«Школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль»...
Чем быстрее и легче пройдет адаптация к школе, тем скорее малыш начнет делать новые открытия. Каким будет его путешествие? Ярким, познавательным, интересным и развивающим, формирующим гармоничную личность, способную противостоять бурям и штормам взрослой жизни, или на всю оставшуюся жизнь навешает множество якорей, сломает его, останется неприятным тяжелым воспоминанием о постоянной морской болезни… Маленький ребенок поступает на этот корабль неопытным юнгой, чтобы получить необходимые знания и опыт и стать капитаном собственного корабля жизни.
Август – время подготовки. Приятные хлопоты, новые покупки… Даже не верится, что малыш так быстро вырос. Бабушка украдкой вытирает слезу, глядя на внука в новом, таком «взрослом» костюме, мама понимает, как совсем скоро изменится жизнь ребенка, который кажется еще таким маленьким… Как помочь ему пройти адаптацию к школе максимально безболезненно и легко? На что обратить внимание?
Адаптация к школе: моряками ли мы станем, звездолет ли поведем
Дети по-разному относятся к предстоящим переменам. Один с радостью считает дни до начала новой жизни, воспринимая 1 сентября как большой праздник. Крутится перед зеркалом, примеряя новые наряды и на вопрос «хочешь в школу?» отвечает радостно «хочу!». Так себя ведут обычно дети с кожным вектором. Они любят перемены, изменения, новизну, стремятся во всем быть первыми. Очень подвижные, и им тяжело высидеть на уроках. К тому же новая обстановка постепенно становится привычной, а с этим ощущением приходит скука.
Другой ребенок может остаться довольно равнодушным к покупкам и будет переживать по поводу предстоящей учебы в школе, он обязательно спросит, будут ли в классе его старые друзья. Аккуратный, старательный, но медлительный и стеснительный, ему непросто дается все новое, в том числе знакомства. Да и учителя побаивается… Это малыш с анальным вектором. Ему особенно нужна поддержка и адекватная похвала. Он будет хорошим, старательным учеником, возможно даже отличником, но его нельзя торопить. Он растеряется, впадет в ступор и совсем не сможет отвечать. Если ситуация будет повторяться, рискует превратиться в упрямого баранчика, упорно нежелающего ходить в школу.
Адаптация к школе детей со звуковым вектором может вызывать особую сложность. Не такие, как все, сосредоточенные на своем внутреннем мире и избегающие внешних контактов. Гении в своем потенциале, отличники и гордость школы при правильном подходе к ним… А при неправильном – «идиоты», по итогам учебного года получающие направление в учреждение для умственно отсталых детей…
Дети со звуковым вектором получают в школе сильнейший удар по своему сенсору. Ведь трудно найти более шумное место. Это общий неблагоприятный фон, который будет вынуждать ребенка уходить в себя, только переступая школьный порог. Но важнейшую роль в его способности учиться сыграет учитель. Недопустимо не то что кричать на него, но даже вопрос лично ему надо задавать тихим спокойным голосом и давать время на ответ. Эту особенность крайне важно обсудить с учителем. Если в самом начале учебы будет создана такая благоприятная обстановка, адаптация к школе пройдет намного легче и быстрее. А привыкнув, ребенок будет легче идти на контакт, станет более открытым.
Это очень поверхностные характеристики. Каждый ребенок – это смешение векторов, которые мозаично складываются и создают уникальный рисунок личности. Чтобы разобраться, необходимо глубоко изучить особенности каждого вектора.
Адаптация к школе. С бала на корабль
Любому ребенку важно познакомиться лично с учителем. Перед началом учебного года такая возможность есть практически у всех. В классном кабинете всегда в это время есть работа. Совместные действия ребенка, учителя, мамы по подготовке класса к началу учебного года очень сближают. И это прекрасная возможность ближе познакомить учителя со своим ребенком, рассказать о его особенностях, высказать свои сомнения и тревоги.
Не нужно ждать официального приглашения, можно созвониться и предложить свою помощь. Даже несколько минут личного общения бесценны для ребенка! Доброжелательные подбадривающие слова учителя снимут напряжение и страх, если такие проблемы имеются. Такое знакомство поможет ему с первых дней школьной жизни чувствовать себя увереннее и комфортнее в новой обстановке.
И вот праздник 1 сентября позади, сладости съедены, нарядная и улыбающаяся учительница предстает в другом качестве, начинаются школьные будни. У каждого учителя свои методы и подходы к подаче материала, требования к дисциплине. В успешной адаптации ребенка к школе это играет важнейшую роль. Часто родители считают, что опытный педагог знает изначально самый лучший способ взаимодействия с их ребенком.
Причем у некоторых это просто непоколебимое убеждение, и я неоднократно с таким сталкивалась. «Они учились, им платят зарплату! Они обязаны найти правильный подход!» Увы, это не так. Научить читать/писать/считать – да, это обязанность учителя. Но вот искать подход к каждому ученику педагог будет через себя, исходя из своих личных убеждений. Здесь все зависит от личных качеств, природных способностей понимать индивидуальность ученика, опыта...
Машенька – девочка с анальным вектором, попадает в класс к пожилой, очень авторитетной учительнице с множеством наград и званий. Вера Ивановна очень строгая, в классе железная дисциплина. Что уж говорить о детях, если даже на собрании родители у нее сидят не шелохнувшись, и горе тому, кто не выключил телефон, и он зазвонил… Преподавание ведется по традиционной системе. Неторопливая, с повторами подача материала прекрасно подошла для девочки. Учительница таких детей любит и щедра для них на адекватную похвалу. Поэтому Машенька – круглая отличница, любит свою учительницу: «Она строгая, но справедливая!»
