Любой взрослый хоть немного, но взаимодействует с маленькими детьми: у кого-то уже есть свои малыши, кто-то учит их уму-разуму в садике или школе, а кому-то просто изредка приходится с ними общаться.
Далеко не все дети радуют взрослых своей вежливостью и воспитанностью. Кто-то забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», кто-то не вкладывает в эти слова столько чувств, сколько хотелось бы взрослым, кто-то и вовсе общается со взрослыми как на равных, совершенно не ощущая дистанции.
Кого больше всех волнует детская воспитанность? И как научить ребенка вежливости, если он упорно не видит в ней смысла?
Вежливый вектор
— Машенька, что нужно сказать? — наклоняется мама к дочке, которой только что вручили подарок.
— И это все? — не задумавшись, спросило чадо.
Некоторым взрослым очень нравится рассказывать детям о вежливости, учить их быть воспитанными, вежливыми, культурными. Обязательно уметь пользоваться «волшебными» словами к месту, а также правильно подбирать слова и интонацию для общения со взрослыми и детьми (ведь это должны быть разные слова!).
Таким взрослым (обычно они сами весьма воспитанные люди) очень приятно разговаривать с вежливым ребенком. Встретив такого малыша, они невольно делают вывод о том, что родители — молодцы и воспитывают свое чадо правильно.
Если же на их пути встречается «невоспитанный» ребенок, который не здоровается с ними и не говорит «спасибо», скромно потупив взор, который называет их на «ты» и не меняет тона в разговоре (ощущая себя с таким взрослым на равных), им становится внутренне неуютно, некомфортно, и вообще пропадает охота общаться с таким ребенком. Не воспитывали его родители, не уделили внимания изучению норм вежливости!
Почему я акцентирую ваше внимание на родителях, тогда как речь должна идти о детях? Потому что именно мы, взрослые, решаем, что прививать своим детям и что требовать от них. И некоторых из нас вопросы детской вежливости волнуют больше, чем остальных.
Этому есть объяснение. Дело в том, что самыми вежливыми, воспитанными, часто извиняющимися (по поводу и без) людьми являются обладатели анального вектора. Их внутренняя потребность в справедливости (что-то вроде «око за око») выливается в непреодолимое желание обязательно поблагодарить словом «спасибо» и рассыпаться в извинениях при появлении чувства вины. Можно сказать, что такая вежливость восстанавливает их внутреннее равновесие, и это для них совершенно нормально.
Однако свои личные ощущения о том, что есть нормально, мы, не осознавая этого, переносим на других. В результате появляются требования к другим (в том числе к детям) этим требованиям соответствовать.
Взрослые с анальным вектором любят давать уроки вежливости для детей, полагая, что это умение быть вежливым окажется важным, необходимым и приятным для каждого человека. Но это не так: мы все разные, и детям без анального вектора может быть непонятно, зачем использовать эти слова, чтобы общаться с другими.
Как научить ребенка вежливости
Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость — это часть доброжелательности, и она присутствует во всех языках. Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими и прямолинейными, чтобы попросить о чем-то другого так, чтобы ему не трудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы выглядеть воспитанными.
Однако детям, которые воспринимают мир как созданный специально дня них, сложно понять смысл всех этих хитростей и уловок, заключенных в словах. Для малышей слова — это просто слова, и настоящей благодарности в детском «спасибо» дождаться непросто.
Прежде чем озадачиваться вопросом, как научить ребенка вежливости, стоит понять следующее. У детей с разным набором векторов может быть разная потребность в вежливых словах, как и способность учиться этой самой вежливости.
Ребенок с анальным вектором, как вы уже могли догадаться, быстро поймет смысл всех ваших пожелааний. У него есть внутренняя потребность быть послушным ребенком, слышать похвалу от окружающих, а позже появится и необходимость ощущать внутренний баланс благодаря простым словам «спасибо», «пожалуйста» и «извините». Кстати, именно таким ребятишкам адресованы стихи о вежливости для детей, рассказы и целые книги, написанные авторами с анальным вектором.
Маленький кожник не испытывает такой внутренней потребности, как малыш с анальным вектором, однако понимая, чего от него хотят родители, будет внешне вежливым. Вряд ли он сможет вложить какой-то глубокий смысл в «спасибо» или «пожалуйста», но, обладая гибкой психикой, быстро поймет «правила игры» в обществе. Однако не удивляйтесь и не ругайте ребенка с кожным вектором за то, что он иногда может забывать об этом атрибуте взрослого мира.
Если у вашего ребенка есть звуковой вектор, вы можете и вовсе не добиться от него проявлений вежливости. Такой ребенок, сосредоточенный на себе и всем том, что происходит в его внутреннем мире, совершенно не акцентирует внимание на подобных «мелочах», как вежливые слова. Да, «выталкивать» ребенка со звуковым вектором в коллектив нужно, и вам придется постараться развить его социализированность, однако всегда делать скидку на то, что вежливость для такого ребенка нечто вроде обузы, но никак не внутренняя потребность.
Маленький уретральник будет разговаривать с взрослым так же, как с ровесниками, будь ему 3, 5 или 10 лет. Никакой «субординации» в разговоре с взрослым, никакого извиняющегося или просительного тона: такой ребенок ведет себя как вождь и по сути им и является.
Здесь могут возникнуть самые большие проблемы, если взрослый считает, что ребенок не имеет права общаться с ним на равных. На снисходительное отношение чадо с уретральным вектором реагирует гневом, и подавлять его — значит неминуемо портить свои отношения с уретральным малышом, а также негативно влиять на его будущее.
Это не все вектора, ни слова не сказано об их сочетаниях и уровнях развития. Индивидуальное отношение к вежливости у разных детей формируется на базе врожденных свойств — векторов, глубокое представление о которых вы сможете получить на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Кстати, уже идет запись на бесплатные занятия, спешите.
Вместо вывода хочется отметить, что дети, набор векторов которых совпадает с родительским, нередко перенимают все привычки своих мам и пап. И для таких малышей пример родителей станет лучшим уроком вежливости.
Автор Анна Кудрявцева, учитель-филолог
Корректор Анна Катаргина
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Дааа! по поводу быстрого
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Natalie Kambur on пн, 09/30/2013 - 20:35.