Во времена, когда мы с вами были детьми, существовало мнение, что ребенок, не посещающий детский сад, в школе обязательно столкнется с большими проблемами: не сможет найти общий язык с учителями и сверстниками, а также получит сильный удар по иммунитету. Сегодня это мнение стало не столь категоричным. А зря.
Теперь каждая пятая мамочка задумывается над тем, чтобы дать своему малышу домашнее воспитание, которое в наши дни может быть ничуть не хуже, нежели детсадовское. Ребенок, полагает мама, не теряет, а только приобретает: на домашнем воспитании ему не грозит эта «ужасная» адаптация ребенка в детском саду, сопровождающаяся истериками и постоянными болезнями; дома ему будут уделять максимум внимания и заботы, а учебный материал изучится в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения малышом новых знаний. Общение? И это можно организовать – водить ребенка в различные секции, знакомить его со сверстниками на детских площадках.
Со стороны все выглядит прекрасно: у малыша нет стрессов, он, как и прежде, ничем не болеет, гуляет с мамой по улицам, изредка общаясь с себе подобными, а также три раза в неделю ходит на часовые занятия в группе. К школе багаж его знаний довольно приличен, и у мамы нет повода беспокоиться о его успеваемости. Но эту идиллию может портить одна-единственная, случайно закравшаяся мысль: «А как он адаптируется в школьном коллективе?..»
Сомнение не безосновательно. Роль садика и адаптации детей к этому дошкольному учреждению переоценить невозможно. Ни одна мама, даже если она наймет тысячу нянек, не сможет научить его навыкам общения с себе подобными, а также не выберет за ребенка его место в обществе. Все это он должен усвоить в детском коллективе, и чем быстрее у него это получится, тем меньше проблем будет в будущем.
О важности детского сада
Мы все с самого рождения имеем свой конкретный набор векторов. Он не меняется со временем, его нельзя обменять или «отключить». Вектора, или наши врожденные свойства-желания, можно лишь развить, а уже развитое реализовать во взрослой жизни: развитый зрительный вектор, к примеру, реализовать в медицинской сфере, а развитый кожный – в инженерии и так далее. От неразвитости векторов мы получаем одни лишь проблемы: страхи, истерики, суицидальные мысли, депрессию, чувство неудовлетворенности, обиды и многое другое.
Набор векторов у детей заметен с самого раннего возраста (что-то видно со дня его рождения, а некоторые свойства более ярко проявляются к году-двум). Они определяют манеру поведения вашего малыша, его образ мыслей, интересы и предпочтения. Они же диктуют стиль общения со сверстниками. От них же будет зависеть, насколько легко пройдет для малыша период адаптации в детском саду.
Почему детям 3-6 лет так важно общаться со своими сверстниками в детсадовской среде? В своем первом коллективе они действуют самостоятельно, без помощи мамы: сами пробуют различные роли, сами находят свое место в обществе, сами отстаивают свои интересы. Дети ранжируются практически так же, как это делали наши предки, только вместо копий и топориков здесь идут в ход пластмассовые лопатки, зубы, кулаки.
Да не пугайтесь вы: драки совсем необязательны. А вот ранжирование – да. Успешно сдав «экзамен», ребенок намного быстрее будет находить общий язык с любыми детьми (а потом и взрослыми), которые встретятся ему на пути.
Как пройдет адаптация ребенка в детском саду?
Как будет выглядеть адаптация ребенка в саду, зависит от его векторного набора. Некоторые детишки легко привыкают к новой обстановке, детям и педагогам, и уже буквально на следующий день рвутся в детский сад. А некоторые тяжело переживают расставание с мамой, домом, привычным укладом жизни.
