Воспитание детей-подростков: дикарь, который вернулся из лагеря

Вы – родители подростка. А это значит, что остались в прошлом подгузники и пустышки, первые слова и новогодние утренники, тетради с прописями и банты. Где-то лежат давно сложенные детские игрушки, сломанные цветные карандаши, книжки-раскраски и исписанные дневники. И вас больше не интересуют вопросы грудного вскармливания, здоровья трехлетки и адаптации к школе. Ваши тревоги связаны с особенностями воспитания детей-подростков.

Иногда вы закрываете глаза и видите своего ребенка совсем маленьким: его пухлые щечки и добрую улыбку. Слышите его первые слова и забавные вопросы. Но сегодня щечки его уже давно не пухлые, улыбка часто отсутствует на повзрослевшем лице. У него теперь другие приоритеты, и наивные вопросы он вам больше не задает…

дети выросли

Мы, родители подросших детей, нередко чувствуем, как почва уходит у нас из-под ног. Ведь мы ничего не знаем о правильном воспитании детей-подростков – все это с нами впервые.

Воспитание детей-подростков: почему он такой?

Мы много лет вкладывали в ребенка свою любовь и заботу. Но в какой-то момент это все вдруг оказалось ненужным: из спокойного и доброжелательного ребенка он за считанные дни превращается в агрессивно настроенного отпрыска, который каждое слово воспринимает в штыки. Еще ничего не понимая, ошарашенные, мы пытаемся с ним поговорить – так, как раньше. Но любые увещевания вызывают у него лишь желание поспорить и освободить от вашего присутствия свое личное пространство. А если вы не осмелитесь с ним выяснить отношения, он либо будет спорить на ровном месте, либо замкнется и станет изредка на вас презрительно фыркать.

Возможно, родители-герои голливудских фильмов о трудных подростках и могут спокойно терпеть такие выходки. Настоящий же, живой родитель испытывает другие чувства: не в состоянии терпеть подобное хамство, нередко прибегает к привычным методам воспитания, которые используются в критических ситуациях. Нахмурит брови, угрожающе расставит руки в боки, достанет ремень, осуждающе качнет головой… Но ничего не действует. Воспитание детей старшего возраста – головоломка более сложная, нежели разбирательства с малолетками.

Ребенок больше не реагирует на ваши угрозы, укоры, взывания к совести. Он забрасывает учебники с тетрадями куда подальше, надевает яркую и безвкусную, на ваш взгляд, одежду, красит волосы в ядовитый цвет (либо просто кардинально его меняет) – и вырывается на свободу.

Теперь в его жизни есть другой авторитет – его окружение. И в этот период главное для него уже не вы, а принадлежность к этому самому окружению.

Идеально было бы для любого родителя, если бы в подростковых «стайках» было модно и круто хорошо учиться, быть умным и начитанным. Поверьте, тогда бы ваши дети стали демонстрировать удивительные успехи в учебе. Увы, в подростковой среде принято выделяться чем-то другим: нахальством, смелостью, удалью, умением эпатировать публику, далеко не всегда при этом ориентируясь в нравственных нормах.

Здесь можно понять волнение родителей: если воспитание ребенка в 10 лет было логичным продолжением всего педагогического процесса, а его поведение было предсказуемым, то с детьми постарше можно ожидать чего угодно.

взрослый ребёнок

Почему дети как будто срываются с цепи, становясь совсем на себя не похожими? Как надо их воспитывать, чтобы пережить этот период максимально безболезненно? Какие дети больше всего подвержены влиянию своих сверстников?

Воспитание детей-подростков: взросление без травм

Понять, что именно происходит с вашим ребенком в подростковый переходный возраст, какие риски могут быть для него в этот период, а также как найти подход к взбунтовавшемуся чаду, помогает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Теперь давайте по порядку.

Что происходит с нашими детьми в переходный возраст? Подходя к этому рубежу, дети меняются не только физиологически (всплеск гормонов, половое созревание), но и психологически. Четких временных границ у этого процесса нет: у кого-то он начинается в 11 лет, у кого-то и в 14. Но не только это должен знать родитель, которого заботит воспитание ребенка 11-14 лет: особенности переходного возраста у каждого ребенка проявляются по-разному.

