— Ешьте давайте, а то мама за вами не придет! — услышала я, подходя к двери детсадовской группы. Пришла забирать сына.
— Давайте, давайте! Нужно все скушать! — уговаривала воспитательница. Кто-то из детей в ответ жалобно всхлипывал, кто-то послушно ел, кто-то категорически отказывался, и никакие уговоры, угрозы не действовали.
Мой сын пытался договориться с воспитательницей:
— Я вот один кусочек съем, хорошо? И моя мама придет, да?
— Конечно, конечно! — радовалась воспитательница и потом пыталась заставить его съесть оставшуюся на тарелке еду.
Юра сначала возмущался:
— Мы так не договаривались!
Однако уговоры продолжались, и из-за стола их не выпускали, тогда он перешел к выторговыванию новых условий:
— Я еще кусочек съем и буду играть с большой машинкой, да?
Почему дети вели себя по-разному? Почему воспитательница, несмотря на мои настойчивые просьбы не кормить детей насильно, все равно считает, что счастье детей заключается в полностью съеденном завтраке или обеде?
Вопросы воспитания детей: тайное становится явным
Различная реакция детей на то, что их заставляют все доедать и, собственно говоря, почему их заставляют доедать, легко объясняется с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Можно, конечно, при объяснении довольствоваться суждениями наподобие таких: "История блокадного Ленинграда сказывается, тут и корку хлеба не выбрасывают", "Успешность адаптации ребенка в детском саду наглядно демонстрирует прирост его веса, от плохой жизни килограммы не прибавляются" или, что "Воспитателям лень играть с детьми, вот и превращают кормежки в длительный процесс".
Если же посмотреть глубже, понять истинные причины поведения конкретных людей, то без четких системных знаний не обойтись.
Мы все рождаемся с определенными особенностями, определяющими наши жизненные ориентиры, мысли, поступки.
Вопросы воспитания детей: они такие разные
Так, дети, рожденные с анальным вектором — послушные, спокойные, уважительно относящиеся к взрослым, любящие похвалу, сильно привязанные к маме. Они очень старательно кушают. Медленно и тщательно прожевывают пищу. Для анальников важно, чтобы воспитательница заметила их усердие и похвалила: «Молодец, Феденька, все съел!».
Кроме того, страх, что мама может не забрать из детского сада, толкает анальника съедать пищу до конца.
Надо отметить, что воспитательница наступает на больную мозоль всех детей, вне зависимости от векторального набора, угрожая, что если они все не съедят, то мама за ними не придет. Малыши верят взрослым, верят, что если не съедят обед, то самый близкий человек может их оставить в детском саду. Верят и искренне переживают, боятся. Этот страх отражается на детской психике. Потому как наличие мамы — это гарантия безопасности. Нет мамы — нет безопасности. Нет безопасности — нет развития врожденных свойств, только выполнение архетипичных программ.
Для психики анального (и в особенности анального) ребенка, даже сказанные невзначай, такие угрозы несут реальный вред. В голове ребенка откладывается не безусловная родительская любовь, а любовь с условиями, с требованиями. Меня любят тогда, когда я хороший. Может даже сформироваться комплекс хорошего мальчика (девочки).
Не получая похвалы за сделанное дело, анальный ребенок начинает упрямиться и потом будет «упираться рогами» до последнего, отказываясь выполнять требования и просьбы старших.
Кущает быстро, на месте не сидит
Кожный малыш кушает быстро, ему тяжело сидеть на одном месте, он весь в движении и успевает делать несколько дел одновременно. Именно им часто делают замечания воспитатель:
— Не вертись!
— Прожевывай медленно еду!
— Куда ты все время спешишь?
Активный, подвижный кожный ребенок обладает гибким, изобретательным умом, позволяющим ему извлекать выгоду из любой ситуации. Он будет проверять на твердость намерения воспитателей, можно ли отвертеться от того, чтобы не съедать весь обед. Если выяснится, что никак не получится не доесть, то он будет выторговывать условия получше.
Мышечный карапуз — ребенок, бессознательно живущий по принципу "как все, так и я". Если все едят, то и он будет кушать. Более того, удовлетворение естественных потребностей (пить, есть, спать) приносят удовольствие мышечнику, являясь для него основными источниками получения наслаждения. В городском садике не часто встретишь мышечного ребенка в «чистом виде», зачастую мышечный вектор совмещается с другими векторами.
