Детское воровство. Как отучить ребёнка воровать

Прежде всего, не наказывать за детское воровство. Парадоксально? Да.
И тем не менее это единственный путь вывести ребенка из порочного круга.
Детское воровство ─ это прежде всего внутреннее состояние, проявляя которое снаружи таким неадекватным способом, ребенок пытается снять накопившееся внутреннее напряжение.
 
Как это происходит и почему это так?

Необходимо понимать, что к детскому воровству склонны дети с определенными свойствами психики.  Как правило, это подвижные дети, с амбициозными желаниями достигать успеха, быть первыми, побеждать, наделенные гибким телом и гибкой психикой, изворотливые умом и телом, быстрые, с хорошей реакцией, способные к математике, конструированию, танцам, обладающие тонкой, нежной кожей…
Детское воровство для них в силу эволюционно сложившегося психического архетипа на начальной стадии развития вполне естественное состояние, и уходит корнями далеко в прошлое вплоть до первобытных времен.

Вкратце поясним, что в архетипе (то есть на начальном этапе психического развития человека, когда еще в сознании не был наработан культурный слой) видовой ролью людей с таким свойством психического была добыча и сохранение запасов для всех членов первобытной стаи. В тех жесточайших для выживания условиях воровство пищи было вполне адекватным способом исполнения этой видовой роли, чтобы выжить во что бы то ни стало.

С развитием же общества, зарождением и развитием культуры и закона сформировались разного рода ограничения на определенные действия, в том числе и воровство, которое со временем перестало быть адекватным способом добывания пищи.

Однако наше психическое помнит этот многовековой опыт. Склонность к детскому воровству ─ это та стартовая позиция, с которой рождаются кожные дети. А культурный слой у них еще только формируется с помощью взрослых.

Таким образом, еще неразвитый и неокрепший психически ребенок вполне может брать чужое, сам не зная почему.
 
При этом все мы понимаем, что поощрять детское воровство нельзя. Но и наказывать физически тоже.  А что же делать, когда ребенок ворует?

Понимать его изнутри, правильно корректировать его состояния, мудро взаимодействуя с ним.

Итак.

Прежде всего, не следует пугаться, если вы узнали, что ребенок своровал.

Необходимо объяснить, что в обществе это не принято, рассказать о последствиях, об отношении окружающих к воровству. Прочитать поучительные рассказы, посмотреть фильмы или мультфильмы о том, как рано или поздно воровство все равно обнаруживается, давая возможность ребенку через персонажей спроецировать на себя чувство социального стыда, испытываемого после обнаружения воровства.

Пара мелких детских краж может говорить лишь о том, что культурные ограничители у ребенка еще только формируются, и задача родителей ─ грамотно и твердо вывести его из подсознательной архетипичной модели поведения, прививая разумные ограничения и нравственные нормы путем объяснения.

Если же детское воровство носит регулярный характер, то это тревожный сигнал того, что внутреннее состояние ребенка на грани непереносимости.
 
Необходимо знать, что детское воровство как способ реализации приобретает постоянный характер  только тогда, когда ощущение незащищенности у ребенка настолько сильно, что психика находит единственно возможный способ «спастись», то есть восстановить, выровнять свое внутреннее состояние через воровство, исполнением первобытной видовой роли, что когда-то приносило раннему человеку чувство удовлетворения и уверенности в том, что он не пропадет.

Злостными ворами становятся битые дети с кожным вектором. Как это ни парадоксально звучит, чаще всего битые именно за детское воровство, которое сначала могло быть невинной шалостью, а потом цикл «кража-побои» превратился в замкнутый круг. Чем больше побоев за детское воровство, тем бОльшим бессознательным заложником архетипичного поведения становится несчастный ребенок. Либо начинаться могло с телесных наказаний за другие проступки, впоследствии заставивших ребенка «спасаться» воровством, получая от этого временное облегчение.

Кожному ребенку категорически противопоказаны телесные наказания (как и любому другому), в том числе и за детское воровство, каким бы нелогичным это ни казалось. Не наказывайте ребенка за то, что ему плохо. Помогите ему снять стресс. Очень благоприятное воздействие на таких детей оказывают массажи, подвижные и командные виды спорта, где можно реализовывать амбиции, быть лидером, занятия танцами, конструированием. И, конечно, крайне необходимо для любого ребенка чувство защищенности, которое обеспечивается родителями.

Если он чувствует себя брошенным, никому не нужным, одиноким, а значит, незащищенным, то этот внутренний дискомфорт пробуждает в нем воришку.

В этом случае главная задача родителей вовремя обращать внимание на внутренние состояния ребенка и формы их проявления. Понимать ребенка, его особенности, помогать ему развиваться, интересоваться им и принимать активное участие в его жизни вот, что надо, и тогда вашему ребенку не придется воровать. Потому что когда ребенок испытывает чувство психологического комфорта, он не ворует.

Помните о том, что, правильно направляя и раскрывая лучшие, заданные природой свойства кожного ребенка, вы с большой долей вероятности способны помочь ему стать противоположностью своего архетипа ─ инженером или законодателем.
 
Автор Асия Валитова
Корректор Анна Катаргина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Рейтинг: 
Average: 4.3 (6 votes)






Комментарии
Аватар пользователя Ольга Чугурян

Какой парадокс, методы, которыми ребенка пытаются отучить воровать, именно воровству и способствуют. Кто бы мог подумать! А ведь нам, родителям, только дай повод поругать, тем более когда такое. И делаем еще хуже((( А решение этой проблемы оказывается совсем простое. Спасибо за информацию!
Аватар пользователя Наталья Вжесневская

За воровство в тюрьму сажают, в Библии написано - не укради... Все знают, что воровать - это плохо. Поэтому родителей может просто удар хватить, если ребёнок совершит такой поступок. Но если родитель вооружен этими знаниями и хорошо понимает о чем речь идёт в статье, то всё будет нормально, всё получится решить, а может и не дойдёт до такого. И вырастит у родителей уполномоченный по правам человека :)
Аватар пользователя Елена Шмитько (Шаповал)

Очень доходчиво написано. По-моему, и без знания системно-векторной психологии понятно, что делать. А вот как делать - без системных знаних понять не получиться. Главный вывод из статьи для себя сделала: " Понимать ребенка, его особенности, помогать ему развиваться, интересоваться им и принимать активное участие в его жизни. И тогда вашему ребенку не придется воровать. Потому что когда ребенок испытывает чувство психологического комфорта, он не ворует"...., не верет,не истерит,не  впадает в ступор,не  замыкается в себе, не сбегает из дому и т.д. Так наши дети пытаются выжить во чтобы то ни стало в неблагоприятных для психического условиях. И это природа их так охраняет от зла. которое наносят родители своим невежеством.
Аватар пользователя Наталья Красуля

   "... еще неразвитый и неокрепший психически ребенок, вполне может брать чужое, сам не зная почему..."    И чем можно оправдать тогда физическое наказание? Ничем!    Родители, всем читать!