Только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые.
Януш Корчак
Родители и учителя, рассуждая о качестве школьного образования, сегодня качают головой: «Нет, школа нынче не та…» Почему? Та же классно-урочная система обучения, которая спасла мир от безграмотности, появившись 500 лет назад. Те же учителя, обучаемые в университетах мудрыми профессорами. Те же дети, готовые к школе в 6–7 лет.
Однако жизнь стала другой. И во главу угла должно ставиться не универсальное образование, не следование общему образцу, а развитие индивидуальности, творческого мышления у каждого ученика. Эффективность усредненного типа обучения слишком мала — и в этом признаемся даже мы, педагоги.
На обочине образования остаются «слабые» учащиеся, не поспевающие за общим темпом; «сильные», которым становится скучно от медленного и безликого преподавания, оказываются не у руля. В итоге умные, интересные, талантливые дети не находят развития и реализации своих способностей, получая лишь «прививку от учебы». А те, которые остро нуждаются в нашей помощи, награждаются дополнительными проблемами.
Что же делать? Нанимать репетиторов? Отправлять детей учиться за границу? Искать школы с новым подходом?
Можно и так. А можно делать ставку на учителей. Изначально мы приходим в школу учить, а не отбывать повинность. Нам бы только найти особенный инструмент, точно подсказывающий, в каком подходе нуждается отдельно взятый ученик, как с ним разговаривать, чего ожидать и как заинтересовать своим предметом.
Предельно четкую картину дает онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, формирующий психологический комфорт в общении с любым учеником. Рассмотрим типичные ситуации, возникающие с детьми двух совершенно разных и заметных любому наблюдательному педагогу психотипов — с кожным и анальным векторами. Это нижние вектора, которые отвечают за тип мышления (но не интеллект — это уже верхние вектора), физическую активность, либидо человека.
Игры в нарушителей. Отношение к оценкам
Мы привыкли, что в обычной школе учителя и дети играют в особую игру под названием «Поймай нарушителя». Учитель, как настоящий полицейский, в начале каждого урока проверяет, кто подготовился, а кто нарушил правило. Определив нарушителя, педагог его непременно наказывает — плохой отметкой, записью в дневнике, выговором, а иногда, чего греха таить, публичным унижением.
Нарушитель, в зависимости от векторного набора, тоже ведет себя предсказуемо. Так, ученик с анальным вектором, послушный и прилежный в учебе, ожидает от учителя справедливой оценки за результат своей работы. Он сильно переживает и испытывает острое чувство вины, если по какой-то причине ему не удалось подготовиться к уроку (а еще — очень не хочет расстраивать маму). Это может быть совершенно банальная причина: он не успел усвоить заданный материал. Его мышление особенное, склад ума — аналитический. Запоминает материал медленно, зато качественно.
Ребенок с кожным вектором относится к оценкам легче, к тому же умеет найти выход из любой ситуации. Обладатели гибкой психики ученики-кожники быстро адаптируются к разным настроениям учителя и не воспринимают критику близко к сердцу. Правда, во избежание наказания такой ученик может что-то скрыть либо придумать.
Кстати, нам, учителям, ученики с кожным вектором кажутся самыми смышлеными: благодаря особенностям своей психики они на лету схватывают новый материал и не протирают штаны, часами просиживая над учебником. Однако и знания их поверхностны, задерживаются в памяти ненадолго и непрочно.
Как-то раз на одном из уроков, посвященных свободной теме, я решила обсудить с учениками смысл школьной оценки. Вообще, эта тема проблемна для обычной школы, в которой нередко вся учеба сводится к гонке за отметкой. Но суть оценки не что иное, как сообщение учителя
ученику о том, с каким качеством последний выполнил свою работу. Оценка — это не награда, не бонус, не самоцель. Но школьники (не без помощи учителей) воспринимают ее именно так.
В конце занятия я провела небольшой тест: попросила написать всех учеников, какие отметки они считают хорошими, а какие плохими. Как я и ожидала, мнение учеников совпало: 5 — это хорошая отметка, то, к чему надо стремиться; 4 — сойдет, нормально, но лучше 5; 2 и 3 — плохие, ужасные, которых больше всего боятся. Тогда как по сути оценка 3 означает не плохой, но и не лучший вариант ответа. А 4 — хороший, нормальный ответ. И 5 — это не награда или бонус, а показатель полного знания.
Да, дети зависят от оценок, причем в ущерб усвоению материала. Оценка в нашей школе становится своеобразной валютой, за которую дети-кожники торгуются с учителями, хитростью и ловкостью пытаясь отхватить себе побольше. А анальники пытаются ее заслужить, вместо того чтобы показывать настоящие знания предмета.
Учителю нужно учиться ставить отметку и при этом не унижать ученика, уж тем более не мстить ему за строптивость, а поощрять за интерес или стимулировать в нем чувство азарта. А еще помнить, что без ошибок учебы не бывает. Иначе между ним и учеником будет расти чувство взаимной неприязни.
Правила усвоения материала
Для детей с анальным вектором учитель найдет методы успешного усвоения материала, если будет опираться на понимание психических особенностей таких учеников. Им мало увидеть или услышать — им обязательно нужно все записать, с уточнениями, подробностями и алгоритмами действий. Затем перечитать все дома, потом через день или два повторить.
Таких учеников важно научить работать с информацией, систематизировать ее, делать выводы. Эти дети не умеют вникать и запоминать все быстро, и никакие тренировки памяти не перестроят их мышления. Зато, запомнив все однажды, анальник уже ничего не забудет.
