Все родители знают, что образование и воспитание детей без чтения практически невозможно. Добрые, веселые, увлекательные книги, которые подчас становятся для малыша важнее игрушек. Детская литература появляется в жизни ребенка, когда он еще очень мал, и впускать эту гостью на порог следует, хорошенько подготовившись, учитывая особенности психологического воспиатния детей. Ведь отравиться можно не только пропавшим продуктом, но и опасной для психики ребенка книгой.
Мнение психологов, педагогов и любящих родителей о пользе раннего чтения единогласно. Но что читать? Одинаково ли полезны все детские книги, которые услужливо предлагают нам полки книжных лавок?
Специалисты призывают подбирать книги, в которых не будет агрессивных цветосочетаний, злоупотребления компьютерной графикой, авангардных картинок, бликующей глянцевой бумаги. Не стоит покупать книгу с вольным пересказом классического сюжета. При покупке книги нужно обязательно уточнять наличие гигиенического сертификата…
Все это в какой-то степени верно, но больше относится к рекомендациям о том, как купить качественную игрушку. Однако в книге содержится намного больше, чем в любой игрушке, – в ней есть свой смысл, особенная сюжетная линия, в ней так или иначе показаны нормы поведения, оказывающие влияние на социальное воспитание ребенка. Ребенок слушает книгу и внимает ей. А значит, принимает на веру сказанные кем-то слова, формирует свое первое мнение о мире, делает свои первые в жизни выводы.
А вы уверены, что все смыслы, завуалированные в детской книге в забавном сюжете или простых стишках, пойдут на пользу вашему ребенку?
Психологическое воспитание детей: А лисичка его – ам! – и съела
«Во время беременности я изучала много литературы по детской психологии, узнавала, какие книги и в каком возрасте лучше всего читать своему малышу. К годику накупила ему народных сказок (в том числе «Репку», «Колобка»), а к двум – стихи Чуковского («Тараканище», «Муху-цокотуху», «Мойдодыра»). Мой малыш очень живо интересовался книгами, но когда начал понимать, о чем они, стало происходить что-то странное.
Вот я, к примеру, читаю ему «Колобка». Он весело хохочет, когда слышит, как Колобку удается убежать от бабы и деда, от зайца и волка, повторяет за мной и хлопает в ладоши. Когда он в первый раз услышал концовку («А лисичка его – ам! – и съела»), задумался. А в следующий раз не захотел эту сказку слушать, с плачем закрывая книгу. Я была в растерянности…
Когда малыш подрос, попробовала читать ему стихи Чуковского – реакция еще хуже. Ребенок испугался сказки про Тараканище , разрыдался при виде Паука ,который хотел съесть Цокотуху, стал бояться Мойдодыра и потом уже наотрез отказался слушать остальное. Теперь он не хочет, чтобы я читала ему книги, с плачем все отталкивает и закрывает. В чем же дело? Неужели ему эти книги еще не по возрасту?»
Эти книги такому малышу не просто не по возрасту – они ему противопоказаны. Почему? Потому что перед нами ребенок со зрительным вектором. Испытывать страх смерти для него – врожденное свойство. Находиться в страхе для такого ребенка – первичное, первобытное состояние, которое некогда помогало ему выполнять свою видовую роль. Выполнить роль означало выжить. Не выполнить – быть съеденным леопардом или каннибалом племени.
Маленький человечек со зрительным вектором, понимая раньше всех все о смерти, испытывает к ней настоящий первобытный страх. Лисичка в сказке Колобка СЪЕЛА, Паучок Муху-цокотуху «хочет бедную УБИТЬ», «зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у нее выпивает», а Тараканище собирается ОТУЖИНАТЬ зверятами. Какие ужасные картинки! А особенно – для маленького зрительника, который все эти слова типа «съели», «ам-ам» и так далее воспринимает с внутренней первобытной дрожью. Напуганный однажды, он будет всего бояться по нарастающей – и безобидной козявки, и странных теней в ночное время…
И задача семейного воспитания детей – не усиливать этот страх, читая литературу, которая способна испугать даже взрослого, а помогать от страха избавляться. Как? Приучая его к сочувствию, сопереживанию, состраданию и любви к другим. Любовь – полярное состояние зрительного вектора, которое вытесняет внутренний страх, это пик развития любого зрительника. Учите своего малыша проявлять эмпатию, думать о чужих чувствах, благодаря чему он просто позабудет о страхе.
Все это – не общие советы о том, как прививать детям чувство прекрасного. Это конкретная действенная методика, которая помогает вырастить из ребенка цельную личность, а не «зашуганного» невротика.
Если ваш ребенок со зрительным вектором, вы наверняка заметили, что он крайне эмоционален, что он «оживляет» неодушевленные предметы (игрушки, веточки, листочки и все, что попадается ему на пути) – наделяет их живыми эмоциями и чувствами. Эти склонности нужно развивать: чтобы малыш учился сочувствовать. Сначала – пчелкам и бабочкам, потом – несчастной бездомной собаке, а затем – себе подобным.
А вот если пытаться использовать некоторые методики психологического воспитания детей, призванные наоборот, «закалять» ребенка, постоянно пугая, его образное мышление может нарисовать такие ужасные картины, что страх останется с ним навсегда, спрятанный глубоко внутри и не нашедший выхода наружу. Это опасное состояние, которое приводит к задержке развития и к реализации разных негативных сценариев жизни.
Читайте ему перед сном. Услышав и представив себе чужую печальную историю, ребенок может поплакать, ощущая сочувствие, – и это хорошо. После таких переживаний он непременно почувствует облегчение и спокойно уснет.
Образование и воспитание детей: Так что же читать?
