Переходный возраст… Проблемы этого периода нередко считаются неизбежными и даже обязательными, словно ветряная оспа, которой в раннем детстве болеет большинство детей.
Однако если и дальше проводить аналогии с заболеваниями, можно проследить, что «симптомы» переходного возраста у подростков могут значительно отличаться по интенсивности — от вполне естественных проявлений самостоятельности до полной потери контроля над ситуацией.
При этом с трудностями воспитания подростков сталкиваются как неблагополучные семьи, в которых дети «растут как трава», так и семьи, в которых обстановка вполне благоприятная, а родители прилагают немало усилий для правильного воспитания своих детей, и предпосылок для проблем, на первый взгляд, нет никаких.
Почему же наши подросшие дети пускаются во все тяжкие? Почему еще вчера послушные, они вдруг становятся чужими и непонятными? Системный психоанализ позволяет найти решения проблем переходного возраста, так волнующие родителей.
Человек рожден быть счастливым: природа каждого из нас от рождения наделила определенным набором свойств, необходимых для полноценного выживания в окружающей среде и получения удовольствия от жизни. Свойства объедены в устойчивые группы, получившие название «вектора». К нижним векторам, определяющим силу либидо (жизненной силы) относятся уретральный, анальный, кожный и мышечный вектора. К верхним векторам (направление либидо) относятся зрительный, звуковой, оральный и обонятельный вектора.
Однако эти свойства заданы, но не обеспечены — Природа дала человеку время до пубертата включительно на развитие всех заложенных в нем свойств. Тот путь развития психического, который человечество прошло от времен пещерных стай до современных реалий, ребенок должен пройти за 12-14 лет.
Основная задача родителей — создать условия для полноценного развития всех свойств, заложенных в ребенке.
Проблемы переходного возраста: почему дети «срываются с цепи»
Как ни странно, но с большим количеством трудностей переходного возраста нередко сталкиваются те родители, которые всеми силами стремятся оградить своего ребенка от суровой реальности окружающего мира. Пытаясь уберечь ребенка от опасностей, родители забывают о том, что свойства, обеспечивающие выживание человека в социуме, необходимо развивать, как и все остальные навыки, столь любовно прививаемые чаду с его первых дней жизни.
Другая причина проблем переходного возраста у подростков — неблагоприятные условия в семье, в результате которых на психику ребенка оказывается чрезмерное давление, порождающее сверхстрессовое состояние, препятствующее развитию заложенных в нем свойств. Такое давление нередко возникает, когда родители пытаются подавить врожденные свойства ребенка и развить те свойства, которые ему не заданы от природы.
И все это прикрывается теми самыми «благими намерениями» — ведь мы желаем своему ребенку только добра. Самый жестокий отец, до полусмерти избивающий сына, свято уверен, что делает это «во благо» — чтобы выбить дурь. Самая деспотичная мать, жестко контролирующая каждый шаг, каждый вздох своего ребенка, уверена, что лучшего воспитания просто быть не может…
Как часто мы, оценивая поступки ребенка «через себя», видим в его характере и поведении «недостатки». И стараемся незамедлительно их устранить — начиная от банального: «Ну, что ты копаешься, давай быстрее!» — и заканчивая усмирением непослушного с помощью криков и оскорблений…
Это приводит к тому, что свойства векторов ребенка не развиваются — в результате послушный анальный мальчик становится упрямцем и садистом, добрая и отзывчивая зрительная девочка вырастает истеричной эгоисткой, способной жалеть только себя, а уретральный мальчик, рожденный быть вождем, получает ярлык «отпетый хулиган» и становится вожаком преступной группировки.
Есть ли возможность избежать трудности переходного возраста?
Есть. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет понять поведение подростка, осознать, что им движет в том или ином случае, наладить тот уровень взаимопонимания, при котором найти с подростком общий язык и решить многие проблемы, свойственные переходному возрасту, становится во много раз проще.
