Очень многие из нас, услышав в очередной раз трагическую весть о самоубийстве детей, в душе уверены, что «с моим ребенком такое не случится». Эта уверенность базируется на убежденности в том, что подростковые самоубийства случаются в так называемых неблагополучных семьях, в которых детям не уделяется внимание. А мы делаем все для того, чтобы наши дети были по-настоящему счастливы и даже не задумывались о подростковом суициде.
Но иногда, когда мучительная бессонница липкой ладонью прогоняет прочь сновидения, коварная мысль, пронзающая сердце ледяным ужасом, нет-нет да промелькнет: «А вдруг? Вдруг я сделаю что-то не так и мой ребенок шагнет навстречу вечности? Вдруг случится нечто такое, что вынудит его сделать непоправимую ошибку…»
Когда говорят о причинах подросткового суицида, в первую очередь упоминают несчастную любовь, недопонимание родителей и конфликты со сверстниками. Однако озвучивание этих причин не объясняет, почему одни подростки без особых затруднений справляются с возникающими проблемами, в то время как другие делают из мухи слона и доводят ситуацию до абсурда, порой трагического.
Истинные причины суицида среди подростков раскрывает тренинг «Системно-векторная психология». Эта новейшая наука не просто объясняет, почему дети идут на самоубийство, но и помогает заблаговременно узнать, могут ли у ребенка появиться суицидальные наклонности.
Самоубийство детей. В зоне риска — эмоции
Около 5 % людей Природа наделила огромной эмоциональной амплитудой. Речь идет о людях со зрительным вектором — именно они идут по жизни с обнаженной душой, остро переживая все эмоции. Если страсти — то шекспировские, если страх — то леденящий, если любовь — то самая романтичная из всех возможных.
Для людей со зрительным вектором характерны эмоциональные раскачки: они нуждаются в острых эмоциях. В развитом и реализованном состоянии эти эмоции зрительник получает, сочувствуя и сопереживая другим.
В неразвитом состоянии подобные раскачки сопровождаются желанием вызвать сочувствие к себе. И здесь зрительники не знают удержу — в ход идет все, начиная от эпатирования окружающих внешним видом и поведением и заканчивая демонстративными попытками самоубийства. Однако в этом случае «суицид» подростков не что иное, как обычный эмоциональный шантаж, нацеленный на привлечение внимания.Как правило, малолетний «самоубийца» со зрительным вектором всегда оставляет себе лазейки и старается так или иначе предупредить о том, что задумал. Да и сам процесс самоубийства детей со зрительным вектором больше рассчитан на эффектность, чем на результат — демонстративное вскрытие вен с горькими рыданиями либо пригоршня таблеток, проглоченных в тот самый момент, когда в дверях загремел ключ…
И при этом яркое воображение зрительника рисует ему душещипательные сцены у его будущего гроба, усыпанного алыми розами. Вот обидчик рвет на себе волосы и стенает, осознав, что вся его жизнь утратила смысл. Вот все окружающие погружаются в вечный траур, сетуя о том, что не уберегли, не оценили… И вот тут-то «самоубийца» воскресает и упивается вниманием!
Именно поэтому зрительные дети и подростки находятся в группе риска — несмотря на то, что «самоубийство» для них лишь элемент тщательно спланированного спектакля, призванного привлечь внимание, подчас они так увлекаются игрой на зрителя, что просто не замечают, как переступают роковую точку невозврата.
Какие меры необходимо предпринимать для профилактики суицида у подростков со зрительным вектором? Прежде всего, нужно помнить о том, что зрительный ребенок нуждается в мощной эмоциональной связи, особенно с мамой. Чем крепче такая связь, тем ниже вероятность подросткового суицида. Также необходимо создать благоприятные условия для развития свойств зрительного вектора — способствовать ребенку в наполнении его эмоциональной амплитуды сочувствием, состраданием и любовью в самом широком смысле этого слова.
Суицид у подростков. Тайна черной точки
К сожалению, далеко не всегда подростковые суициды задумываются исключительно для привлечения внимания. Основная масса малолетних самоубийц, шагнувших за роковую черту, — это дети со звуковым вектором, те самые, которых природа наделила безграничным интеллектом, способным продуцировать идеи.
Именно звуковые дети совершают самоубийства без всяких анонсов и эмоциональных раскачек — другими словами, от вечности их отделяет лишь один шаг, который они с готовностью делают, измученные нехватками звукового вектора. Однако и в этом случае цель самоубийства детей со звуком отнюдь не смерть: звуковик, выбрасываясь в окно или просовывая голову в петлю, не хочет умереть. Он лишь жаждет избавиться от пут физического мира и стать по-настоящему счастливым и свободным.
Ситуация усугубляется тем, что звуковик воспринимает свое тело как нечто, мешающее наслаждаться жизнью. Звуковик «носит» тело, словно громоздкую одежду: он горбится под его тяжестью, не следит за ним, забывает о его самых насущных потребностях. Тело — это то, что мешает звуковику сосредоточиться на своем внутреннем «Я».