Как же? Здесь все зависит от векторов ребенка и степени их развития.

Самым «скороспелым» является ребенок с уретральным вектором, у которого наиболее высокое либидо и раннее половое созревание. Мальчик с уретральным вектором – мечта всех девчонок в школе, заводила, аккумулятор страстей или самый известный хулиган в округе (при неправильном воспитании).

Невероятно сексуально активна и девочка с уретральным вектором, которая рано идет на интимные отношения с парнями из своей же дворовой стаи. Никакое давление, наказание или попытка закрыть такую девочку дома ни к чему хорошему не приведут и ее не остановят.

Кожно-зрительная девочка – тоже тот еще «подарочек» в период переходного возраста. И без того эмоциональная, она может начать сводить с ума домочадцев своими истериками по поводу своего внешнего вида, невозможности (или нежелания) родителей купить ей новую модную вещь, внезапно выскочившим на видном месте угрем – и так далее. Известные в детской психологии 12 лет (и старше) случаи. Но и это не самое страшное – неразвитая кожно-зрительная девочка, которая привыкла воспринимать свое тело как «актив», может «вкусить» все прелести секса за деньги…

Ребенок с анальным вектором – самый послушный и привязанный к дому. В период гормонального взрыва именно эти дети чаще всего остаются верными тому воспитанию, которое давали им родители. Однако если где-то с этой привязанностью переборщили, из такого ребенка вырастет «маменькин сынок», преследуемый и в компании подростков, и в будущих взрослых коллективах. Да и вообще не способный сделать ни шага без маминого позволения.

Юный звуковик, если он не особенно адаптирован к обществу детей, – не менее опасный персонаж. Обычно не идущий на поводу у подростковой «стаи» (из-за желания отделиться, внутреннего эгоцентричного ощущения, что он лучше других, что он не такой как они), звуковик становится изгоем. Не нашедшие наполнения звуковые нехватки могут загнать его в депрессию, а затем – толкнуть в окно, сделать из него наркомана или «запойного» геймера, который рискует стать новым брейвиком и виноградовым.

Какой вектор ни возьми – везде могут быть проблемы, способные серьезно отразиться на жизни вашего ребенка и всей вашей семьи. Но вся правда в том, что то, каким окажется переходный период, зависит не от набора векторов, а от воспитания ребенка 12 лет, от того, какое развитие получили эти вектора в период ДО пубертата.

найти подход к ребёнку

Именно за короткий, в общем-то, переходный период ребенок должен стать взрослым. И перейти от этапа развития векторов к этапу их реализации. Чтобы переход не оказался болезненным, ребенок должен быть уже разумным, развитым, довольно самостоятельным, способным взять на себя ответственность за собственную безопасность. Но если маленький человек еще не готов к этой роли, а природа неумолимо требует от него взросления, может произойти тот самый кризис, которого мы все боимся как огня: ребенок рискует сделать неправильный выбор, сделать больно себе и близким, бездарно прожечь время – и так далее вплоть до самых неблагоприятных сценариев.

Так что же нам делать, чтобы этого не случилось? Чтобы наши дети легко и просто вступили во взрослую жизнь? Чтобы этот переход оказался безболезненным и природным, а не привел к трагедии или поломанной судьбе? Понимать психологию развития как подростка, так и маленького ребенка. Уметь различать внешне похожие, но такие разные на самом деле проблемы переходного периода, их причины и способы разрешения. А если ваш ребенок еще мал – поскорее начинать правильное развитие его природных свойств, благодаря чему он легко справится с трудностями пубертата.

Где всему этому учат? На тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Которые, кстати, уже скоро начинаются вновь: первые 3 лекции в Интернете – бесплатно.

 

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана 

Автор: Кудрявцева Анна, учитель-филолог

Рейтинг: 
Average: 5 (1 vote)






Комментарии
Аватар пользователя Larisa Yarusova

а если и до пубертата с ребенком возникали проблемы? Тут вообще тушите свет... В школе скучно ему и неинтересно, помочь по дому - не допросишься. Хорошо, если в семье есть кто-то, кто обладает авторитетом в глазах подростка, - к такому родственнику ребенок еще может прислушаться. И то не всегда