«Тридцать минут или три часа? С воплями и упрямством или с меньшими воплями и меньшим упрямством? Сколько времени сегодня продлится война над выполнением домашнего задания?», - собирая всю волю в кулак и готовясь вновь воевать над уроками, мама второклассника стояла на пороге комнаты сына. Громкий звук компьютерной игры не давал сосредоточиться. «Как же не хочется снова кричать…»
- Ваня. Вань, выключай компьютер, садимся за уроки.
- Нееет. Я еще не доиграл.
- Пора, вечер уже. Нужно все выполнить. Тебе много задали?
- Ну, сейчас, мам. Не мешай.
- Хватит, Ваня! Ты достаточно поиграл…
Пререкания продолжались до тех пор, пока от злости мама просто не выдернула шнур из розетки, случайно перевернув стакан с водой на клавиатуру. Секунда и экран стал черным, как и хмурое Ванино лица. Вызов к выполнению очередного домашнего задания был принят. Ваня моментально принял слезливо-упрямую позицию. По маме сегодня будет бить тяжелая артиллерия.
Женщина с огромным внутренним сожалением смотрела на сына, пытаясь успокоить. Попытки погладить мальчикам по головке были встречены в штыки, ласковая мамина рука скинута капризным движением мальчишеского плеча. Уговоры только больше подогревали детскую истерику. В этот момент часы пробили 6 вечера. По случайному совпадению в этот же миг распахнулась дверь и в дом вошел папа.
Красный опухший нос и блестящие в уголках глаз слезинки моментально рассказал ему, что происходит: выполнение домашнего задания было под угрозой срыва.
Сняв верхнюю одежду, отец направился прямиком к столу, мама, сочувственно глянув на сына, предпочла ретироваться из комнаты. Под грозным взглядом отца ребенок изменился моментально. Папа помощь в выполнении домашних заданий оказывал быстро: угол или ремень, а иногда и то и другое делали свое дело.
Угроза наказания, конечно, способствовала тому, что уроки все-таки были выполнены. Но оба родителя с сожалением понимали, что желание учиться в их ребенке этим способом не зародить. А из-под кнута больших результатов не добиться.
Правила выполнения домашнего задания: прямая спина и пытливый разум
Уроки, как и любая другая работа, будут противны каждому ученику, если он видит в них только принуждение, только обязанность, которая отнимает у него время на игры, которая не приносит ощутимых результатов, как сладость конфет во рту или азарт во время беготни во дворе.
Лень живет в каждом из нас. В ком-то она больше, в ком-то меньше. В ребенке, который получает все видимые удовольствия с приложением для этого минимальных усилий, лень бушует со страшной силой. А родитель со своими словами «пора за уроки» вызывает не более чем пренебрежение и раздражение.
Чтобы превратить выполнение домашнего задания в процесс получения знаний, а не пытку под надзором, да с мыслями «поскорей бы избавиться», прежде всего, нужно зародить в ребенке нехватку, желание сделать уроки.
Желание в нас просыпается только к тому, что обещает удовольствие и наслаждение. И чем сильнее жажда, тем быстрее и упорнее мы движемся к выполнению цели. Ребенок, в каком бы классе он ни был, весь состоит из этих нехваток, потому что переживает интенсивный процесс развития. И если не захламлять ум и не давать лениться телу, то желание учиться будет для него первостепенно важным. Тогда и результат учебы окажется впечатляющим.
Все, чем родители могут позволить себе окружить ребенка, чаще вредит, чем приносит пользу. Бесконтрольный доступ к компьютеру и интернету, ненормированный график прогулок и отдыха, удовлетворение всех или почти всех просьб. Все это с наименьшими усилиями со стороны ребенка приносит ему удовольствие. Так зачем стремиться к чему-то еще?
Более строгий подход родителей к тому, как строится день их школьника и правильная система наказаний и поощрений способна и самого ленивого ученика превратить в заинтересованного учебой ребенка.