Детской литературы сегодня очень много. Системно мыслящим родителям есть, из чего выбрать. Главное – придерживаться при этом следующих принципов.
1. «Страшную» литературу таким детям читать НЕЛЬЗЯ. К ней относятся все произведения, в которых кто-кто кого-то съедает или пугает, в которых так или иначе присутствует тема смерти героев.
2. Литературу, которая заставит ребенка сопереживать и сочувствовать героям, читать НУЖНО. Именно она помогает вытолкнуть страх наружу, развить заданные от рождения свойства.
3. Произведения, в которых нет ужасов, но и нет печального сопереживательного сюжета, детям со зрительным вектором читать МОЖНО, НО они не будут способствовать развитию их врожденных свойств. Развивать фантазию, воображение, дарить удовольствие – да. Сочетайте их с литературой из пункта 2.
Все это легко запомнить и применить на практике, обеспечивая правильное социальное воспитание ребенка. Перед покупкой книги читайте ее описание, отзывы родителей, ищите подробное изложение сюжетной линии. Для ориентира приводим вам список произведений, которые годятся для чтения малышам со зрительным вектором разного возраста.
Для самых маленьких выбирайте сказки и стихи с хорошим концом – о животных и детях, о дружбе и семье. Уже к году маленький человек понимает, что такое «съели». К двум-трем годам – что значит смерть. Ликвидируйте все истории, которые могут быть страшными для маленьких «зрительников».
Присмотритесь к произведениям Веры Чаплиной «Забавные животные». Это замечательные рассказы о животных, которые воспитываются в зоопарке, а также о несчастных зверьках, которых люди приручают и с удовольствием за ними ухаживают. Дети со зрительным вектором больше других любят животных (особенно маленьких и несчастных), поэтому подобная литература им явно придется по душе.
Из этой же серии: В. Бианки «Рассказы о животных», М. Пришвин «Рассказы о животных малышам», Н. Сладков «Лесные тайнички», Г. Скребницкий «Рассказы о родной природе», Е. Чарушин «Рассказы».
Забавные, поучительные истории, которые случаются с обезьянкой Жаконей (Юрий Магалиф «Прикючения Жакони»), понравятся малышам дошкольного и младшего школьного возраста. В этих рассказах оживлена не только обезьянка, но и все звери и птицы, что непременно обрадует детей со зрительным вектором.
Для вдумчивого чтения с родителями младшим школьникам подойдут глубокие, непростые сказки Людмилы Улицкой (например, «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь»). Они – о многосложности жизни, эти сказки не для развлечения, а для воспитания тех самых нужных каждому зрительному ребенку чувств: жалости, сочувствия, сострадания.
И у взрослых, и у детей вызывает искреннее сочувствие несчастливая судьба мальчика Реми, описанного в повести Гектора Мало «Без семьи». Ребенок не знает, кто его родители, и живет у разных людей. Здесь много благородных и добрых героев, а также с любовью описанных животных, что обязательно понравится детям со зрительным вектором. Книга подойдет для чтения детям младшего и среднего школьного возраста.
Поэтическая, прекрасная сказка Софьи Прокофьевой «Лоскутик и Облако» обрадует детей младшего школьного возраста. Она не только погружает ребенка в занимательную фантазию, но и учит его добру и злу, заставляет задуматься о настоящей жизни.
Трогательная история о собаке по имени Пес (Даниэль Пеннак «Собака Пес»), в которой автору удалось рассказать о том, что собаки – это не только наши «игрушки», но и существа, о которых нужно заботиться, которых нужно уважать и воспитывать. Прекрасная книга для любого ребенка, но особенно – носителя зрительного вектора. Произведение подойдет детям среднего и старшего школьного возраста, и обязательно – взрослым.
Есть еще много прекрасных произведений для детей, которые могут стать для вашего ребенка самыми любимыми. Выбирая ту или иную книгу, не забывайте о том, что ее сюжет должен быть не просто интересным: жизненная история о несчастной судьбе героя будет намного полезнее для развития вашего ребенка, чем легкая сказка, не вызывающая сопереживания.
Не бойтесь «нагружать» своего малыша тяжелыми эмоциями. Зрительный ребенок, воспитанный в духе сочувствия и любви к человеку, будет ощущать себя намного гармоничнее в этом мире, чем тот, кого ради «адаптации» к современным условиям жизни водили на борьбу или каратэ.
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Анна Кудрявцева, учитель-филолог
Важно увидеть зрительный вектор в ребенке
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Сапожникова on пт, 11/23/2012 - 02:57.
Спасибо, Наталья. Надеюсь,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on пт, 11/23/2012 - 03:38.
Детская эмоциональность
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Elena Smirnova on пт, 11/23/2012 - 04:54.
Правильная литература решит
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on пт, 11/23/2012 - 18:08.
получается, что половину
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Виктория Запорожская (не проверено) on пт, 11/23/2012 - 07:09.
Ну... для детей со зрительным
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on пт, 11/23/2012 - 18:09.
Спасибо большое за такую
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян on сб, 11/24/2012 - 06:47.
Отличный результат, Ольга! Да
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on сб, 11/24/2012 - 18:51.
Не статья, а клад! У меня как
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Яна Польова on пт, 11/30/2012 - 21:50.
спасибо
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by мария (не проверено) on ср, 12/26/2012 - 22:56.
Осторожно - книги!
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена (не проверено) on вт, 02/12/2013 - 14:30.
Как же можно было догадаться,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Красуля on ср, 12/25/2013 - 11:50.
Большое спасибо за
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Юрий Снега (не проверено) on пт, 02/14/2014 - 05:37.