Совсем по-другому чувствовал себя в этом классе кожный Виталик. Мама записывала его к Вере Ивановне в класс с надеждой, что опытный педагог перевоспитает ее сына и сделает его спокойным и послушным. (По-моему, это часто встречающееся мнение мам – чем непоседливее ребенок, тем более строгого учителя ему подбирают. Увы, ни к чему хорошему это не приводит. Врожденные свойства ребенка не изменить, а отбить желание учиться получается легко. Тем более если учительница сама считает это недостатком воспитания…
На родительском собрании Виталика постоянно ругали. Учился он плохо и в школу ходил со слезами. На его счастье, во второй класс мама его перевела к Елене Петровне, в класс с экспериментальной программой. Это программа направлена на развитие логического мышления. Учительница – очень живая, энергичная, творческая. Часто устраивает конкурсы и соревнования для детей. На уроках обязательно делает маленькие перерывы на разминку, поэтому подвижным деткам легче выдерживать длинный урок… Виталик в новом классе адаптировался очень быстро и учится с интересом.
Если учитель высказывает критические замечания о ребенке, очень важно не впадать в крайности. Некоторые слепо следуют рекомендациям, даже если видят, что ребенок ломается под этим, другие могут полностью игнорировать. Задача мамы – понимать! Прекрасно, что сейчас уже все согласны, что дети разные… И то, что подходит одному, не подходит другому. К сожалению, некоторые признали это только на словах.
А на деле учителю очень удобно, если дети одинаково быстро схватывают информацию, спокойно высиживают положенное время урока, активные в ответах… Все отклонения от идеала мягко или не очень стараются исправить. Энергичной учительнице с кожным вектором медлительные дети с анальным вектором будут казаться тугодумами. И она легко может дать совет сдать ребенка в спортивную секцию гимнастики или легкой атлетики, чтобы ребенок участвовал в соревнованиях, «шевелился».
Или же наоборот, учительница с анальным вектором негативно воспринимает шустрого «гиперактивного» ребенка. Здесь еще страшнее: часто ребенку назначают медикаментозное лечение успокоительными препаратами. Кто может защитить формирующуюся личность? Конечно, только мама! Ведь она понимает своего малыша, как никто другой. Но даже безграничной любви очень мало. Важно иметь твердую базу знаний об особенностях своего ребенка! Чтобы фильтровать поступающие советы, даже если их дают образованные, опытные люди…
Нам под парусом незримым плыть с друзьями напрямик
Не менее значимую роль в адаптации к школе играют отношения с одноклассниками. Поначалу трудностей не возникает, дети еще привыкают к новой обстановке, присматриваются. Все одинаково послушные, но проходит немного времени… И вот то мелом новый пиджак измазали, то пенал с парты скинули, и принадлежности рассыпались по всему классу… Фантазия детей по поводу «невинных шуток» работает хорошо.
Реагируют на обидчиков по-разному. Кто-то сразу кидается и дает сдачи, и достаточно одного раза, чтобы шутники потеряли к нему интерес. Другой даже от невинной шутки краснеет и плачет, чем вызывает удвоенное желание подшучивать над ним и дальше. Исправить ситуацию, когда ребенок стал объектом насмешек, бывает очень тяжело. А иногда и невозможно. Легче предотвратить. Для этого надо понимать, что дети с детства отрабатывают навыки ранжирования. Учатся взаимодействию друг с другом. И в классе это очень ярко выражено.
Можно каждый день бегать в школу, устраивая разборки с обидчиками, их родителями и учителем. И вырастить социального неадаптанта. А можно уже с первых месяцев учебы мягко направлять ребенка советами. Зная его свойства и объективно оценивая его способности, объяснять ему, как правильнее себя вести и как строить отношения с коллективом.
Тихая гавань
Еще один фактор играет ключевую роль в нормальной адаптации ребенка к школе. Это атмосфера в семье. Родители обязаны создать дома благоприятную спокойную обстановку! Семья должна быть для малыша тихой гаванью, где он полностью сбрасывает с себя груз тревог и забот, где чувствует безопасность и защищенность. Где понимают его желания, поддерживают, помогают, верят в его силы.
Бывает так, что ребенок очень похож на маму или папу в детстве. Тогда через себя понимая его желания, родители дают ему правильное воспитание. Но если ребенок не такой, как все? Непонимание самых близких людей с раннего детства, навязывание чужих стереотипов поведения приводит к очень плохим последствиям.
Сейчас существует знание, способное ответить на все родительские вопросы, - системно-векторная психология. Наука, раскрывающая тайны человеческой психики. Особенно яркие узнавания происходят при наблюдении за детьми. Уже на бесплатных онлайн-лекциях вы узнаете о некоторых природных качествах своего ребенка, об определенных особенностях поведения разных детей, подхода к ним, о тех сложностях, которые могут возникать, если взрослый и ребенок не понимают друг друга. Любая ситуация имеет свое решение. Понимая природные качества своего ребенка, вы будете точно знать, как и в каком направлении его развивать.
На занятиях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана вы получите точнейший инструмент, можно сказать, компас, который не даст сбиться с верного курса в воспитании, поможет создать самые лучшие отношения со своим ребенком.
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор Татьяна Гончар
В статье использованы слова песни «Школьный корабль» (К. Ибряев)
Ребенку действительно сложно
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Смирнова (не проверено) on вт, 08/13/2013 - 05:25.
"...Понимая природные
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on вт, 02/25/2014 - 05:17.