Сегодня дедушка с бабушкой нянчатся с пятилетней внучкой Верой. Захожу навестить их.
- Ну, где у вас тут Верочка? - громко спрашиваю с порога, чтобы девочка слышала. Обычно она радостно бежит встречать, а тут в ответ – тишина.
- Верочка сидит под столом, - многозначительно говорит бабушка. В комнате одиноко стоит дед и смотрит мультики. По всему полу разбросана разорванная на мелкие кусочки бумага. Чувствую, что в воздухе повисло напряжение. Конфликты с детьми – это вам не шутка…
- И что это вы Верочку под стол загнали? - снова нарочито громко спрашиваю я. Подхожу и заглядываю под стол. Верочка сидит, насупившись, отвернувшись к стене, и молчит. Дед назидательно говорит:
- Вот, Верочка разбросала бумагу и игрушки, а собирать не хочет! Нехорошая девочка!
Последние слова он произносит с особым чувством. У меня аж сердце заходится – его тон так похож на тон моего папы, когда он воспитывал меня (до сих пор помню, как мне хотелось плакать от того, что он больше не любит меня).
- Верочка, ты что же, не хочешь быть Золушкой? – спрашиваю я. – Не будешь собирать разбросанное, не пойдешь на бал!
- Я была Золушкой, а теперь не хочу! - сердито отвечает девочка. В голосе явно читается обида и упрямство. Я начинаю объяснять, что за собой надо убирать игрушки.
- Кто же за тобой будет убирать, когда ты вырастешь? Ведь у тебя не будет служанки, все придется делать самой!
Но Верочка уперлась и явно не собирается следовать моим советам. Обстановку нагнетает дед, который прокурорским тоном продолжает воспитывать внучку и упирать на то, как некрасиво она себя ведет. Я понимаю, что он действует неправильно, но пока молчу.
Из-под стола Верочку удается выманить только с приходом мамы. Девочка бросается ей на шею. Глаза у нее на мокром месте. Бабушка старается сгладить конфликт:
- Она сначала мне помогала убирать, но потом заупрямилась. Не знаю, что с ней такое случилось. Наверно, устала. Днем не поспала, а так хотела. Прямо засыпала… Но у нее такая жажда деятельности, что не могла остановиться. Верочка, ты помашешь мне ручкой на прощание?
Верочка устало и насуплено машет ручкой. На том и расстаемся. А мне становится понятна причина конфликта с ребенком.
Конфликты с детьми. Увидеть характер ребенка
Верочка – очень подвижная и эмоциональная девочка с кожно-зрительным сочетанием векторов. Однако у нее присутствует и анальный вектор, который порой дает о себе знать обидчивостью. Родители с ней довольно строги, а ей так нужна их поддержка и адекватная ее усилиям похвала. Ее особо не приучают к кропотливому труду, хотя она любит что-то мастерить: собирает пазлы, мозаики, бусы. Ее часто торопят, не давая спокойно закончить начатое, так проявляет себя кожный вектор родителей. В этих условиях ребенок не всегда в состоянии наполнить свой анальный вектор и развитие его свойств затруднено.
Тем проще возникают обиды. И, конечно же, когда анальный ребенок обижается, тут же включается его упрямство. В таком состоянии добиться от него послушания невозможно, он все будет делать с точностью наоборот. Таким образом, в норме самый послушный по своей природе анальный ребенок становится полной своей противоположностью. Кроме того, девочка, если не поспит днем, к вечеру устает сама от себя, от своей активности (у нее кожный вектор тоже очень ярко проявлен) и начинает капризничать.
Конфликты с детьми. Что делать в этой ситуации?
Укорять ребенка в такой ситуации бесполезно. Суровый тон деда только еще больше увеличивает обиду и упрямство внучки.
- Ты выбираешь не тот тон, - говорю я ему.
- Что значит – не тот? – кипятится он. – Что же, позволять ей все, что она захочет? Она должна знать, что так делать некрасиво!
- Она очень обидчива. С ней надо аккуратно. Кроме того, она все равно сейчас не в состоянии воспринять то, что ты ей говоришь. Она устала. Она ребенок. А ты – взрослый, и хочешь, чтобы она поступала, как взрослая. Ты пытаешься ей указывать, что ей делать, через себя. Ей надо объяснять, почему она что-то делает не так, на понятном ей языке, а не «припечатывать», что «так делать некрасиво». Она все равно не понимает, что это такое.
- Она обидчивая, потому что ей ничего не говорят поперек, - продолжает спорить дед.
- Это не так, - возражаю я. – Родители держат ее в строгости. Именно из-за излишней строгости она и склонна к обидам. При правильном воспитании обидчивость можно предотвратить.
Кроме того, Верочка – чувствительный зрительный ребенок. Хоть она очень контактна и с удовольствием ходит в садик, но все же, целый день была без родителей и соскучилась. Деда видит редко, всегда стремится встретиться с ним, а тут он начинает ее воспитывать грозным тоном. Так рвется эмоциональная связь, что является стрессом для зрительника. Она думает, что ее не любят, чувствует себя одинокой, закрывается, начинает плакать.
Конфликтов с детьми можно избежать. Плюсы системного мышления
Когда понимаешь причины конфликтов с детьми, понимаешь, что происходит с ребенком, гораздо проще найти к нему подход. Это не значит, что надо закрывать глаза на его нехорошее поведение. Просто лучше находить нужный момент для воспитательного процесса и подбирать правильные слова, которые всегда появляются, если родитель обладает системным знанием. Он видит нехватки ребенка и старается дать ему то, в чем он нуждается.
Да, в острый момент упрямства выяснение отношений стоит отложить, чтобы при удобном случае возобновить разговор, обсудить то, что случилось. С Верой это проходит нормально. Она всегда слушает, разговаривает, обсуждает.
Интересно, что когда она была помладше, с ней проходил «трюк» обращения к жалости. Если она упрямилась и что-то не давала, то было достаточно изобразить, что ты очень расстроен и вот-вот заплачешь. Тут же она протягивала нужную вещь тебе, без малейшего сомнения по этому поводу. Она очень сочувственная, сострадательная. Во всяком случае, была раньше. Сейчас это свойство несколько отошло на второй план. Опять же потому, что не имеет достаточного развития, а ведь это так важно для становления зрительного ребенка.
Глядя на Верочку, я вижу, что она очень хорошая девочка, и родители делают все возможное, чтобы воспитывать ее правильно. Но во многом это «правильно» обусловлено их личными жизненными установками. Хорошо, что векторально и родители, и девочка совершенно одинаковы. Но то, что не очень развито у них, не развивается и у нее. Если бы они обладали полной объемной восьмимерной картиной мира, которую дает тренинг по системно-векторной психологии, они бы смогли ей дать максимум развития, а значит, максимум счастья в ее дальнейшей жизни. Я уже не говорю о том, это помогло бы им избежать многих и многих неразрешимых конфликтов с ребенком.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Марина Голомолзина
Это же про мою крошку!
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Красуля Наталья (не проверено) on чт, 03/13/2014 - 10:12.
"При правильном воспитании
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Светлана Цилюрик on вт, 03/25/2014 - 08:33.