ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕПОСЛУШНОГО ПЛАКСЫ В ЧУТКОГО И ЗАБОТЛИВОГО МАЛЫША

Воспитание детей нередко может показаться занятием неблагодарным. Вы для него стараетесь, вы ему покупаете, вы его балуете, жалеете, прощаете… А он? Когда нужно помочь, упирается. Когда нужно понять, капризничает. Просишь успокоиться, ревет. Ждешь от него чуткости, а он только о себе, да о себе.

Ребенок – сложное создание. Но, как и в человеке любого другого возраста, в нем просыпается изрядная доля лени, в частности, когда дело касается родительских просьб, поручений, указаний. А чтобы лучше удавалось отвертеться от уборки игрушек, выполнения домашнего задания, хорошего поведения, хитрые проказники прибегают к безотказным методам воздействия на родителей – собственным эмоциям, которые могут заходить очень далеко, например, в слезы и истерики.

Поговорим о воспитании детей, которое сочетает в себе немалое количество самых разных черт.

Воспитание детей: штрихи к портрету

У вас растет жизнерадостный малыш, словно лучик солнышка готовый сиять весь день. Но как только на горизонте появляются тучки в виде родительской просьбы почистить зубки, заправить постельку, малыш перестает сиять прямо на глазах.

На лице появляется возмущенное «а почему я?», упрямое «не хочу!», хитрое «а что мне за это будет?», слезливое «ну, мааамочкаааа…»

Слезы. Этот безотказный инструмент в руках ребенка используется особенно умело. С их помощью родителями можно управлять незаметно, но очень эффективно. Как же разобраться в том, что ваше любимое солнышко вами манипулирует, как реагировать на его упрямство, обидчивость, непослушание и слезы?

Чтобы не наделать ошибок и избежать столкновений лоб в лоб, разберемся, какие особенности психики приводят к тем или иным эмоциям, особенностям поведения, конфликтам.

Воспитание детей: три составляющие характера

Характер, который собирает в себя все перечисленные черты, возникает из сочетания трех из восьми существующих векторов: кожного, зрительного и анального. Чтобы понять поведение ребенка в целом и найти к нему подход, для начала нужно научиться видеть проявления каждого из векторов в отдельности.

О воспитании детей с сочетанием кожного и анального векторов мы подробно говорили в первой части статьи. Вкратце напомним, что ребенок, обладающий двумя названными типами психики, активный и непоседливый, любит хитрить и старается выгадать как можно больше, сделав как можно меньше. Все эти качества скрывают другие черты, такие как усидчивость, умение сосредоточенно, кропотливо работать и даже послушание.

Видя, что ребенок активный и быстрый (черты кожного вектора) родители подгоняют его и тогда, когда нужно дать больше времени, не торопить. Из-за этого страдает анальный вектор, в котором не развивается желание выполнять работу тщательно и до конца. Из-за этого ребенок становится упрямым, часто обижается и отказывается слушаться родителей.

Если наложить на все это еще и зрительный вектор, значит, к упрямому непослушанию добавляется плаксивость и эмоциональный шантаж.

Главная отличительная черта зрительного вектора – эмоциональность. Из-за нее ребенок часто реагирует на все слезами. Там, где в анальном векторе просто обида и упрямо поджатые губы, вместе со зрительным вектором это еще и полные слез глаза.

От того, что родители не понимают действительную причину этих слез, они нередко требуют от ребенка прекратить плакать, целенаправленно вбивают в голову, что плакать плохо и нельзя, особенно мальчишкам.

На самом деле в эмоциональности, кто бы ею ни обладал, кроется огромный потенциал. И слезы - одно из направлений его развития. Зрительный вектор способен превратить ребенка в чуткого, отзывчивого, очень чувствительного к чужим переживаниям человека. Для этого эмоции во время воспитания детей необходимо направлять в правильное русло, учить сопереживать. Нельзя заставлять сдерживать свои чувства, наоборот постоянно контактировать с ребенком эмоционально, делиться с ним своими эмоциями и проникаться тем, что чувствует он. Это отлично развивает и решают проблему слез в тех случаях, когда они являются только лишь способом манипулировать родителями.

Хитрости и манипуляции зрительного вектора «отлично» сочетаются с кожным желанием выгадать что-то для себя. Кожный вектор быстро дает ребенку понимание, что именно этим способом можно добиться желаемого, и использует его везде и всюду. И если провести эксперимент и в разгар очередной истерики резко уступить, пообещав что-то интересное для ребенка, как глаза вмиг высыхают, а личико снова сияет.

Но постоянно наблюдая, как ребенок прибегает к слезам, чтобы получить желаемое, родители сводят к минимуму эмоциональный контакт с ним, отказываясь верить его переживаниям. Это очень негативно влияет на анальный вектор, который делает ребенка крайне зависимым от мамы и нуждающимся в ее теплоте, похвале и заботе и не дает развиваться зрительному, которому близкое отношении с родителями дает стабильное эмоциональное состояние.

Вместо этого сумбур из кожного непослушания и зрительной плаксивости приводят только к наказаниям. А анальное желание слушаться безо всякой выгоды, а за одну лишь мамину одобрительную улыбку остается невостребованным и его место занимают обратные этому качества – обидчивость и упрямство.

Что же получается? Что вместо чуткого, послушного, хоть и очень шустрого хитреца, растет достаточно эгоистичный, требовательный эмоциональный шантажист, который реагирует упрямством на просьбы, обидами и слезами в случае неполучения желаемого.

Сочетание получается не из легких. Наказания следуют одно за другим. И за всем этим ворохом непонимания растет несчастное и копящее в себе многочисленные грузики обид создание.

И чем старше становится ребенок, тем сложнее за все возрастающим упрямством и постоянным желанием делать наперекор, найти к нему верный подход.

Воспитание детей: из постоянных конфликтов к теплым отношениям

Чтобы воспитание детей не заводило родителей в дебри детского непослушания, очень важно учитывать все особенности психики ребенка, уметь различать проявления разных векторов, учиться варьировать между ними, не обижая один, не подавляя другой.

Любой вектор – это не уйма проблем. Это лишь набор разных свойств, которые необходимо видеть и развивать. Тогда ребенок не покажется вам сущим наказанием, а будет радовать, понимать, слушаться, удивлять своими успехами. И главное, он сам при этом будет расти счастливым.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор Ольга Чугурян
 

Рейтинг: 
No votes yet






Добавить комментарий

Filtered HTML User

  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <b> <i> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.