Косолапый мишка
Сложности адаптации детей в ясельной группе и дальше подстерегают мам малышей с анальным вектором. Это самые домашние, привязанные к мамам детки, для которых привыкание к саду – настоящее мучение. Но родители должны знать, что это мучение длится ровно столько, сколько малыш адаптируется к новой обстановке. Влившись в коллектив, он уже и не захочет оттуда уходить – так хорошо и комфортно ему становится в детском саду. Это его мама, прибежав за своим «зайчиком» к концу детсадовского дня, с удивлением будет наблюдать, как он увлечен игрой и не может переключиться на маму: «Мам, подожди, я доиграю!» Воспитатели любят его за послушание, а дети – за доброту.
Как может проявляться период адаптации у такого ребенка?
На физическом уровне практически все дети начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Это нормально, так как иммунитет начинает «сражаться» с атакой незнакомых вирусов.
В психическом плане ребенок может стать более плаксивым, возбудимым, у него могут проявляться отрицательные эмоции. Его речь может внешне регрессировать (малыш начинает употреблять упрощенные обороты, из речи «выпадают» прилагательные и некоторые существительные). Также ребенок может быть с виду сильно заторможен. У малыша может нарушиться аппетит, а сон стать прерывистым и беспокойным.
Все это – следствия стресса. Они пройдут сразу же, как только малыш привыкнет к новой обстановке. Адаптация таких детей в детском саду может составлять от 2-3 недель до полугода.
Как помочь такому ребенку быстрее привыкнуть? Вот здесь будут весьма кстати популярные правила адаптации ребенка в ДОУ от психологов: не спешить, приучать малыша к саду постепенно. В первые три дня приводите ребенка поиграть на площадке, чтобы он осмотрелся, познакомился с воспитателем и другими детьми. Не требуйте от своего малыша моментальной общительности – этого, скорее всего, не будет.
В следующие дни оставляйте малыша с детьми и воспитательницей: сначала на 20-30 минут, затем на час, потом на два – и так далее. Обязательно возвращайтесь в обещанное ребенку время. Делайте все без резких движений, мягко подталкивая его к коллективу, чтобы у ребенка было время свыкнуться с мыслью, что без садика ему никуда, и чтобы не было оснований для его обид.
Обязательно поговорите с воспитателем: объясните ему, что ваш ребенок – неторопливый, иногда откровенно медлительный, и что за темпом других детишек он может не поспевать. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами. Педагог будет учитывать индивидуальные особенности вашего малыша, организуя воспитательный процесс в группе. А ребенок не будет чувствовать себя ущербным.
Сильно усложнит процесс такая ситуация: вы решили отдать малыша в сад, потому что у вас родился второй ребенок, и заниматься обоими у вас нет времени и сил. Такое положение дел не понравится ни одному ребенку, но особенно обидно может стать маленькому «анальнику», которому все еще требуется много маминого внимания. Всего этого можно избежать, если отвести малыша в сад раньше, чем появится второй ребенок.
Наш пострел везде поспел
Если у ребенка есть кожный вектор, ему будет намного проще приспособиться к новым условиям жизни. Его вообще легко чем-то увлечь, ведь «кожнику» нужна смена ощущений, будь то «свежие» игрушки или новые лица вокруг себя.
Признаки адаптации такого ребенка в детском саду? Здесь их будет намного меньше: простуды, негативные эмоции (злость, агрессия), нарушение аппетита и сна. И все это – совсем не обязательно. Период адаптации у такого ребенка может составить одну-две недели.
Заранее приучайте малыша к режиму дня, который принят в вашем будущем саду. Благодаря такому «приему» он намного быстрее адаптируется к новому месту.
Если вы видите, что ребенок пришел из садика перевозбужденным, обнимите его и нежно погладьте по коже – это отлично успокаивает маленьких «кожников».
Хулиган!
Без страданий переживет период адаптации в детском саду ребенок с уретральным вектором. Ему будет очень комфортно в большом коллективе детей, которые негласно выберут его вожаком. Никаких трудностей с привыканием у такого ребенка не возникнет. Но мамам «уретральников» нужно быть внимательными – эти дети не из тех, кто беспрекословно подчиняется давлению со стороны взрослых, и если подход воспитателя будет недостаточно гибким, возможны конфликты.