Хорошая практика — давать детям с разным векторным набором разные задания. Например, ученики с анальным вектором прекрасно справляются с подготовкой дополнительного материала по теме следующего урока, а также с любыми заданиями, в ходе которых нужно проявить усидчивость и обстоятельность, будь это написание реферата или отработка пройденного материала.
Идеально анальникам подойдут задачи, где требуется что-то проанализировать. Например, найти неточность в готовом решении задачи, ошибки в написанном тексте и так далее. Обязательно задавайте им вопросы о том, как новый материал связан с ранее изученным, — это поможет им установить причинно-следственные связи, облегчающие усвоение материала.
Дети с кожным вектором понимают новую тему быстро: им достаточно выслушать учителя, решить пару задач, и все, материал усвоен. А вот сидеть над учебниками, разбираться в деталях, писать длинные сочинения — не их конек. Хотите, чтобы кожник показывал прекрасные успехи? Поручите ему решение логических задач, дайте одновременно несколько простых, но важных для закрепления темы упражнений, и он справится с ними с удовольствием.
Проведите эксперимент. Скажите в конце урока: «Поднимите руки те, кто понял новый материал» (вместо обычного: «Кто не понял?»). Первыми поднимут руки дети с кожным вектором. Затем попробуйте обсудить с детьми наиболее частые ошибки по пройденной теме — здесь активными будут анальники.
Мои коллеги могут возразить: «Но ведь школьникам нужно уметь выполнять любую работу, которая входит в программу школьного обучения!» Дети полиморфные, с развитыми векторами — смогут. А все остальные, как бы вы с ними ни бились, научиться делать то, что противоречит их природным свойствам, не в состоянии.
Наказания для провинившихся
Если детей с анальным вектором постоянно подгонять, давать задания на скорость, заставлять писать контрольные или проверочные работы по свежему материалу, обрывать на полуслове — это будет для них настоящее наказание. Однако такие методы не будут мотивировать школьника к учебе — наоборот, вызовут в душе ребенка обиду, неуверенность в себе, отвращение ко всему, что связано с учебой. Он даже может начать заикаться. Разве в этом наши цели?
Мотивировать к учебе ребенка с анальным вектором стоит разумной похвалой и адекватной критикой. Мысленно объедините учеников с анальным вектором в отдельную группу. Выделите время, чтобы разобрать детально их ошибки. Похвалите за достижения. Убедите в том, что даете такое задание только самым ответственным ученикам в классе. И можете спокойно ожидать, что все они к следующему уроку захотят подготовиться еще лучше.
Худшее из наказаний для ребенка с кожным вектором — это битье. Но, надеюсь, сегодня такие зверские способы расправы не практикуют ни в одной школе. Не приведет к успеху и наказание от противного: о мотивации к учебе можно забыть, если вы даете ему задания, которым будет рад школьник с анальным вектором.
Прекрасный результат можно получить, если задействовать природные качества детей с кожным вектором: практиковать соревнования и любые задачи, по итогам которых ученик может быть назван лучшим. Выберите из класса кожных детей, озадачьте их прямо на уроке и пообещайте, что при успешном выполнении они получат особенное поощрение (например, будут освобождены от домашней работы).
Все это более чем реально реализовать в ходе одного урока: с анальниками разбираете обожаемые ими детали, а кожники в этом время тихонько пишут свою поощрительную контрольную.
Обучение, как и воспитание, не должно проводиться вслепую.
Мало знать свой предмет, любить его и хотеть донести до сердец своих учеников.
Мало любить детей и стараться им помочь узнать о мире что-то новое.
Важно действовать, исходя из знания психических особенностей школьников.
Иначе процесс обучения, даже самый талантливый и увлекательный, превратится в некий случайный отбор: кто сумел, тот и усвоил, кто не усвоил, тот остался незамеченным.
Причем это все не требует от учителя каких-то дополнительных трудозатрат: с системным мышлением в его голове ученики «выстраиваются» в отдельные группы. И для этих групп нужно готовить и реализовывать разные подходы.
Что вы получаете в итоге? Взаимопонимание с учениками и уход от неприязни. Живой интерес детей к тому, о чем вы распинаетесь изо дня в день, а не страх перед оценками. Усвоение материала большинством учеников. И, как следствие, повышенную успеваемость в классе по вашему предмету.
Автор Анна Кудрявцева, педагог-филолог
Корректор Евгения Лицкая
Статья написана по материалам онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Отправлять детей учиться за
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Swetlana (не проверено) on сб, 11/24/2012 - 05:53.
Учителям гораздо проще
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Аверина on сб, 11/24/2012 - 06:53.
Вы правы, Наталья, это
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on сб, 11/24/2012 - 18:55.
Понимать внутренние качества
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Ольга Чугурян on сб, 11/24/2012 - 07:14.
Неоценимые знания для всех
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Сапожникова on сб, 11/24/2012 - 09:01.
Пожалуйста :)
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on сб, 11/24/2012 - 18:57.
Школа тоже может стать
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Clara (не проверено) on сб, 11/24/2012 - 09:14.
Класс, Клара, вам так повезло
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on сб, 11/24/2012 - 19:00.
где бы такого понимающего
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Larisa Yarusova on сб, 11/24/2012 - 10:05.
Да уж, таких ситуаций в школе
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Анна Кудрявцева on сб, 11/24/2012 - 19:03.
Здравствуйте! Позволил себе
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by андрей (не проверено) on сб, 12/01/2012 - 07:38.