Переходный возраст у детей — научите меня плохому…
Жизненный сценарий человека в огромной степени зависит от того, насколько развиты и реализованы свойства его векторов. К сожалению, при воспитании ребенка нередко допускается перекос — свойства верхних векторов развиваются в ущерб нижним. Это является одной из причин проблем, возникающих в переходном возрасте.
Новорожденных детей нередко сравнивают с невинными ангелами — и родителям очень хочется, чтобы «грязь» окружающего мира как можно дольше их не коснулась. Благо сегодня существует огромное количество возможностей для всестороннего развития детей.
Однако подчас рвение родителей зашкаливает за все разумные границы, а распорядок дня ребенка столь плотно насыщен обязательными занятиями, что времени на обычные детские игры просто нет. Из художественной школы — в музыкальную, затем на плаванье, после пару часов занятий иностранным языком, а там время и для танцевального кружка подошло. А помимо этого всего еще и нагрузка в обычной школе…
Казалось бы, что плохого в таком всестороннем развитии ребенка? В жизни все пригодится. Да и то, что времени на всякие «глупости» не остается, можно считать только плюсом — ведь во «дворе» его обязательно научат «плохому…»
Плохо то, что такой режим, как правило, строится, исходя из предпочтений родителей, но без учета свойств, заложенных в ребенке. Кроме того, насыщенный распорядок дня не оставляет ребенку времени на полноценное общение со сверстниками, а это значит, что у него нет возможности научиться правильно ранжироваться в коллективе, находить свое место в обществе...
Последствия этого проявляются в переходном возрасте, начиная лет с 12, когда в организме происходит активная гормональная перестройка, начинается выделение феромонов и активизируется сила либидо. В результате ребенок вынужден адаптироваться в социуме, опираясь на неразвитые свойства векторов.
Это оборачивается большим количеством проблем — подросток оказывается в компании таких же неразвитых по нижним векторам ребят, все наслоения культуры, привитой родителями, одним махом срывает пробудившееся либидо, и здесь возможны самые неблагоприятные последствия трудностей переходного возраста. Растерянным родителям, сделавшим, по их мнению, все возможное для полноценного воспитания ребенка, предстоит ответить на вопрос: «Как пережить переходный возраст с наименьшими потерями?»
Как справиться с переходным возрастом — время собирать камни
Одна из наиболее частых жалоб родителей — это то, что они не понимают тинэйджеров, в одночасье изменивших приоритеты. Впрочем, эта жалоба не оригинальна — каждое уходящее поколение сталкивается с этой проблемой.
Это не удивительно: психическое детей всегда больше психического их родителей. Дело в том, что человечество аккумулирует опыт уходящих поколений — это лежит в основе эволюции человека, а сегодня, в кожную фазу, темпы особенно высоки. Наши дети рождаются с потенциалом, намного превышающим потенциал родителей.
Современные тинэйджеры живут в эпоху, когда «яйцо учит курицу». Вспомните, с какой легкостью карапузы, еще толком не освоившие премудрость своевременного посещения туалета, разбираются в оргтехнике, к которой иные взрослые даже подступиться бояться. Современный трехлетний малыш без труда объяснит своей бабушке (имеющей огромный жизненный опыт, но не понимающей элементарных, по нынешним меркам, вещей), как пользоваться пультом от домашнего кинотеатра или мобильным телефоном.
Неудивительно, что современные дети оперируют другими понятиями — их мир разительно отличается от мира, в котором жили мы. Отсюда проблемы переходного возраста детей особенно актуальны. Сегодняшних подростков, живущих в кожную эпоху потребления, оставляет равнодушным то, что когда-то волновало нас, живших в эпоху с совсем другими ценностями…
Обладая системным мышлением, каждый родитель может создать условия, оптимальные для гармоничного развития всех свойств ребенка начиная с момента рождения, не дожидаясь трудностей переходного возраста.
