С высоты прожитых лет взрослым порой кажется, что детство — беззаботная пора, в которой нет места нервному стрессу. К сожалению, это утверждение далеко от истины: именно сильный стресс, перенесенный в детстве, является причиной многих отклонений в развитии ребенка.
Мы привыкли считать, что причиной стресса может быть только из ряда вон выходящее событие: начальник наорал, деньги украли, в пробке застрял и на важную встречу опоздал. О вреде стресса не вещает только утюг, да и то только до тех пор, пока его не включишь в сеть. Психологи разрабатывают самые различные методики борьбы со стрессом, а аптечные полки ломятся от успокоительных препаратов. Но, не смотря на это, стресс приобретает размах пандемии.
На фоне всеобщей стрессофобии удивляет другое: почему-то многие родители недооценивают губительность стресса для развития ребенка. И речь не идет об экстремальных ситуациях — я говорю о стрессовых факторах, ежедневно обрушивающихся на ребенка благодаря тому, что родители не понимают особенностей его психики.
Очень часто мы не понимаем, а иногда просто упорно отказываемся замечать, что сами создаем для своих детей стрессовые ситуации — с самыми благими намерениями, во имя высоких целей, но от этого не менее губительные, калечащие психику ребенка.
Психология детского стресса
Природа каждого человека наделяет всеми необходимыми свойствами для того, чтобы он был счастливым. Но следует учитывать, что эти свойства заданы, но не обеспечены — до пубертата их необходимо развить.
Нервный стресс ребенок испытывает в том случае, если давление окружающего ландшафта не дает ему возможности правильно развиваться. Если же на психику ребенка оказывается чрезмерное давление, развитие свойств замедляется, а в самых тяжелых случаях они уходят «в минус».
При этом стрессовый фактор зависит от того, какая именно эрогенная (особо чувствительная) зона подвергается чрезмерному давлению.
Кожный вектор
Дети с кожным вектором — шустрые, подвижные, легкие на подъем, наделены природой задатками лидера. Один из стрессовых факторов — физическое наказание.
Физическое воздействие на эрогенную зону кожного ребенка — тонкую, нежную, чувствительную кожу — порождает сильнейший стресс. Как правило, это случается в том случае, если кожного ребенка воспитывает родитель с анальным вектором — именно эти люди считают приемлемым воспитание с применением физических наказаний.
Ощущая боль, кожный ребенок теряет чувство защищенности. Чтобы избавиться от стресса, такой малыш подсознательно пытается исполнить свою архетипичную роль — и совершает кражу. Если ребенка ловят на воровстве, его опять наказывают. Получается замкнутый круг: ребенка бьют, чтобы он не воровал, а он ворует, чтобы избавиться от стресса после битья.
Незнание особенностей психологии ребенка с кожным вектором приводит к тому, что вместо успешного менеджера или талантливого инженера вырастает мелкий вор-клептоман или скряга.
Зрительный вектор
Дети со зрительным вектором природой наделены острым зрением и огромной эмоциональной амплитудой. Стрессовый фактор для зрительного вектора — разрыв эмоциональной связи.
Для наполнения эмоциональной амплитуды зрительному ребенку необходима устойчивая эмоциональная связь, в первую очередь с мамой. В том случае, если этой связи недостаточно (например, у мамы есть звуковой вектор и она не понимает тягу ребенка к бурному проявлению эмоций), ребенок начинает устанавливать эмоциональные связи с игрушками или домашними питомцами.
Разрыв такой связи может стать причиной очень сильного стресса, негативно влияющего на эрогенную (особо чувствительную) зону ребенка — на его зрение. Гибель питомца, потеря любимой игрушки — все это может привести к падению зрения сразу на несколько диоптрий.
Психология стресса в этом случае проста: основным источником страдания у зрительного ребенка является зрение. Организм, пытаясь уменьшить свои страдания, снижает чувствительность сенсора.
Звуковой вектор
Дети со звуковым вектором от рождения наделены особо чувствительной барабанной перепонкой. Стрессовым фактором для такого ребенка является шум, крик или оскорбления (даже произнесенные шепотом).
Внешний и внутренний мир звукового ребенка находятся внутри него — это свойство отличает его от других векторов. Сосредотачиваясь на внешнем мире (который тоже находится внутри звуковика), он развивает свой ум и в будущем сможет рождать идеи.
Шум и постоянные крики не дают ребенку сосредоточиться на внешнем мире. Это становится причиной сильного стресса. Реакция не заставляет себя ждать: ребенок, не зная, как справиться со стрессом, пытается отгородиться от раздражающего фактора и «уходит в себя», становится неконтактным вплоть до аутизма.
Сосредоточение звуковика только на внутреннем мире ведет к крайней степени эгоцентризма и шизоидности. Именно поэтому ему необходимо давать возможность сосредоточиться на внешнем мире. Но сделать это он может лишь в полной тишине и уединении.
При воспитании звукового ребенка обязательно должна учитываться психология стресса, свойственная его вектору. В противном случае ребенок попадает в группу риска: он может стать наркоманом, моральным дегенератом либо способен покончить жизнь самоубийством.
Анальный вектор
Дети с анальным вектором отличаются неторопливостью, спокойствием, усидчивостью и послушанием. Один из стрессовых факторов для анального вектора — невозможность закончить начатое дело в спокойном темпе.
Для душевного равновесия анальному ребенку необходимо последовательно выполнить начатое дело и довести его до логического конца. И не важно, чем занят ребенок: рассказывает маме про утренник в детском саду или же очищает кишечник в туалете — главное все сделать правильно и довести до конца.
