
Такого ребенка обязательно нужно отправлять в детский сад, на улицу — пусть развивается, учится свои внутренние состояния выносить наружу. И тогда в школе адаптация в классе пройдет успешно.
Дома создавать спокойные условия. Наполнять звуковой вектор музыкой, философией, физикой, психологией человека. Для звуковика нет ничего интереснее и важнее, чем познать себя и устройство бытия.
В плохом состоянии, как этот выпускник, звуковики уходят в себя, в виртуальную жизнь, и именно они совершают суицид.
Воспитание детей в школе - Дело не в умении драться
"Отсталых бьют," - гласит народная пословица. Многие родители отдают детей на курсы боевых искусств в надежде, что проблемы с одноклассниками у них исчезнут. Однако сила кулака не способна далеко пробить себе дорогу.
Сверстники могут бояться и тихо ненавидеть до поры до времени, а потом найти более сильного ученика, способного «набить морду» и единоборцу.
Важно понимать, что не обучение правилам самообороны поможет ребенку избежать участи изгоя в школе, а только его поэтапная социализация в общество через детский сад, взаимодействие с дворовыми ребятами, посещение кружков и секций по интересам.
Прививку детям от общественных болячек может поставить только правильное воспитание. Наше незнание и нежелание учиться воспитывать ребенка не освобождает нас от горьких плодов родительских ошибок.
Ребенок, которого с детства учили, что в этом мире каждый сам за себя, что человек человеку волк, обречен на проигрыш. Мы живем не на необитаемом острове, а в обществе. И наша задача показать им это.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Князева Ольга, педагог-психолог