Писатель и врач-психолог Владимир Леви советует каждому родителю: «Если вы не знаете, за что хвалить своего ребенка, придумайте это!». Доверяя авторитету классического психолога, заботливый и вдумчивый родитель, возможно, и будет использовать такие меры воспитания ребенка. Не подозревая о том, что родительская похвала принесет пользу далеко не каждому малышу.
Вы согласны с тем, что все дети – абсолютно разные? У кого-то рождается послушный золотой ребенок, который с радостью исполняет мамины поручения, а кто-то не может справиться с неугомонным сорванцом, имеющим на все свое мнение. Согласны? Тогда вам будет легко представить, что нужно подбирать разные стили воспитания детей, учитывающие их врожденные свойства.
Похвала – в их числе.
Меры воспитания ребенка с кожным вектором: "хотите сделать мне приятное – купите велосипед!"
В воспитании детей с кожным вектором одной похвалой не обойтись. Что это за дети? Активные, подвижные, ловкие. Их кожа особенно чувствительна и нежна. Они любят и умеют быстро считать, знают цену материальным подаркам, обладают логическим типом мышления. Дети с кожным вектором на лету схватывают новую информацию, а также быстро учатся делать несколько дел одновременно.
Вы можете активно хвалить детей с кожным вектором, но вскоре заметите, что такие виды воспитания детей на них просто не действуют. На их лицах нет и тени удовольствия, похвала не стимулирует к успехам – в отличие от материально выраженных подарков или выгодных для них ситуаций (например, возможности отправиться с друзьями в кино, когда уроки будут сделаны). Именно поэтому методы воспитания ребенка с кожным вектором должны включать не только похвалу, но и адекватное материальное вознаграждение. И не бойтесь разбаловать его – из «кожного» ребенка при грамотном развитии его врожденных свойств вырастет адекватный, законопослушный и успешный гражданин: инженер, юрист, бизнесмен.
Самыми полезными и эффективными средствами воспитания такого ребенка являются дисциплина, ограничения – с одной стороны. И дозированное материальное стимулирование – с другой. Только под материальным стимулированием здесь понимаются не деньги, а разного рода подарки: велосипед за отличные отметки в конце четверти, поездка на аттракционы за хорошее поведение в школе, путевка в лагерь и так далее. Это и есть настоящая похвала в «кожном» смысле слова.
Меры воспитания ребенка с анальным вектором: похвала – лучшая награда
Настоящим адресатом послания В. Леви является родитель ребенка с анальным вектором. Неторопливый, покладистый, спокойный, с самого рождения привязанный к матери. Любит выполнять мамины поручения, будь это уборка своей комнаты или скрупулезное складывание паззла. Обожает, когда его хвалят – за ласковые слова он готов сделать что угодно. Именно в этом случае стиль воспитания детей, построенный на разумной адекватной похвале, способствует правильному развитию свойств, заложенных в таких детях от рождения.
Хвалить правильно (разумно) такого малыша – значит способствовать его развитию и обретению уверенности в завтрашнем дне, которой он изначально лишен. Почему? Видовая роль человека с анальным вектором – накопление огромных пластов полезной информации и передача ее в будущее, следующим поколениям. В связи с этим человек с анальным вектором «направлен» в прошлое, и у него есть некоторые трудности с принятием будущего. Уверенность в этом самом будущем может появиться только благодаря его крепкой связи с мамой, которая и является гарантом выживания.
Получая мамину любовь, приправленную адекватной похвалой, такой ребенок без страха и сомнений берется за выполнение новых, не знакомых ему дел, становится более уверенным в себе.
Что значит разумная похвала? Это высокая оценка новых достижений вашего ребенка. Обратите внимание: похвала должна быть заслуженной, адекватной приложенным усилиям, а любовь – безусловной, при равных условиях одинаковой. Не стоит хвалить ребенка за то, что он пьет из кружки, сам одевается или перепрыгивает через лужи, если он уже давно это делает. Тем более нельзя манипулировать маленьким человеком, используя похвалу в качестве единственной формы воспитания детей с анальным вектором.
