Как научить ребенка вежливости?

Любой взрослый хоть немного, но взаимодействует с маленькими детьми: у кого-то уже есть свои малыши, кто-то учит их уму-разуму в садике или школе, а кому-то просто изредка приходится с ними общаться. 

Далеко не все дети радуют взрослых своей вежливостью и воспитанностью. Кто-то забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», кто-то не вкладывает в эти слова столько чувств, сколько хотелось бы взрослым, кто-то и вовсе общается со взрослыми как на равных, совершенно не ощущая дистанции.

Кого больше всех волнует детская воспитанность? И как научить ребенка вежливости, если он упорно не видит в ней смысла?

Вежливость

Вежливый вектор

– Машенька, что нужно сказать? – наклоняется мама к дочке, которой только что вручили подарок. 

– И это все? – не задумавшись, спросило чадо.    

Некоторым взрослым очень нравится рассказывать детям о вежливости, учить их быть воспитанными, вежливыми, культурными. Обязательно уметь пользоваться «волшебными» словами к месту, а также правильно подбирать слова и интонацию для общения со взрослыми и детьми (ведь это должны быть разные слова!). 

Таким взрослым (а обычно они сами – весьма воспитанные люди) очень приятно разговаривать с вежливым ребенком. Встретив такого малыша, они невольно делают вывод о том, что родители – молодцы, и воспитывают свое чадо правильно. 

Если же на их пути встречается «невоспитанный» ребенок, который не здоровается с ними и не говорит «спасибо», скромно потупив взор, который называет их на «ты» и не меняет тона в разговоре (ощущая себя с таким взрослым на равных), им становится внутренне неуютно, некомфортно, и вообще пропадает охота общаться с таким ребенком. Не воспитывали его родители, не уделили внимания изучению правил вежливости для детей!

Почему я акцентирую ваше внимание на родителях, тогда как речь должна идти о детях? Потому что именно мы, взрослые, решаем, что прививать своим детям, что требовать от них. И некоторых из нас вопросы детской вежливости волнуют больше, чем остальных.

Этому есть объяснение. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, самыми вежливыми, воспитанными, часто извиняющимися (по поводу и без) людьми являются обладатели анального вектора. Их внутренняя потребность в справедливости (что-то вроде «око за око») выливается в непреодолимое желание обязательно благодарить словом «спасибо» и рассыпаться в извинениях при появлении чувства вины. Можно сказать, что такая вежливость восстанавливает их внутреннее равновесие, и это для них совершенно нормально.

Однако свои личные ощущения о том, что есть нормально, мы, не осознавая этого, переносим на других. В результате появляются требования к другим (в том числе к детям) этим требованиям соответствовать.

Детям о вежливости

Взрослые с анальным вектором любят давать уроки вежливости для детей, полагая, что это умение – быть вежливым – окажется важным, полезным, приятным для каждого человека. Но это не так: мы все разные, и детям с другим набором векторов может быть непонятно, зачем употреблять эти слова, чтобы общаться с другими.

Как научить ребенка вежливости? 

Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех языках. Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то другого так, чтобы ему не трудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы выглядеть воспитанными.

Однако детям, которые воспринимают мир как созданный специально дня них, сложно понять смысл всех этих хитростей и уловок, заключенных в словах. Для малышей слова – это просто слова, и настоящей благодарности в детском «спасибо» дождаться не так просто. 

Прежде, чем озадачиваться вопросом, как научить ребенка вежливости, стоит понять следующее. У детей с разным набором векторов может быть совершенно разная потребность в вежливых словах, как и способность учиться этой самой вежливости. 

Ребенок с анальным вектором, как вы уже могли догадаться, быстро поймет смысл всех ваших притязаний. У него есть внутренняя потребность быть послушным ребенком, слышать похвалу от окружающих, а позже появится и необходимость ощущать внутренний баланс благодаря простым словам «спасибо», «пожалуйста» и «извините». Кстати, именно таким ребятишкам адресованы стихи о вежливости для детей, рассказы и целые книги, написанные авторами с анальным вектором.

Маленький кожник не испытывает такой внутренней потребности, как малыш с анальным вектором, однако понимая, чего от него хотят родители, будет внешне вежливым. Вряд ли он сможет вложить какой-то глубокий смысл в «спасибо» или «пожалуйста», но, обладая гибкой психикой, быстро поймет «правила игры» в обществе. Однако не удивляйтесь и не ругайте ребенка с кожным вектором за то, что он иногда может забывать об этом атрибуте взрослого мира. 

Правила вежливости для детей

Если у вашего ребенка есть звуковой вектор, вы можете и вовсе не добиться от него проявлений вежливости. Такой ребенок, сосредоточенный на себе и всем том, что происходит в его внутреннем мире, совершенно не акцентирует внимание на подобных «мелочах», как вежливые слова. Да, «выталкивать» ребенка со звуковым вектором в коллектив нужно, и вам придется постараться развить его социализированность, однако всегда делать скидку на то, что вежливость для такого ребенка – нечто вроде обузы, но никак не внутренняя потребность.

Маленький уретральник будет разговаривать с взрослым так же, как с ровесниками – будь ему 3, 5 или 10 лет. Никакой «субординации» в разговоре с взрослым, никакого извиняющегося или просительного тона – такой ребенок ведет себя как вождь и, по сути, им и является. 

Здесь могут возникнуть самые большие проблемы, если взрослый считает, что ребенок не имеет права общаться с ним на равных. На снисходительное отношение чадо с уретральным вектором реагирует гневом, и подавлять его – значит неминуемо портить свои отношения с уретральным малышом, а также негативно влиять на его будущее.

Это не все вектора, а также ни слова не сказано об их сочетаниях и уровнях развития. Индивидуальное отношение к вежливости у разных детей формируется на базе врожденных свойств – векторов, глубокое представление о которых вы сможете получить на тренингах по системно-векторной психологии. Кстати, уже идет запись на бесплатные занятия, поспешите.

Вместо вывода хочется также отметить, что дети, набор векторов которых совпадает с родительским, нередко перенимают все привычки своих мам и пап. И для таких малышей ваш пример станет самым лучшим уроком вежливости.

 

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Автор: Кудрявцева Анна, учитель-филолог

Рейтинг: 
Average: 5 (5 votes)






Комментарии
Аватар пользователя Natalie Kambur

Дааа! по поводу быстрого понимания правил игры приведу пример своего племянника. Когда ему что-то очень хочется, он так и говорит (в свои неполные три года): "пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста!")))

Аватар пользователя Anonymous

У нас в школе беда с этой вежливостью. Сын с первого класса разговаривает со всеми как со сверстниками, никакой субординации. Тут на днят ему пришлось к директору на ковер идти, а директор - человек старой закалки, перед ней вся администрация уважительно голову склоняет. И тут наш ученик 2 класса.... Вы даже не представляете, что мы выслушали от зауча!!! И теперь при каждом "косяке" нашего ученика нам в упрек ставят, что наш ребенок не умеет разговаривать со взрослыми.

Добавить комментарий

Filtered HTML User

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <b> <i> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.