Неудивительно, что, погрузившись в пучину депрессии, подросток со звуковым вектором однажды ловит себя на желании навсегда избавиться от грубой оболочки, не дающей взлететь.
Звуковой вектор в системно-векторном психоанализе относится к доминантным, поэтому его нехватки преобладают над всеми остальными. И нехватки эти лежат в нематериальной плоскости — в первую очередь звуковик занимается построением ментальных концепций, пытается понять законы, управляющие Вселенной, и найти смысл жизни, в первую очередь своей.
— Кто я?
— Зачем я живу?
— В чем смысл моей жизни?
Эти и подобные вопросы волнуют звуковика с самого раннего возраста. Вслушиваясь в ночь, он пытается объять необъятное, что порождает ощущение нехватки.
Нематериальность звуковых нехваток приводит к тому, что даже сам звуковик не всегда способен осознать причину своих душевных метаний. Более того, окружающие подчас, пытаясь помочь ребенку, еще больше увеличивают эту нехватку, убеждая его, что его поиски бессмысленны, что смысл жизни скрывается в самых простых вещах — ведь каждый человек воспринимает смысл жизни через себя. Суициды среди подростков со звуковым вектором — это следствие нашего недопонимания, неумения заглянуть в душу другого человека.
Для зрительника он заключается в любви. Для человека с анальным вектором — семья является смыслом жизни. Для кожника — материальный достаток и признание его лидерских позиций. Только другой звуковик способен представить себе тот вакуум, тот хаос, который заполняет внутренний виртуальный мир звуковика. И этот вакуум невозможно наполнить ни бурными эмоциями, ни финансовым достатком, ничем, кроме гигантского абстрактного смысла…
И напрасно убеждать звуковика, что его поиски бессмысленны, а страдания — надуманны. Это все равно что уговаривать человека, страдающего от зубной боли, что у него на самом деле все в порядке, а его проблема выеденного яйца не стоит…
Профилактика подросткового суицида — как уберечь от фатального шага
Специалисты бьют тревогу — проблема суицида среди молодежи приобретает глобальные масштабы. Ни профилактика суицида в школе, ни занятия с психологами не способны решить эту проблему. С точки зрения системного знания, это вполне объяснимо — общий темперамент детей со звуковым вектором растет, так как каждое поколение наращивает и усложняет наше психическое.
Это привело к тому, что вещи, когда-то наполнявшие пустоты звукового вектора, например философия, религия или музыка, сегодня не приносят удовлетворения. Нам нечего дать нашим звуковикам — наш опыт для них бесполезен. В результате все больше детей со звуковым вектором погружаются в депрессию, не находя утешения ни в тяжелой музыке, ни в виртуальной реальности, ни в эзотерике, ни в наркотиках…
Суицид, подростковый и детский, — это всеобщая проблема, решать которую необходимо на всех уровнях. Основная задача взрослых людей, озабоченных проблемой самоубийств детей, — предоставить страдающим звуковикам достойную альтернативу. Мы должны показать этим детям возможность глубокого познания своего «Я», дать им возможность открыть тайны подсознания — ведь именно там скрываются ответы на самые сокровенные вопросы человека, ищущего смысл жизни.
Системно-векторный психоанализ — это уникальный инструмент, помогающий понять, что творится в психическом ребенка, какие нехватки он испытывает. И это понимание позволяет уберечь ребенка от неверных шагов, в том числе и таких фатальных, как самоубийство.
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Автор: Клищенко Татьяна
Корректор: Евгения Лицкая
Знакомо это все, знакомо... и
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Croca (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 02:58.
Это один из самых страшных
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on вт, 11/13/2012 - 19:49.
детский суицид - это страшно,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by natalietar@ukr.net (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 03:00.
Согласна! Поэтому мы и пишем.
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on вт, 11/13/2012 - 19:50.
Что может быть страшнее, чем
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Аверина (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 03:01.
Системный подход - как ключ к решению проблемы
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Александ Заика (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 03:07.
предоставить достойную
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 03:30.
Сегодня смотрела сюжет о 10
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Swetlana (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 03:37.
Очень сильная вещь, такие
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Екатерина Б. (не проверено) on ср, 04/30/2014 - 02:11.
дети
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Шахова (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 05:14.
вот так...сама звуковик,очень
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Татьяна (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 06:14.
www.actstudio.livejournal.com
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Светлана Наумова (не проверено) on вт, 11/13/2012 - 09:05.
Скажите чем наполняться тогда
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Надя (не проверено) on вт, 12/18/2012 - 21:31.
Надежда, очень важно пройти
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Екатерина Б. (не проверено) on ср, 04/30/2014 - 02:14.
Насчет того, что "окружающие
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Екатерина Б. (не проверено) on ср, 04/30/2014 - 02:07.