Хочу послушного ребенка!

Какой же ты психолог, если твой ребенок растет непослушным? Если он делает то, что хочет он, а не то, что считают нужным взрослые? Неужели системно-векторная психология, раскрывающая тайны устройства психики человека, не дает знания для того, чтобы воспитать детей послушными?

Так вопрошает меня собственная мама, наблюдая как мой сын (ее единственный внук) буквально стоит на голове.

послушные дети

Конечно, с точки зрения анально-зрительной бабушки, самой доброй и заботливой бабушки в мире, четырехлетний карапуз должен чинно сидеть на диванчике, положа руки на коленки и спокойно, степенно разговаривать со старшими. Будь он таким же по набору векторов, как его бабушка, безусловно, спокойно бы сидел, но он от природы обладает совсем другими психическими свойствами...

Видеть главное

Он же кожный ребенок — подвижный, юркий, активный. И переделывать его сущность, требуя, чтобы тот вел себя как человек с анальным вектором, не только глупо (рожденный ползать летать не может), но и опасно (не развить природные способности, породив массу комплексов и фрустраций у ребенка, те самые проблемы, про которые потом говорят «родом из детства»).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана и стала для меня тем рентгеном, который позволяет видеть внутренний мир своего ребенка, понимать какими психическими свойствами (векторами) он наделен, а главное — по-настоящему осознать, что он вовсе не является объектом, подлежащим воспитанию послушно родительской воле.

Мифы о послушных детях

Именно послушность очень многие считают главным показателем воспитанности ребенка и большой заслугой его родителей. Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы ребенок слушался своих родителей и воспитателей, весьма часто пытаются найти в интернете, литературе, статьях по детской психологии.

Действительно заманчиво получить в свои руки рецепт послушания детей, эдакую волшебную палочку. Хочешь тишины дома, порядка, чтобы дети не отвлекали от занятий собственными делами, не мешали отдыхать, хорошо учились, беспрекословно выполняли волю старших, и не надо тратить время на долгие уговоры, что-то придумывать, договариваться —произнес заклинание и все.

Проблемы воспитания детей

А теперь обратимся к здравому смыслу. Дети словно тесто в руках своих родителей, что те хотят, то и лепят. Насколько представления родителей о благе детей соответствуют действительности, насколько они помогают в будущем детям успешно адаптироваться в обществе? Как сложится судьба ребенка, если он привык не задумываясь выполнять указания взрослых? Будет ли общество развиваться, будет ли создано что-то новое, если дети будут жить только в рамках представлений предыдущих поколений?

Вот то-то и оно, не все так просто.

Какова цена послушности?

Мы зачастую путаем понятия, не задумываемся о сути воспитания детей, просто хотим облегчить себе жизнь с наименьшими усилиями и затратами, осознанно или нет. Пойти по проторенным дорожкам, обратиться к прошлому опыту, вспомнить, как нас воспитывали (вроде же людьми выросли, значит, правильные методы воспитания родители использовали).

От психолога хотим по большому счету получить практические понятные советы на тему: что делать, если ребенок не слушается? Покричать, ударить, лишить чего-то, наказать? За какую ниточку души надо дергать ребенка, чтобы получить желаемое поведение? Интересно, что такие советы и даются, всерьез обсуждаются «методы дрессировки», «методы управления» детей. К примеру, такие: отвлеките внимание ребенка от желаемого, переключите его на другой предмет (хотел машинку – купите конфетку), лишите сладкого, ограничьте прогулки, просмотр мультфильмов, не разговаривайте с ребенком и прочее.

Так называемым гиперактивным детям очень часто рекомендуют попить «успокоительные пилюли», таблетки послушания.

Отзывы родителей свидетельствуют — для одних детей подобные методы срабатывают, для других детей нет. При этом мало кто из родителей может прогнозировать: а как его воспитательные методы скажутся в дальнейшем на судьбе ребенка? Так ли уж безобидны шлепки по попе, закрывания в темной комнате, беседы на повышенных тонах?

Неужели это все необходимые, оправданные методы для того, чтобы добиться послушания детей? Бить кожного ребенка, торопить анального, кричать на звукового, бить по губам орального, запугивать темнотой, сказками со страшными сюжетами зрительного — 100% путь к закладыванию собственному чаду негативного жизненного сценария.

Не дрессируем, а воспитываем

Послушный ребенок и воспитанный — понятия не тождественные. И с точки зрения системно векторной психологии Юрия Бурлана, родители должны детей воспитывать, а не стремиться вырастить их послушными кому-либо (будь то родители или общество).

 послушные дети

Правильное воспитание ребенка — это вовсе не дрессировка маленького человека. Психологические знания нужны не для того, чтобы обеспечить родителям знание способов, с которыми можно легко манипулировать поведением детей и чтобы в конечном итоге ребенок стал послушной игрушкой в руках родителей. Они нужны для того, чтобы помочь родителям понять себя, своих детей и осознать закономерности развития человеческой психики.

Каждый ребенок уникален, наделен от природы особыми психическими свойствами, и главной задачей воспитателей является создание оптимальных условий для их максимального развития и реализации. Воспитание неразрывно связано с социализацией. Невозможно развить в полной мере заложенный потенциал ребенка без интеграции его в общество.

Ребенку с рождения даны вектора в своих базовых свойствах и только в социуме они могут развиться и получить поле для реализации. Так устроено психическое человека, что он — социальное существо по своей сути. Помнится, еще Аристотель верно подметил, что человек —животное политическое.