Что тут можно сделать? Только пообщаться с вашим воспитателем. Объяснить ему буквально на пальцах, что вашего малыша невозможно подчинить или «построить», но вполне реально с ним договориться. Только не так, как с «кожником», которого можно усмирить дисциплиной или обещанием материального подарка. А по-особенному: общаться с ним как бы снизу вверх, как будто спрашивая его совета и авторитетного мнения. А также использовать его обостренное чувство ответственности – не за себя, а за свою маленькую «стаю».
Если воспитатель не встанет на вашу сторону и не примет «правила игры», получит в своей группе очередного хулигана и бунтаря. А малыш, разгневанный давлением со стороны педагога, может и вовсе отказаться ходить в детский сад. И ничего с этим не попишешь.
Лунный мальчик
Определенные сложности адаптации к дошкольному учреждению могут возникнуть и у родителей «звуковиков» – детей со звуковым вектором. Самые тихие, самые задумчивые, эти дети меньше всего нуждаются (но все-таки нуждаются!) в общении. И меньше всего его хотят. Им бы сидеть в тишине, сосредоточившись на своем внутреннем мире.
Однако мамам таких детей обязательно нужно подталкивать их к общению (опять же мягко, ненавязчиво), потому как законы ранжирования в обществе никто не отменял. Неадаптированного «звуковика» в будущем могут преследовать и унижать. А при неудачном привыкании к детскому саду у малыша может развиться тяжелая степень адаптации, которая протекает более полугода и сопровождается различными болезнями.
Как избежать проблем?
Как и в случае с ребенком с анальным вектором, здесь нужно заранее тренировать адаптационные «механизмы» ребенка: водить его на детские площадки, в гости, на развлекательные мероприятия (но только те, которые не сопровождаются громкой музыкой или шумом). Создайте в своей семье благоприятную психологическую обстановку: беседуйте с малышом, избегайте семейных ссор и конфликтов, слушайте вместе с ним тихую классическую музыку, играйте в спокойные игры.
Объясните воспитателю вашей группы, что ваш ребенок не любит громких звуков, что он бывает часто погружен в собственный мир и что применять к нему жесткие воспитательные меры категорически нельзя. Расскажите ей о том, чем ваш малыш любит заниматься, и тогда шансов, что она найдет к нему подход, будет намного больше. А ваш «звуковик», который обрел взаимопонимание с воспитательницей, довольно скоро научится общаться со сверстниками и даже станет получать от этого удовольствие.
Это далеко не все вектора – есть еще оральный, мышечный, зрительный и обонятельный, которые также наделяют ребенка индивидуальными чертами характера и поведенческими особенностями. Узнать о них подробнее вы сможете на тренингах по системно векторной психологии Юрия Бурлана. Понимая каждый из них, вы сумеете помочь своему чаду быстрее и наименее болезненно пережить адаптацию ребенка в детском саду. А также сделать годы, проведенные малышом в этом дошкольном учреждении, по-настоящему счастливыми.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор статьи: Анна Кудрявцева
адаптация ребенка в детском саду
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Виктория Запорожская (не проверено) on вт, 12/11/2012 - 02:11.
К сожалению, многие родители,
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Swetlana (не проверено) on вт, 12/11/2012 - 02:19.
Я не посещала детский сад.
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Елена Смирнова (не проверено) on вт, 12/11/2012 - 03:11.
Крайне важно правильно
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Viktor Belinskyy on вт, 12/11/2012 - 07:41.
Хорошо бы, чтобы воспитатели
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья Аверина (не проверено) on вт, 12/11/2012 - 08:09.
согласна. хотя бы интуитивно.
Постоянная ссылка (Permalink) Submitted by Наталья (не проверено) on ср, 12/12/2012 - 01:05.