Тяжелее всего воспитателям с ребенком сорвиголовой, непослушным, независимым. На него не действует похвала взрослых, как на анальников, ему не нужно объяснять, как это полезно и что ему за это будет, как практичным кожникам, он не будет повторять за всеми, как мышечный малыш, Если он не хочет есть, то и не будет. Так ведет себя уретральный малыш. «Невыносимый ребенок! Столько нервов истратили с ним! Мало того, что сам не ест, не слушается, так и другим плохой пример подает!».
Воспитательницы упрямо кормят детей, заставляя их все съедать, потому что накладывается опыт десятилетий и общепринятая в российском обществе установка «ребенка надо покормить!». Кормление детей при таком подходе — главная основа детского здоровья и их хорошего самочувствия.
Более того, малыши воспринимаются обычно как маленькие несмышленыши, неразумные, сами не ведают, от чего отказываются, как тут взрослому не образумить их, не наставить на путь истинный: съел обед — сделал важное дело, а потом и гуляй смело.
Вопросы воспитания детей: насильственное кормление преступно
Между тем насильственное кормление детей наносит непоправимый вред их психическому развитию.
Голод — это та нехватка, которая стимулировала человека с древних пор к деятельности, к развитию. Почему наши предки ходили на охоту, преодолевали свою лень? Да потому, что им хотелось кушать! На пустой желудок не поспишь, не отдохнешь. Голод не тетка… Вот и добывали мамонтов, совершенствовали орудия труда, эволюционировали.
А сегодня в современном обществе мы, заставляя ребенка есть сверх того, что он сам хочет, не только элементарно растягиваем ему стенки желудка, повышаем риск ожирения, снижаем ему иммунитет, но и разрушаем невидимую психическую мотивацию, переворачиваем его психику с ног на голову. Лишаем стимула к труду, к прикладыванию усилий для того, чтобы удовлетворить собственные потребности.
Хорошо, когда рядом есть родители, которые в будущем ребенка и прокормят, и уроки за него сделают, в университет поступят, работу найдут… В общем, вырастили иждивенца собственными руками.
Стоит ли удивляться, ведь малыш изначально получал то, что хотели взрослые, а не он сам. Его не спрашивали, к его голосу не прислушивались в элементарном — в кормлении. Хочешь – не хочешь, ешь давай! А то сил не будет, мама игрушку не купит, на десерт пирожное не получишь…
Какие только родители и воспитатели уловки не придумают. Вот он сам и не научился осознавать собственные желания, принимать решения, прикладывать усилия для удовлетворения своих потребностей.
Вопросы воспитания детей — личный опыт
Мой сын по-настоящему пугается, что я могу не прийти и не забрать его из садика, но при этом пытается договориться с воспитательницей и получить более выгодные условия, если он все съест.
Понимая благодаря системно-векторной психологии Юрия Бурлана печальные последствия насильственного кормления, я решила действовать более активно и разговаривать с воспитательницей.
— У нас режим, если ребенок не поест в нужное время — потом останется голодным.
— Ничего страшного. Он сделает выводы, а организм привыкнет к режиму и он будет сам с удовольствием кушать. Просто все дети разные и у каждого организм требует разное количество пищи, не нужно сбивать природных механизмов саморегулирования.
После долгих разговоров, формулировки поменялись:
— Мы никого не заставляем есть…
Между тем в коридоре я слышала их ласковые уговоры, вежливые ультиматумы. Ну, не работают увещевания, объяснения. Точку в насильственном кормлении (а манипуляции взрослых я именно так воспринимаю) поставил сам сын. Его стошнило, после того как он съел всю порцию полдника. Мои слова получили в сознании воспитателей необходимую аргументацию.
Теперь одной детсадовской группой, где дети едят по собственному желанию, а не по разумению взрослых наставников, стало больше.
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Князева Ольга, педагог-психолог
заставлять - силком
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Баскакова (не проверено) on пт, 02/08/2013 - 21:46.
спасибо, информация очень
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by www.actstudio.l... (не проверено) on сб, 02/09/2013 - 03:56.
последствия вот такого
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Лариса (не проверено) on сб, 02/09/2013 - 04:53.
До меня как-то тоже не сразу
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян (не проверено) on сб, 02/09/2013 - 05:32.
Кстати, в садике я тоже
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян (не проверено) on сб, 02/09/2013 - 05:34.
Я, слава Богу, своих детей
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Яна Польова on вс, 02/10/2013 - 08:44.