Если же ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, «дергают», если его прерывают на полуслове и даже с горшка сдергивают, он начинает испытывать стресс. Если давление на вектор оказывается постоянным (родители пытаются переделать ребенка по своему облику и подобию), свойства его вектора «уходят в минус»: вместо послушания – упрямство, вместо стремления к чистоте – грязь, как физическая, так и вербальная.
В результате из потенциального профессионала и отличного семьянина вырастает садист, гряземаз и просто несчастный человек, не способный наслаждаться жизнью.
Оральный вектор
Эрогенной зоной орального ребенка является слизистая рта — говорение инициирует эту зону, доставляя удовольствие. Ребенок с оральным вектором испытывает сильнейший стресс, если его бьют по губам.
Дети с оральным вектором — неугомонные болтуны, но для полного счастья такому ребенку необходимы «свободные уши» — лишь привлекая внимание слушателей, ребенок полноценно развивает свойства своего вектора.
В этом скрывается опасность: пытаясь привлечь внимание слушателей, оральный ребенок с легкостью выдумывает «небылицы», в которых нередко присутствует мат. Взрослые, столкнувшись с «враньем» или услышав нецензурные выражения из уст ребенка, реагируют в большей степени инстинктивно: бьют по губам (по эрогенной зоне), чем повергают оральника в стресс.
Порой достаточно одного такого эпизода, чтобы оральный ребенок стал заикой. Если оральнику не позволяют инициировать эрогенную зону говорением, он начинает испытывать хронический нервный стресс, что приводит к тому, что потенциальный оратор или талантливый ведущий вырастает патологическим лгуном.
Уретральный вектор
Уретральные дети — прирожденные вожди. Источник стресса для уретрального ребенка — любая попытка подавить его, подчинить, вогнать «в рамки».
Одним из самых стрессоустойчивых векторов по праву можно считать уретральный: то, что других детей повергает в стресс, для уретральника является нормой жизни.
Но и для них стресс опасен — психологический стресс провоцирует уретрального ребенка на неоправданный риск. Если уретрального ребенка постоянно пытаются «понизить в ранге», если его унижают и физически наказывают, он испытывает стресс и пытается восстановить свой «статус». Такие дети нередко сбегают из дома, а в некоторых случаях даже становятся поджигателями собственного жилища.
Учитывая особенности психологии уретрального ребенка, из него можно воспитать Вождя. Если же такой ребенок воспитывается в стрессовых (для него) условиях, из него может вырасти «волк-одиночка» — вор в законе, не ценящий ни свою, ни чужую жизнь.
Обонятельный вектор
Речь идет о детях с обонятельным вектором — их эрогенной зоной является нулевой нерв, отвечающий за дифференцирование феромонов. Стрессовые факторы способствуют развитию свойств его вектора.
Для обонятельника практически любая стрессовая ситуация — во благо. Чем сильнее окружающий ландшафт оказывает на него давление, тем более развитыми оказываются свойства его вектора, обеспечивающие его главное желание «выжить во что бы то ни стало».
Такие дети с детства отличаются меланхолией и выглядят этакими «серыми мышками», тихими и незаметными. Они с трудом переносят общество себе подобных, потому что их сверхчувствительный нулевой нерв чувствует «вонь» эмоций окружающих людей.
Но не стоит идти на поводу у обонятельника и ограждать его от детского коллектива. Обязательно «выталкивайте» его в социум — запишите в кружки и секции, давайте ему дополнительное образование. Прилагая усилия для адаптации в детском коллективе, обонятельник вынуждено развивает свойства своего вектора. Чем больше «стрессовых» ситуаций, тем полнее развиваются его свойства.
Конечно, в одной статье невозможно охватить всю многогранность детской психики и воздействия на неё стресса. Очевидно одно — быть ребенком совсем не так просто, как иногда кажется взрослым.
Усложнение ландшафта привело к тому, что современные дети рождаются со свойствами, характерными для нескольких векторов. Стресс способен нанести ребенку непоправимый вред в одном случае и быть полезным в другом. Системно векторный психоанализ дает каждому родителю знания, позволяющие понять нужды ребенка на принципиально новом уровне и вырастить полноценную личность — человека, умеющего быть счастливым.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Клищенко Татьяна, медработник
Понимать своего ребенка, и
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Светлана Наумова on вт, 11/20/2012 - 15:39.
Понимающие родители
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Татьяна Клищенко on вт, 11/20/2012 - 16:22.
Так и есть, и уже сегодня мы
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Екатерина Б. (не проверено) on ср, 04/30/2014 - 01:48.
детство совсем непростое
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Баскакова on вт, 11/20/2012 - 17:24.
Очень важная информация. Все
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян (не проверено) on вт, 11/20/2012 - 19:00.
ТОчно, сколько раз я помню,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Екатерина Б. (не проверено) on ср, 04/30/2014 - 01:51.
ребенком быть трудно. но
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья (не проверено) on вт, 11/20/2012 - 21:37.
Самый большой стресс, который
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Аверина (не проверено) on вт, 11/20/2012 - 22:10.
Стрессы из детства всегда проявляются
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Сапожникова (не проверено) on ср, 11/21/2012 - 03:28.
Важно понимать природные свойства ребенка
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Галина Резниченко on пт, 05/16/2014 - 13:08.
Дети доверяются своим
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on пт, 05/16/2014 - 12:06.
Согласна с вами, Наталья-
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Галина Резниченко on пт, 05/16/2014 - 13:33.