Чем вы рискуете, перехваливая такого ребенка? Развитием у него комплекса хорошего мальчика (или девочки) в переходном возрасте и старше: желание услышать хвалебный отзыв становится самоцелью. Мамина похвала – это наслаждение, это удовольствие и доказательство родительской любви. Нет похвалы – в душе страдания и несчастья.
Только представьте: вашего повзрослевшего ребенка больше всего на свете будет заботить чужая оценка, мучить желание всем угодить. От нее, этой самой оценки, будут зависеть его настроение и даже самочувствие. При этом любить его особенно никто не будет – ведь он зациклен на самом себе, а в окружающих это вызывает неприязнь. Это ошибочный, негативный сценарий жизни, бег по замкнутому кругу, который не приносит настоящего счастья и удовлетворения.
Меры воспитания ребенка с уретральным вектором: "Хвалить? Меня?!"
Особенно тяжело придется мамам, которые воспримут серьезно систему воспитания детей, предложенный Владимиром Леви, и вздумают хвалить ребенка с уретральным вектором. Кто это такой?
Вождь по природе. Сгусток энергии, жажды жизни, пуп земли. К нему как магнитом притягиваются другие дети, он собирает толпу и ведет ее, куда ему вздумается. По крышам, заброшенным стройкам, заборам и буеракам. Всегда вперед, вверх, ввысь! Он не слушает воспитательных увещеваний, потому что для него нет авторитетов ни в лице матери, ни в лице отца. Он сам себе авторитет.
И манипулировать, управлять собою через разные средства воспитания ребенок с уретральным вектором не позволит. Взбунтуется или разгневается так, что взрослые потом горько пожалеют о своих воспитательных экзекуциях.
Представьте себе, что будет, если вам вздумается похвалить этого свободолюбивого сорванца. Похвала – это некое покровительственное обращение, подчеркивающее, что ты, ребенок, еще мал и неразумен, а я тебя в состоянии оценить. Оценить поступок или достижение ребенка с уретральным вектором – значит вызвать его гнев.
Нравится вам это или нет, но конструктивный диалог с таким ребенком возможен только в случае, если вы начнете общаться с ним «снизу вверх». Как? А вот так. Восхищаться. Не ограничивать, не подчинять обычной похвалой, а восхищаться его поразительными успехами. При этом не перегибать палку, ибо эти дети падки на лесть.
Общий язык с «уретральником» можно найти всегда, если придерживаться правила общения «снизу вверх». Трудно представить? Обращаясь к своему маленькому вождю, подразумевайте, но не произносите: «Ваше величество!». И нужная интонация сама появится.
* * *
При выборе формы воспитания детей с разным векторным набором нужно учитывать еще множество разных нюансов. Кого как наказывать (а кого и вовсе не получится), кого как развивать, кого чем увлекать и как с кем разговаривать.
Один из таких нюансов – похвалу – нужно использовать с умом, дозированно, адекватно детским заслугам и соответственно векторам своего ребенка. Так, «кожника» нужно стимулировать разумными ограничениями и материальными подарками. «Анальника» одаривать безусловной любовью и поддержкой, а также хвалить за реальные достижения. «Уретральника» баловать своим восхищением. Но это далеко не полный набор.
А как же «мышечники», «звуковики», «зрительники», «оральники» и «обонятельники»? В воспитании детей с этими векторами не меньше нюансов, и узнать о них подробнее вы сможете на тренингах по системно-векторному психоанализу.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Анна Кудрявцева, учитель- филолог
Оказывается, для одного
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Смирнова (не проверено) on чт, 01/17/2013 - 03:02.
Признаться, меня начинают
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Lana Lana on чт, 01/17/2013 - 03:47.
хвалить или не хвалить?
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ирина Каминская (не проверено) on чт, 01/17/2013 - 03:48.
я хвалила обоих детей,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Баскакова on чт, 01/17/2013 - 04:32.
Каждому - своё
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Александ Заика (не проверено) on чт, 01/17/2013 - 07:17.