Ребенок в школе. С рюкзачком за счастьем
Счастливое детство дает нам колоссальный заряд и энергию на всю жизнь. Самые важные установки мы получаем в детстве. И самые большие травмы, которые мешают нам наслаждаться жизнью, мы тоже получаем в детстве. Счастливое детство – это и первая улыбка нашего малыша, и первые слова, и первые шаги. Хотелось бы, чтобы это счастье продолжалось и дальше, когда ребенок идет в детский сад, а затем и в школу.
Родители, отдавая ребенка в школу, прежде всего, ждут, что он получит здесь столь необходимые для жизни знания. А чего ожидают сами дети? С чем связаны их мечты и грезы? Какие воздушные замки строят они в своей душе?
На самом деле, в каждом ребенке живет предвкушение наслаждения и счастья от этой жизни. Он ничего не знает о счастливом детстве, но всеми силами своей души жаждет счастья. Родители с умилением смотрят на своего первоклашку, который идет в школу за знаниями. А на самом деле ребенок бежит в школу с рюкзачком за СЧАСТЬЕМ!
Ребенок в школе. Чувство защищенности и безопасности
Мы с вами уже знаем, что основа основ для счастья – это чувство защищенности и безопасности, которое создают родители. Именно из семьи ребенок выносит яркий внутренний отпечаток: «Меня любят! Я в безопасности!» И эта внутренняя установка четко транслируется наружу. С такой душевной настройкой ребенок идет познавать этот мир и делает это с удовольствием. И мир отвечает ему взаимностью.
Но бывает и наоборот: в семье проблемы, конфликты, на ребенка кричат или даже бьют. Чувство безопасности и защищенности дает трещину. В психическом сбиваются главные настройки, возникают помехи. Ребенок несет весь этот негатив с собой в школу, а это сказывается не самым лучшим образом на его отношениях с учителями и детьми.
Иногда такой же сбой происходит и в том случае, когда ребенка чрезмерно баловали и опекали дома. Он привык получать много внимания. В его внутренней сущности возникает совсем другой отпечаток. «Любите меня! Поймите меня!» - требует он от учителей и одноклассников.
Эти две разные внутренние установки диктуют диаметральное противоположное поведение. В первом случае – радость, счастье, открытость миру, отдача своих свойств наружу, стремление познать этот яркий, дружелюбно настроенный к нему мир. У такого ребенка гораздо сильнее развита способность встраиваться во все гармоничные процессы Вселенной. Он готов с наслаждением сыграть свою партию в огромном оркестре бессознательного, под названием жизнь. И эта бесконечная симфония звучит совершенно независимо от того, осознает он свою партию в ней или нет.
Во втором случае ребенок точно также бессознательно пытается подстроиться к этому миру, но с одной большой разницей – он настроен только на получение. «Вы должны меня полюбить, понять, научить, дать, пожалеть, защитить…» - список требований бесконечен.
Ребенок в школе. Дети хотят учиться!
14 миллиардов лет всё мироздание исполняет симфонию отдачи – чтобы выжить, нужно вложить свою долю в общее выживание. А мы хоть и «цари природы» и желаем править только исходя их своих личных желаний, но есть множество вещей в этом мире, которые нам неподвластны. Когда мы вписываемся в общую гармонию, мы счастливы. А когда нет? Начинают звучать фальшивые ноты. Наша внутренняя энергия входит в диссонанс с общей гармонией, и мы «получаем замечание от дирижера» в виде страданий, боли, непонимания, некомфортных состояний, плохой учебы, проблем с одноклассниками и учителями.
Ребенок жаждет получить свое наслаждение. Он пришел в этот мир с определенной, заданной ему от рождения программой. Вся задача воспитания и обучения нацелена на то, чтобы помочь детям раскрыть их таланты и способности. Кто занимается этими вопросами? Родители, воспитатели, учителя. От всех нас зависит, куда покатится этот клубок желаний, который мы воспринимаем как маленького человечка.
Дети хотят учиться! Со всей силой своего энтузиазма, жаждой жизни они пытаются получить наслаждение от учебы. Другое дело, что настройки могут «барахлить». Ведь если ребенок идет в школу с настроем, как будто все вокруг ему должны, он, наверняка, будет очень сильно разочарован.
Ребенок в школе. Как сделать процесс учебы увлекательным?
Обычно в детях настолько велика сила жизни (либидо), что она помогает им преодолевать многие препятствия. Весь свой энтузиазм и неудержимое стремление к счастью дети направляют в школу. Но у кого-то возникают проблемы с учебой, а у кого-то не складываются отношения с одноклассниками.
