В жизни каждых родителей когда-то наступает этот миг… Их ребенок из неуклюжего малыша превращается в первоклассника. Это очень волнительный во всех смыслах период: переживания и опасения у родителей вызывает сама школа, учитель, сверстники; школьная программа и успехи ребенка.
Но вот часть трудностей преодолена. Еще за полгода до того, как ваш первоклассник пойдет в школу, вы ему «разрекламировали» его будущее место учебы, и он полон воодушевления. Школа подобрана, учитель «изучен», все книги-ранцы-формы куплены. Заветный час настал. И теперь вас заботит другое – чтобы социально-психологическая адаптация ребенка прошла как можно безболезненнее, чтобы ребенок быстро привык к школе и учился с увлечением.
Адаптация первоклассников к школе может происходить по-разному. В течение первого класса изучается все то же самое, что ребенок должен был узнать еще в старшей группе детского сада. Поэтому все силы учителей должны быть направлены на то, чтобы приучить детей к новому виду обучения, новому распорядку дня и его новой жизни в целом. Но проблемы чаще всего всплывают там, где их не ждут.
Социально-психологическая адаптация детей к школе
Как понять, что адаптация ребенка к новой обстановке, сверстникам и школе вообще прошла успешно?
Первым признаком благополучия является физическое здоровье. Однако нужно понимать, что ребенок (особенно если он не ходил в детский сад) в большом детском коллективе столкнется с множеством вирусных инфекций. Поэтому частые простуды в первые месяцы посещения школы – дело обычное.
Неудачной считается социально-психологическая адаптация первоклассников, если дольше двух-трех месяцев у детей длятся такие состояния:
- малыш жалуется на то, что учительница его не любит, кричит на него и ругает;
- перед тем как идти в школу, он жалуется на боли – головные или в животе, забывает половину своих вещей и делает все, чтобы избежать похода в школу;
- не может запомнить уроки или быстро забывает то, что уже выучил, хотя раньше на память не жаловался;
- не хочет и не любит рассказывать про школу и сверстников, домой приходит подавленным;
- устраивает истерики.
Эти и другие признаки указывают на то, что ребенку тяжело привыкнуть к новому укладу жизни. И это проблема. А проблему нужно решать.
Психологи родителям первоклассников рекомендуют готовить детей к школьной жизни заранее. Однако для ребят с разными свойствами психического это должны быть разные, иногда даже совсем противоположные рекомендации. Есть дети, попадающие в некую группу риска, а есть малыши, которые быстро вливаются в новый коллектив. Как их узнать? И как таких детей готовить к школе, чтобы у них не пропал интерес к учебе и не появились проблемы со сверстниками и учителями? Понять особенности адаптации детей поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Программа социально-психологической адаптации детей с позиции системно-векторной психологии
Больше всего в социально-психологической адаптации к школе нуждаются первоклассники с анальным вектором. Как малыши, которые довольно долго привыкают к резким изменениям в своей жизни (но если уж привыкли – то надолго), эти дети могут тяжело переживать тот факт, что им придется расстаться с любимым детским садом, любимой воспитательницей и своими детсадовскими друзьями.
Что делать, чтобы ускорить адаптацию такого ребенка к школе? Заранее создать у него положительный образ о его новом месте учебы. Рассказать ребенку о том, как устроено учебное заведение и школьные занятия. Как себя вести с учительницей. Какие правила поведения установлены во время уроков: можно ли во время занятий болтать с приятелями, разговаривать по телефону, выходить из класса и так далее.
Дети с анальным вектором – самые послушные, и они не будут создавать проблем учителям. Однако разъяснить все правила им стоит заранее – чтобы было время для их запоминания и усвоения.
Ваша личная программа по адаптации детей с анальным вектором может включать и игры – «в школу», «в учителя и ученика» и так далее. Важно, чтобы в играх вы смогли воспроизвести обстановку, которая ждет вашего малыша в школе. Почувствовав себя в новой роли, он постепенно привыкнет к этому ощущению, а в школу уже пойдет как в знакомое место, без страхов и стеснения.
Еще нужно не забывать, что ваш будущий первоклассник – все еще маленький ребенок, который ждет от мамы одобрения, поощрения, поддержки. Никогда не критикуйте школу или учительницу дома, в присутствии ребенка, даже если они вам сильно не нравятся или вызывают массу вопросов. В этом случае у ребенка не будет внутреннего спокойствия и уверенности в том, что в школе ему понравится.
Детей с анальным вектором также важно поощрять. Повторяющиеся неудачи у них рождают неуверенность в себе, появляется чувство беспомощности, теряется вера в себя. Указывать на ошибку такому ребенку нужно очень аккуратно – и не на каждую (а лучше и вовсе большую часть пропускать). Лучшим стимулом сделать работу качественнее будет не напоминание о неудаче, а похвала.
Хвалите ребенка за его реальные успехи, пусть даже они будут и небольшими – и ему захочется в следующий раз сделать еще лучше. Хвалите его дома, если этого не делает учительница (которая не знает, что психология первоклассника с анальным вектором зависит от похвалы – адекватной и разумной). Такой похвалой ребенка не испортить.
Социально-психологическая адаптация детей: борьба со скукой
Если ваш ребенок хорошо подготовлен к школе, ему довольно быстро может стать скучно. Почти все уроки для первоклассников в первом полугодии рассчитаны по той программе, которую дети уже освоили в старшей группе детского сада. И поэтому учить буквы, когда ты уже умеешь читать, а также выводить каракули страница за страницей может быстро наскучить.
Любознательность ребенка со зрительным вектором нужно поддерживать самим родителям. Рассказать малышу, что это – только начало, что дальше будет намного интереснее. А также принимать участие в удовлетворении «зрительной» тяги к познанию: брать ребенка за ручку и шагать на улицу – изучать вместе облака, деревья, гулять по лесу, слушать его звуки и вдыхать запахи. Это позволит сохранить его любопытство к миру, его желание все изучать и исследовать, за всем наблюдать.
Первоклассники с кожным вектором обычно довольно быстро адаптируются к новой среде. Но скука и их может настигнуть в любые годы обучения. Здесь тоже не обойтись без родительской вовлеченности в учебный процесс. Маленьких «кожников» легко мотивировать, если разжечь в них соревновательный дух. Однако делать это нужно очень аккуратно, чтобы малыш не стал заложником одних лишь хороших оценок, а ради успешного результата все-таки учился.
Дети с кожным вектором моментально схватывают любую информацию, поэтому усвоить новый материал им не составит труда. А если есть еще и некая мотивация (желательно в виде каких-то полезных для ребенка материальных благ), то хорошая успеваемость им обеспечена.
Будьте рядом со своим ребенком, откликайтесь на его просьбы и внутренние потребности, поддерживайте. Будьте вовлеченными в его жизнь по-настоящему. И тогда необходимости в какой-то специальной программе по адаптации детей к школе у вас не возникнет.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Анна Кудрявцева, учитель-филолог
школа)
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ирина Каминская (не проверено) on вс, 01/20/2013 - 06:53.
Мы пока только адаптацию к
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян (не проверено) on пн, 01/21/2013 - 20:31.