Если вы являетесь родителем трудного подростка, то знакомство системно-векторной психологией позволит вам понять процессы, протекающие в психическом бессознательном ребенка, предугадать его возможную реакцию на ту или иную жизненную ситуацию. Все это дает возможность мягко корректировать его жизненный сценарий, предотвращать возможные фатальные последствия и ответить на вопрос: «Как справиться с переходным возрастом?»
С какими именно проблемами переходного возраста могут столкнуться родители, во многом зависит от векторального набора ребенка, а также от того, насколько свойства его векторов успели развиться до наступления пубертата (возможные сценарии переходного возраста описаны в статье «Пройти пубертат»).
Переходный возраст — Что делать?
Следует осознавать, что переходный возраст — это последний период, во время которого родители еще могут успеть помочь ребенку развить его врожденные свойства. После пубертата возможна лишь реализация заданных свойств в том объеме, в котором они успели развиться. Именно поэтому, столкнувшись с трудностями переходного возраста, не стоит опускать руки и занимать выжидательную позицию.
Единственное, что действительно нужно для того, чтобы справиться с переходным возрастом, — это четкое осознание того, какие именно свойства есть у вашего ребенка. Овладев системным психоанализом, ВЫ сможете уберечь свою зрительную дочь от «роковой» влюбленности, которая может вылиться в настоящую жизненную драму, — ведь зачастую от недостатка эмоциональной связи с мамой, недостатка любви в семье подросток кидается на случайный, совсем не подходящий, объект любви.
ВЫ поможете своему звуковому сыну — сегодня такому непонятному в своем эгоцентризме, пытающемуся отгородиться от окружающего мира высокомерием и наушниками с грохочущей музыкой. Именно ВЫ подскажете, где искать ответы на мучающие его вопросы, иногда не осознаваемые им самим, и тем самым убережете подростка от депрессий, наркотиков или даже суицида...
Вы поймете, почему ваш уретральный сын – прирожденный вождь – идет по жизни, не признавая авторитетов, в то время как анально-зрительный мальчик, воспитываемый в тех же самых условиях, не смотря на пробивающиеся усы, все никак не оторвется «от маминой юбки»…
Вы сможете осознанно корректировать жизненный сценарий своего ребенка и поможете ему вырасти по-настоящему счастливым человеком. Переходный возраст — прекрасное время первой любви. И наша с вами задача — сделать этот переход от беззаботного детства во взрослую жизнь наименее болезненным, лишенным непреодолимых трудностей переходного возраста…
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор статьи: Клищенко Татьяна - медработник
Наша тема... У сестры пока
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Лариса (не проверено) on чт, 02/21/2013 - 18:25.
Нет чужих детей. Лариса,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on вт, 06/03/2014 - 08:02.
спасибо!
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян (не проверено) on чт, 02/21/2013 - 19:30.
Многие родители, не найдя
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Elena Smirnova on вс, 02/24/2013 - 02:55.
"...Основная задача родителей
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on вт, 06/03/2014 - 08:03.
Нельзя с этим не согласитья,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Татьяна Сарана on вт, 06/03/2014 - 08:24.
Все системные статьи о
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Шмитько (... on вт, 06/03/2014 - 08:28.
Про яйцо наблюдаемо очень )))
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on вт, 06/03/2014 - 08:32.
Я сама, Наталья, такая же
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Шмитько (... on вт, 06/03/2014 - 08:35.
"Жизненный сценарий человека
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Шмитько (... on вт, 06/03/2014 - 08:23.
Елена, да! Природа не
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Татьяна Сарана on вт, 06/03/2014 - 08:26.
Везет нынешним родителям,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Шмитько (... on вт, 06/03/2014 - 08:32.
Появится желание, уверена!
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on вт, 06/03/2014 - 08:37.
Лучше раньше, чем позже,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Шмитько (... on вт, 06/03/2014 - 08:37.