Дифференцированный подход в обучении детей. Особенности памяти и восприятия

Обучение детей – процесс, требующий дифференцированного подхода, в этом случае его эффективность возрастает в разы. Поговорим об особенностях памяти. На примерах я покажу, как отличается восприятие информации и ее запоминание у разных детей с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человеческая память включает в себя такие процессы как запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Человека без памяти принято считать неполноценным.

Основной процесс памяти – запоминание. От него зависит последовательность усвоения и точность воспроизведения материала, длительность его сохранения.  Запоминание является также одной из задач, над решением которых трудится каждый преподаватель. Методики запоминания разнятся в зависимости от самого изучаемого предмета и целей, которые ставит перед учениками педагог.

Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности, прочности запоминания и обусловлены векторальным набором человека. Поэтому для эффективности обучения детей важно понимать особенности тех, кого педагог в данный момент времени обучает. Дифференцирование детей по векторам позволяет понять особенности учеников и использовать это знание для повышения продуктивности процесса обучения и создания наиболее благоприятной для усвоения информации среды.

Дети с анальным вектором самые прилежные ученики, они стремятся быть лучшими. Природой им заданы все свойства для  систематизации и сохранения огромных объемов информации. Они скрупулёзны и медлительны, порой создают впечатление торможения в процессе обучения. Но это лишь видимость. При правильном подходе учеба доставляет им удовольствие и запоминание не составляет большой проблемы.

Правильный подход в обучении таких детей – это отсутствие понукания и подстегивания. Ученик с анальным вектором должен иметь время для того, чтобы “уложить” выданную преподавателем информацию в нужную “ячейку” у себя в голове, сопоставить с уже имеющейся информацией из прошлого. Как только это произойдет, знание прочно займет свое место, и ребенок будет успешно им пользоваться. В противном случае, при поторапливании со стороны учителя или при переключении с задания на задание без доведения начатого до конца, у него возникнет стресс, далее обида на учителя, потеря уверенности в себе. В результате – нежелание заниматься и неуспеваемость по конкретному предмету.

Дети с кожным вектором  имеют свои особенности памяти и восприятия информации. Память у них короткая. Про них говорят – в одно ухо влетело, в другое вылетело.  Природой им задано быть охотниками и добытчиками. Им нет необходимости нести на себе “грузы” информации, как это задано, например, детям с анальным вектором. Кожники запоминают то, что им нужно, - то, что актуально на данный момент времени. Здесь и сейчас. То, что составляет насущную задачу. Объяснение для такого ребенка должно звучать максимально логично и быть выстроено в порядке причинно-следственных связей – такие вещи кожный ребенок научается схватывать налету.

Стимулирующим фактором в обучении кожного ребенка являются конкретные сроки сдачи задания. Он способен запомнить информацию и выучить урок, когда знает, к какому сроку ему необходимо предоставить отчет по заданию. Не редкость для таких детей выполнять задание непосредственно перед его сдачей учителю и даже получать при этом высшие баллы, но… забывать о сданном материале практически мгновенно. Сдал – забыл – приступил к следующей задаче. Если такого ребенка спросить на уроке материал домашнего задания из предыдущего урока, он не сможет его ответить.

Учителю важно понимать эти особенности и правильно ставить кожнику задачи, дробя материал на конкретные подразделы, и строго следовать заведенному порядку, приучая к нему ученика с кожным вектором. Отсутствие адекватной строгости и контроля со стороны учителя к выполнению его заданий очень скоро спровоцирует кожника к проявлению таких его качеств как гибкость и хитрость для уклонения от решения вопроса. Задания на запоминание не являются исключением.

Дети с уретральным вектором требуют особого подхода. У них короткая память и у них нет расположенности что-то заучивать, не стоит этого требовать - у них другие задачи. Стимулом к обучению таких детей могут стать лишь глобальные цели. Например: „для того, чтобы повести за собой, стать (например) президентом, привнести в жизни людей важные премены, тебе потребуются знания“... Взывать не к его прилежности – ее нет, а к его природной ответственности за стаю. Мышление уретрального сорванца направлено на решение нестандартных задач, им интересно идти за рамки общепринятого, принимать вызовы. „Вот самая сложная задача, интересно, кому она по плечу?“

В случае уретрального ребенка взывание к послушанию значительно осложняет процесс обучения. Для него не существует авторитетов, не стоит пытаться его сломать. Первоочередная задача учителя, суметь распознать особенность такого ребенка и создать среду,  в которой он сможет проявить своё лидерство.

При обучении детей со зрительным вектором важно знать, что они обладают зрительной памятью. Они любознательны. Их особенность – глаза, которые воспринимают в разы большее количество информации, нежели у других детей. Для них огромное значение имеют зрительные образы. Запоминание строится на использовании таких стимулов как картинки, обучающие фильмы, слайды, образное словесное пояснение.

Их тип мышления – образный. Однажды увидев оригинальный образ, такой ребенок обязательно запомнит его и без труда воспроизведет. К образу можно привязать иностранное слово, если речь идет об изучении иностранных языков, либо любое другое понятие для запоминания на занятии. Актуализировать изучаемую информацию для таких деток не составляет труда при наличии достаточного количества наглядных материалов у учителя.

Дети со звуковым вектором крайне чувствительны к звуковым вибрациям. Они обладают абстрактным интеллектом. Особенности памяти и усвоения информации этих детей обусловлены их состоянием на данный момент времени - при обучении таких детей необходимо обратить на это внимание. Нередко эти детки только физически присутствуют на занятии, но мысли их далеко.

Для успешного обучения такого ребенка преподавателю необходимо привлечь его внимание к своему предмету спокойно, не травмируя громкими высказываниями в его адрес. Объясняя что-то, им важно показывать не отдельные элементы, а всю систему.  Их больше интересуют точные науки, по возможности это стоит учитывать при подборе тем и материалов. Кроме того, музыкальный, согласованный с изучаемым предметом, фон, может стать побудительной причиной, положительно влияющей на восприятие информации ребенком со звуковым вектором.

Дети с оральным вектором лучше всего запоминают новую информацию путем её проговаривания. Это могут быть диалоги, высказывания ученика в виде монолога, групповое пение вслух, разыгрывание сценок. Главное, предоставить возможность такому ребенку проговорить новое, распробовать его “на вкус” и продемонстрировать окружающим. Чтение также должно происходить вслух.

Проговаривая новое, такой ребенок получает дополнительную возможность стимулировать область рта и языка, что доставляет ему бессознательное удовольствие. Это значит, что получение нового знания ассоциируется с положительными эмоциями. Мотивация к обучению повышается естественным путем.

Индивидуальный дифференцированный подход  в обучении детей положительно отражается на усвояемости учебного материала и на успеваемости учеников. Преподаватель, который овладел знаниями системно-векторной психологии Юрия Бурлана, позволяющей определять природный задатки детей, обладает уникальным инструментом. Это знание позволяет увеличить эффективность обучения детей, повысить уровень интереса к своему предмету, мотивировать детей естественным образом, снизив их сопротивляемость в процессе обучения.

 

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

 
Рейтинг: 
Average: 4.8 (5 votes)






Комментарии
Аватар пользователя Наталья Вжесневская

Понимать информацию из этой статьи - значит понимать, что невозможно каждого ребёнка заставить зубрить и нельзя от всех детей ожидать одинковых действий, реакций, поступков.  Спасибо за статью!