Рекомендации по выполнению домашнего задания: не нужна мне похвала, лучше дайте конфету
В разных людях интерес вызывают совершенно разные вещи. Понаблюдайте за своим школьником. Вы давите на совесть, требуя добросовестного выполнения домашнего задания, а он косится на время и пытается выторговать лишний час игры с друзьями.
Вы бегло просматриваете его тетради и, бросив «молодец, можешь играть», бежите по своим делами, а он, насупившись, продолжает сидеть за столом.
Дети отличаются по типу своей психики. С каждым из них надо говорить на своем языке. К каждому нужно подбирать свой подход. Как же разобраться, какой ключик кому нужен?
Об этом досконально рассказывает системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Отказ от выполнения домашнего здания, который превращается в попытку договориться с родителями «ты мне, я тебе», говорит о том, что ваш школьник потенциальный законотворец или инженер. Но сегодня он только непослушный и неугомонный ребенок, который пытается перехитрить вас, наобещав с три короба, но не сделав и половины.
Это обладатель кожного вектора. Его ум изворотлив, способен приспосабливаться к ситуации быстро и наиболее выгодно для себя. Он всегда выбирает наименее энергозатратные пути решения задач. И если использовать в отношении него материальные и другие поощрения, то со временем он вырастет в серьезного и успешного изобретателя. Но путь телесных наказаний, как и отсутствие дисциплины безвозвратно сжигает все мосты к такой судьбе, превращая ребенка в мелкого спекулянта (хорошо, если не вора) и не более.
Упрямство ребенка, которое выражается словами «не хочу, не буду» без какой-либо веской причины, говорит о том, что вы недодаете своему школьнику внимания, торопите его, подгоняете, не дожидаясь его долгих ответов и дотошных объяснений. А между тем перед вами ребенок, наделенный анальным вектором и способный стать лучшим учеником. Именно он обладает усидчивостью и терпением, желанием к чтению. Если все делать правильно, помощь в выполнении домашнего задания ему будет просто не нужна.
Самый сладкий пряник, который может сподвигнуть школьника к действию, это родительское одобрение, похвала. Но помните, что она всегда должна быть заслуженной.
Ребенок с этим типом психики очень неуверен в себе, поэтому родители должны постоянно направлять его. Их одобрение дает ему ощущение уверенности, поэтому он всегда старается заслужить его. Все это будет действовать и приносить отличные результаты во время выполнения домашнего задания, как и всей учебы в целом, если помнить, что этого ребенка нельзя подгонять. Не способный быстро реагировать на просьбы, он начинает упрямиться и обижаться. А этот путь препятствует не только корпению над уроками, но и общему развитию ребенка.
Всего существует 8 векторов. Они переплетаются в людях в разных сочетаниях. Но простые советы о том, какие слова и какое обращение действую на разных детей, никогда не дадут вам полной картины того, что чувствует ваш ребенок, по какой причине он отказывается хорошо учиться, что препятствует его успехам. Лучший способ разрешить все проблемы и самостоятельно подобрать нужные правила выполнения домашнего задания, которые будут оптимально подходить именно вашему ребенку, изучить психику ребенка.
Выполнение домашнего задания: ученье, а не мученье
Первые снежинки мягко кружили в воздухе, окутывая белым сверкающим полотном все вокруг. Последняя тетрадка была захлопнута. Мальчик обернулся к отцу, сидящему рядом. Его сверкающие глаза говорили сами за себя:
- Можно?
- Можно, - с полуулыбкой произнес отец.
Новенькая черная клавиатура дожидалась его за компьютерным столом. Несколько месяцев ожидания и безропотное выполнение домашних заданий того стоили. Мальчишка впервые получил возможность сыграть в любимые игры. Правда, только в течение одного часа. Но ведь завтра новый день учебы, а значит, новая возможность получить желаемое.
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор Ольга Чугурян