Ребенок нуждается в помощи и поддержке взрослых в период своего взросления. От того, какие отношения у него сложатся с учителем, с одноклассниками во многом зависит его дальнейшая судьба.
В чем причины противоречий, возникающих у ребенка в школе? Как разобраться в хитросплетениях детской судьбы? Как помочь нашим детям хорошо учиться, найти свою дорогу к счастью и самореализации?
Ответ на этот вопрос дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Как бы парадоксально это ни звучало: мы не созданы для страданий, мы созданы для наслаждения. А наслаждение нам гарантировано, когда мы реализуем свои внутренние свойства наружу, применяя их на благо общества.
Психическое может быть описано через восьмимерную матрицу, восемь наборов свойств и желаний, которые системно-векторная психология определяет как вектора. В психическом современного человека все чаще встречается от трех и более векторов. Все сочетания внутренних психических настроек в этой системе описаны с математической точностью. И не только описаны, но и наблюдаемы в жизни. Все возможные жизненные сценарии (удачные и не очень) подробно разбираются на тренинге, как и способы преодоления негативных программ.
Вектора заданы от природы и развиваются от рождения до пубертата (возраста 12-14 лет). Поэтому знание врожденных свойств психического наших детей позволяет нам развивать их точно и безошибочно, с максимально возможным результатом. Причем процесс развития приносит удовольствие и учителю, и ученику.
Дети бессознательно ищут наслаждение с самого рождения, в садике, школе, а потом и во взрослой жизни. Они пытаются понять, как тут все устроено, и адаптировать свои врожденные свойства под окружающую среду.
Обычно, когда давление среды на ребенка адекватно и родители обеспечивают ему чувство защищенности и безопасности, все идет нормально. Ребенок в школе свободно выражает себя: танцует, рисует, поет, бегает, прыгает, читает, играет, учится. В общем, с наслаждением познает этот мир.
Но когда взрослые не знают, не понимают психическое ребенка и при этом еще пытаются сбить природные настройки неадекватными запретами, криком, битьем, нормального развития не происходит.
Энергия жизни никуда не делась, она точно так же бурлит и кипит в маленьком человечке, но направлена она уже не на отдачу, а на получение. Все эти капризы, истерики, непослушание, даже агрессия есть не что иное, как выражение своего желания жить так, как предопределено природой, согласно своим векторам. Но поскольку ему не дают жить так, он требует понимания и своего наслаждения таким вот извращенным образом.
Ребенок в школе. В помощь учителю
Надо понимать, что свойства ребенка могут очень сильно отличаться от свойств родителей или учителя в школе. Поэтому, чтобы не навредить ему, не навязать собственное видение мира, взрослый должен обязательно разбираться в психическом ребенка.
Нам кажется, что учителя с их знаниями, умениями и огромным опытом должны понимать наших детей. Мы предъявляем к учителям очень высокие требования. В нашем представлении, учитель должен сотворить чудо и научить нашего ребенка всем премудростям на свете.
Но мы забываем, что к учителю попадают разные детки. Учителя и родители современных детей сталкиваются с огромным количеством проблем в обучении. Многие дети уже приходят в школу с различными последствиями психологических травм. Один заикается, другой плачет, третий не может спокойно усидеть на месте, четвертый вообще ушел в себя, и его оттуда никак не выманишь. И всех надо научить, понять, поощрить и наказать.
Сюда же добавляется и так называемое «клиповое» сознание, которое не дает ученику сосредоточиться на предмете. Происходит постоянная потеря внимания, и хоть ты упрыгайся у доски, используя новейшие технологии, но с рекламными роликами тебе конкурировать невозможно.
Где же выход? Выход – в познании психического наших детей. Системно-векторная психология - это новейшее открытие в науке о человеке, которое позволяет заглянуть за кулисы бессознательного и увидеть те скрытые силы, которые на самом деле движут ребенком. Вы поймете, какие неосознанные программы мешают ему учиться. У вас в руках появится самый эффективный инструмент для понимания не только своих учеников, но и их родителей.
У детей есть громадная потребность и искреннее желание познать этот мир. Они в любом случае делают это через свои врожденные свойства. Не надо противиться бесконечной природной силе. Нужно двигаться вместе с ней.
Системно-векторная психология утверждает: все можно и нужно делать с удовольствием, через развитие и реализацию своих природных свойств, в том числе и учиться. Когда дети под руководством учителя действуют таким образом, знания приобретаются легко, и процесс обучения происходит с азартом и увлечением.
Подробнее обо всех ловушках неуспеваемости, а также об учении с увлечением мы поговорим в следующих статьях.
Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор: Виктория Винникова