В процессе правильного воспитания ребенок впитывает в себя культурные ограничения, общественную мораль и ведет себя уже не как животное, а как человек в самом лучшем значении этого слова.

Процесс воспитания един, а подходы разные

Воспитывать, понимая, что ты делаешь и какие плоды потом пожнешь помогает системно-векторная психология — она дает нам работающие знания о сущности векторов и о том, что требуется для их наполнения и реализации. К примеру, дети, обладающие анальным вектором — это и есть самые послушные дети.

Уважение к старшим, к традициям, стремление к стабильности, постоянству, принципиальность — отличительные их особенности. Они с радостью слушают взрослых, выполняют их просьбы, однако начинают артачиться, упрямиться, если их действия остаются незамеченными взрослыми, если за доброе дело далее не следует доброе слово. «Молодец, умница!» — эти слова словно бальзам на душу для анального карапуза.

послушные дети

Важно не только не забывать давать подтверждение успешным действиям малыша, но и давать их равнозначными сделанному, то есть не перехваливать, иначе наблюдается обратный эффект — инструмент похвалы перестанет работать. Кроме того, ахиллесова пята анальника — сложность сделать самостоятельно первый шаг, начать новое дело и обидчивость. Не воспитать маменькиного сыночка, человека не способного принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, не породить в душе обиду («недодали любви и ласки») — задача родителей анальника, особенно мамы.

При правильном воспитании анального ребенка он сам по себе будет послушным и покладистым, без всяких дрессировок и манипулирования. Такова его природа. Если же родители допускают ошибки в его воспитании – к примеру, тюкают за его нерасторопность, медлительность, получается всем известная формула: «Такой в детстве послушный мальчик был! Что же с ним стало?»

Маленькие кожные дети от природы не могут быть степенными, медлительными, основательными, как анальные. Спокойно сесть и почитать книгу — это очень сложно для них, кожные дети гораздо более активны, долго на месте усидеть не могут. Постоять на голове, почитать книгу, нарисовать на обоях. Наш пострел везде поспел. Появление в семье кожного карапуза вовсе не означает, что про спокойствие в этом доме нужно будет забыть.

Найти единственно верный подход к своему чаду

Родителям важно понимать, что активность их чада нормальна – он развивает свою «кожу» – гибкость тела, учится управлять им. Воспитанность кожного ребенка начинается с усвоением им правил человеческого общежития, понимания границ «можно и нельзя». Развитые кожники самые законопослушные люди, они сами исторически являются творцами закона (ограничений). Если кожный ребенок развивается неправильно, избалован, то он зачастую восседает на голове у своих родителей, как в прямом, так и в переносном смысле.

Правильное воспитание кожного ребенка должно основываться на его адекватном ограничении, соблюдении режима дня. Научившись ограничивать себя, свое неуемное «хочу» кожный ребенок разовьет свои лидерские и организаторские качества. Стимулом для действия кожного ребенка является его интерес, нужно только его верно подкреплять. Кто быстрее наведет порядок в комнате? (для анального ребенка важно качество уборки, а не скорость) Кто выше всех прыгнет? (кожники хотят быть первыми, быть у всех на виду, а анальники – скромные по натуре, им как-то неудобно выпячивать свои умения, они считают, что их поступки окружающие сами должны заметить и отметить, похвалить за примерное исполнение).

Следует иметь в виду, что кожный логичный, изобретательный ум будет искать себе применения, и лучше родителям самим направить энергию ребенка в нужное русло.

Уретральный ребенок и послушность — вещи несовместимые. От природы видовая роль уретральника — это прорыв в будущее, движение вперед через любые барьеры. Для него "невозможное возможно". Таким вектором обладали Петр Первый, Юрий Гагарин, Александр Пушкин. Ждать послушности от уретральных детей не стоит, чем больше родители будут давить на подрастающего вождя, тем больше сопротивления они встретят, на него не действуют ограничения, как на кожного человека, похвала, как для анального.

А вот если апеллировать к его милосердию, ответственности за всех, то можно быть услышанным. Он не только не будет шуметь, когда уставшая мама спит, но и проследит, чтобы и другие члены семьи не нарушали ее сна.

Итак, послушность не равна воспитанности. Более того, послушный ребенок не тождественен счастливому ребенку. Послушность нельзя требовать от всех детей, как и добиваться послушания от всех детей одинаковыми методами.

К каждому ребенку требуется найти воспитательный подход в соответствии с его векторальным набором, создать ему особую среду для развития.

 

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор статьи: Ольга Князева, педагог-психолог

Рейтинг: 
Average: 5 (10 votes)






Комментарии
Аватар пользователя Оленька Мезенцева

Все мечтают о послушном ребенке, да не каждому он дается. Любого ребенка надо грамотно воспитывать, бывает, что и послушного и хорошего доводят до упрямства и садизма. Дети разные бывают, да и родители тоже. Не всем нужен и послушный.

Аватар пользователя Оленька Мезенцева

Все мечтают о послушном ребенке, да не каждому он дается. Любого ребенка надо грамотно воспитывать, бывает, что и послушного и хорошего доводят до упрямства и садизма. Дети разные бывают, да и родители тоже. Не всем нужен и послушный.

Аватар пользователя Наталья Красуля

 

"...послушный ребенок не тождественен счастливому ребенку..."     Согласна! Что мы делаем порой со своими детьми... Я тоже столкнулась с такими проблемами, но вовремя разобралась со свойствами, данными от рождения моей девочке. Много ошибок наделано ((( Теперь всё иначе.

Добавить комментарий

Filtered HTML User

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <b> <i> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.